Версия // Общество // Дешёвые путешествия уходят в прошлое

Дешёвые путешествия уходят в прошлое

1621

Вон с пляжей!

Дешёвые путешествия уходят в прошлое (рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Массовый туризм погружается в глубокий кризис. Популярные у путешественников локации переполнены, существующая инфраструктура не справляется. При этом цена на поездки с каждым годом всё выше.

Чем больше туристов, тем лучше. Это утверждение ещё совсем недавно казалось абсолютной истиной. Однако в последнее время даже в странах, где доходы от туризма составляют значительную часть поступлений в бюджет, всё громче слышны предложения приостановить или ограничить развитие туриндустрии. Основной аргумент – существующая инфраструктура не справляется с наплывом гостей.

Канализации на всех не хватит

Небывалый рост внутреннего туризма – особая гордость российских властей. По итогам 2023 года внутренний турпоток составил небывалые доселе 75 млн человек. Согласно целевым показателям нацпроекта по туризму, к 2030 году эта цифра должна увеличиться почти в 2 раза – до 140 млн поездок.

Только вот всякий раз, говоря о рекордах, чиновники почему-то забывают упомянуть о переполненности отечественных курортов, стремительно снижающемся уровне сервиса и непрекращающемся росте цен.

Прошлым летом соцсети наводнили фотографии переполненного черноморского побережья. Причина понятна – дешёвых туров в Турцию и Египет больше нет, а отдыхать россияне хотят. Однако побережье не резиновое. При этом участники рынка признают: высокий спрос запустил процесс неконтролируемого строительства новых мест размещения. Причём отели, гостевые дома и хостелы появляются зачастую без оглядки на то, сможет ли существующая инфраструктура переварить всё новые и новые объекты. Хромает и сервис. «Есть ли смысл заботиться о качестве строительства и сервиса, когда отель с самым дешёвым ремонтом, дешёвой техникой и дешёвой мебелью приносит стабильную прибыль в 5 тыс. рублей за ночь?» – рассуждает гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.

По пути бесконтрольного наращивания гостиничных мощностей сегодня идут почти все российские регионы, столкнувшиеся с ростом числа туристов.

Так, о небывалом росте турпотока и нехватке номерного фонда уже заявляют на Камчатке. «За последние два года турпоток вырос более чем на 50%. Количество номеров пока не успевает, у нас 367 тыс. туристов приехали в прошлом году, а номеров существует менее 3,3 тысячи. Получается более тысячи человек на один номер», – подсчитал глава Минвостокразвития Алексей Чекунов.

Сейчас на Дальнем Востоке существует как минимум 50 проектов по созданию отелей и баз отдыха. Выиграют ли от этого туристы и сам регион, большой вопрос. К примеру, на Байкале уже задумываются об ограничении потока туристов! Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян подсчитал: «диких туристов» в регион приезжает порядка 3 млн, при этом Байкал может принять не более 300 тыс. путешественников. В результате он выступил с предложением ввести «экономический барьер»: взимать с каждого желающего посетить Байкал 50 тыс. рублей.

«У нас беда в том, что туристический поток всегда опережает развитие инфраструктуры. Надо принимать какие-то серьёзные решения, может быть, даже по ограничению потока до тех пор, пока не будет построена инфраструктура», – предлагал в прошлом году спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов.

По теме

Увы, ни строительство оте­лей, ни создание новой инфраструктуры проблему загруженности курортов не решат. «Я считаю, что нам точно не нужно идти по пути, который в той же Турции или Европе прошли ещё в 50-е годы прошлого века, построив огромное количество оте­лей для массового отдыха. Нам смешно тягаться с той же Турцией, где вся эта инфраструктура в итоге превратилась в низкомаржинальный бизнес», – рассуждает директор Института развития города Севастопольского госуниверситета Алексей Тихонов.

Туристам здесь не рады

Действительно, сегодня многие популярные зарубежные курорты, некогда нацеленные на развитие массового туризма, всё чаще задумываются о том, как переформатировать собственную туриндустрию. Недавно жители Канарских островов провели протест против наплыва туристов – акция собрала около 20 тыс. участников. «Мы достигли точки, когда баланс между использованием ресурсов и благосостоянием населения нарушился, особенно это заметно в течение последнего года», – цитировали СМИ местного активиста Виктора Мартина. Протестующие требовали ограничить посещение Канарских островов, а также ввести новый туристический налог.

Кстати, в российских туристических регионах нелюбовь к туристам тоже набирает обороты. Лексикон жителей курортных городов обогатился словами «бздыхи» (так называют «понаехавших туристов») и «дошираки» (обозначение для туристов, которые стараются сэкономить и предпочитают готовить дома, вместо того чтобы ходить в кафе и рестораны). Впрочем, отказываться от традиционного заработка на «бздыхах» и «дошираках» местные явно не намерены. Ругаясь на невыносимую загруженность курортных городов, они и сами вносят в это немалую лепту. «Чтобы заработать, местные сдают подсобные помещения на своих участках, гаражи. Некоторые на летний сезон уезжают к родственникам в деревню, а свои квартиры у моря сдают в аренду за бешеные деньги. Пенсионеры селят к себе отдыхающих. Хозяева больших квартир размещают у себя по нескольку семей, получается как коммуналка», – рассказывает жительница черноморского курорта.

Практика

Всё больше стран задумывается о том, что большое количество туристов – это не так уж и хорошо.

  • В Амстердаме введён запрет на строительство новых гостиниц. Получить разрешение на возведение нового объекта можно, лишь если новый отель появится взамен закрывающегося. При этом в новой гостинице не должно быть больше номеров, чем в той, которая закрылась. «Мы хотим сделать и сохранить город пригодным для жизни жителей и гостей. Это означает: никакого чрезмерного туризма, никаких новых отелей и не более 20 млн ночёвок в год», – объяснили своё решение депутаты городского совета. Также в центр Амстердама запретили заходить круизным лайнерам, а ещё увеличили туристический сбор – до 12,5% от окончательного счёта в отеле.
  • В Турции уже не первый год идёт дискуссия об отказе от отелей, работающих по системе «всё включено», которые привлекают в страну миллионы туристов со средним и низким бюджетом. «Ещё пять лет назад мы рассчитывали на 35 млн гостей, что будет к 2030 году – 100 миллионов? Стратегия увеличения наших доходов от туризма за счёт увеличения числа туристов не что иное, как раздача одной рукой того, что мы берём другой. Это вернётся к нам в виде экологических проблем», – констатировала глава турецкого комитета по устойчивому развитию We Care All Биргюль Акгюль.
  • В Венеции в конце апреля этого года ввели налог в 5 евро для туристов, приезжающих в город всего на один день. А в Таиланде представители турбизнеса просят правительство ввести сбор в 300 бат (примерно 750 рублей) для иностранных туристов. В Греции с начала года ввели новый климатический налог в размере 1,5–10 евро в зависимости от сезона и класса гостиницы.
  • Влияние большого турпотока на состояние экологии курортных регионов уже не раз подтверждалось примерами. На так называемой афинской ривьере в 70–80-е годы прошлого века появились две яхтенные гавани – в Алимосе и Флисвосе. В результате о некогда песчаном побережье Аттики и кристально чистом море в этом районе сегодня припомнят разве что старожилы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.05.2024 16:00
Комментарии 0
Наверх