// // Татьяна Гвилава рассказала «Версии» как отбирают и чем занимаются ребята в школе «Лифт в будущее»

Татьяна Гвилава рассказала «Версии» как отбирают и чем занимаются ребята в школе «Лифт в будущее»

1120

Инкубатор гениев

4
В разделе

Об этом, а также о том, из чего складывается день юных талантов в летнем лагере проекта и каковы традиции «учебных сессий» мы узнали у президента благотворительного фонда «Система» Татьяны Гвилавы.

– Татьяна Александровна, кто входит в Экспертную комиссию программы «Лифт в будущее», осуществляя отбор лучших детских работ, кем оплачивается пребывание ребят в школах «Лифт в будущее»?

– В Экспертную комиссию входят преподаватели крупнейших вузов России, наставники, которые в рамках дополнительного образования занимаются проектной деятельностью с детьми, отраслевые эксперты из дочерних компаний АФК «Система» и других инновационных и технологических корпораций России. Участниками школы становятся победители Всероссийского конкурса региональных школьных проектов «Система приоритетов», а также конкурсов наших партнёров. Эксперты выставляют оценки по девяти критериям. Старшеклассникам, чьи проекты набрали наибольшее количество баллов, предлагаются путёвки в школы.

До 2015 года некоммерческое партнёрство «Лифт в будущее» полностью оплачивало обучение, путёвки и проезд своих воспитанников.

В этом году мы начали более активное взаимодействие с Министерством образования и науки РФ, и ведомство выделило нам 300 федеральных путёвок. Проживание и питание участников теперь финансируется Минобрнауки, а переезд – «Лифтом». Так было в весенней школе этого сезона в Анапе, где обучались 150 слушателей из 24 регионов РФ.

– Не слишком ли сложен «фильтр», сквозь который проходят работы участников, и можно ли с уверенностью говорить об абсолютной прозрачности данной процедуры?

– Конкурс предполагает набор нескольких критериев, который показывает, насколько ребёнок системно прорабатывает проблематику своего проекта. Обязательный

критерий – новизна идеи. Важно, чтобы юный гений не транслировал чей-то опыт, а предложил своё оригинальное решение. Глубина погружения в материал учитывается и приветствуется. Участник должен изучить передовой опыт в России и за рубежом, посмотреть, как эти же проблемы решают другие компании и как он сумел продвинуться в своём проекте.

Основные критерии отбора вывешены на сайте в специальной форме при регистрации. Разделы, которые ребёнок заполняет для своей аккредитации, и являются критериями отбора. Получается, что за прозрачностью процедуры в какой-то мере следит и сам компьютер.

– Итоги последних лет обнадёживают, насколько нам известно, уже есть «первые ласточки» – вчерашние питомцы школы, реально вписавшиеся в тот или иной сегмент российской экономики. А какие преференции есть у выпускников «Лифта в будущее» при поступлении в вуз или на работу?

– Пока у нас есть один яркий пример – выпускница школы, которая сегодня является соучредителем своей собственной компании. Благодаря программе «Лифт в будущее» девушка сумела реализовать стартап в области IT-технологий и сейчас разрабатывает продукты для системы безопасности. Говорить в масштабах страны преждевременно, так как в настоящий момент все выпускники школ являются студентами вузов. Большинство участников первых «сессий» учатся на 3–4-м курсах институтов. Главное, что наши воспитанники получают бесценный опыт проектной деятельности, повышают мотивацию и достаточно рано определяются с делом всей своей жизни. Сейчас разрабатывается законопроект, при котором предложенная нами проектная деятельность учитывалась бы при поступлении в вуз. «Лифт» признан лучшей практикой по поддержке талантливых детей и молодёжи и рекомендован АСИ (Агентством стратегических инициатив). Через наши школы вузы могут знакомиться с талантливой молодёжью и привлекать ребят для совместной деятельности.

Старшеклассники могут рассчитывать на поощрение со стороны партнёров программы, связанное с дополнительными возможностями для профессионального роста: стажировки в ведущих отечественных и зарубежных университетах, научных центрах, высокотехнологичных компаниях, получение грантов, специальных стипендий, участие во всероссийских научных конференциях и конкурсах. При этом статус и привилегии полностью зависят от активности самого участника.

Энергетика в аутсайдерах

– Назовите, пожалуйста, самые востребованные сегодня направления, которые выбирают школьники для своих проектов. Какие области и регионы страны наиболее «талантливы»?

– Самым востребованным направлением по-прежнему является «Среда жизни человека и общество». И это не удивительно, так как школьная практика сегодня преимущественно ориентирована на гуманитарные проекты. Система дополнительного образования в области технического творчества молодёжи только начинает восстанавливаться. Поэтому взрослых людей, готовых вести инженерные проекты для детей, к сожалению, крайне мало. Они есть, но их не так много. Немало проектов по IT-технологиям, по медицине, по инновационной промышленности. Энергетика – самое малочисленное направление.

Лидеры регионов – Москва и Московская область, Ставропольский край, Башкортостан. В летнюю школу в Подмосковье также приедут ребята из Севастополя, Воронежской области, нескольких регионов Дальневосточного федерального округа.

– Как устроена летняя августовская школа «Лифт в будущее» в этом году? Где живут ребята, из чего складывается их день?

– Школа пройдёт в детской здравнице имени Гагарина в деревне Петрово Ступинского района Московской области. Первая половина дня преимущественно отводится под проектные сессии. После обеда у ребят тихий час, а затем мастерские, где они разрабатывают наглядные модели и углубляют свои исследования, которые начали разрабатывать в рамках конкурсной проектной деятельности. После 20.00 у нас начинается воспитательный блок, который способствует формированию личностных качеств ребёнка, его самоуправлению, установлению культурных норм взаимодействия и деятельности. Кстати, культурно-просветительская составляющая впечатляет: от экскурсий на технологические предприятия Ступинского района до диспутов с ведущими отечественными режиссёрами и актёрами.

– Есть ли свои традиции в школе «Лифт в будущее»? Может быть, утром над лагерем взвивается знамя с логотипом проекта или участники «летних сессий» устраивают прощальный костёр?

– Флагов и баннеров у нас много. Специальной традиции поднятия флага нет, но спасибо за интересную идею, думаю, мы её реализуем. Традицией школы стал бал, который проводится перед закрытием сезона. Сначала участники проходят мастер-класс по вальсам, а потом принимают участие в бальном вечере. Это очень красиво. Девочки надевают платья, а мальчики – бабочки и галстуки. Бал – это вечер ритуала. Открывается школа представлением команд, а завершает свою работу в формате «свободного микрофона». Участники делятся своими мыслями и впечатлениями, рассказывают об изменениях в жизни и мировоззрении, высказывают пожелания.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.08.2015 19:46
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх