// // Создание «СССР-2» грозит России многомиллиардными убытками

Создание «СССР-2» грозит России многомиллиардными убытками

376

Ущербный союз

Минск и Астана уже согласились примкнуть к московскому союзу, в раздумьях пребывает только Украина
Фото: ИТАР-ТАСС
Минск и Астана уже согласились примкнуть к московскому союзу, в раздумьях пребывает только Украина Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Последние полгода в Белоруссии, Казахстане и на Украине одна из главных тем, обсуждаемых политологами, – перспективы Евразийского союза. Чаще этот союз называют «СССР-2», и однозначно определиться в своём отношении к нему порой не могут даже сторонники теснейшей интеграции с Россией, такие как украинский премьер-министр Николай Азаров. Элиты бывших союзных республик опасаются потерять независимость, но грезят при этом о возрождении единого экономического пространства с Россией. Впрочем, в Минске и Астане свой выбор уже сделали, и не сегодня завтра определятся и в Киеве.

Евразийский союз (ЕАС) задумывался как восточный аналог Евросоюза. Впервые о нём заговорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 1994 году, и он же до последнего времени без особого успеха носился с идеей его создания на базе нескольких республик СНГ. Теоретической базой Назарбаев избрал работы «евразийца» академика Георгия Вернадского, ещё полвека назад предсказавшего, что наша страна пройдёт нелёгкий путь от Российской империи через Советский Союз к некоему «Евразийскому единству». Но раскрутить идею ЕАС в одиночку Назарбаеву не удавалось долгие 15 лет, пока он не заинтересовал ею Владимира Путина. Осенью 2011 года нынешний президент России опубликовал статью «Новый интеграционный процесс для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», и с этого момента фактически был дан старт формированию нового надгосударственного объединения, которое, по мнению Владимира Путина, «позволит России стать ещё одним мировым полюсом влияния». На сегодняшний день пять стран подписали декларацию о создании Евразийского союза – трое «основателей» (Россия, Белоруссия и Казахстан) и два «кандидата» (Киргизия и Таджикистан). Украина взяла тайм-аут до конца текущего года. Но мало кто сомневается, каким будет решение – слишком заманчивы перспективы. Судите сами: территория ЕАС – первая в мире, более 20 млн квадратных километров. Шестое место по объёму ВВП в мире, а если к проекту присоединится Украина, то через три-четыре года ЕАС выйдет на третье место. Чем не Советский Союз-2?

Декларация Евразийского союза должна быть подписана в этом году – об этом ещё прошлым летом объявил Владимир Путин, — а полноценную деятельность ЕАС начнёт в 2013-м. Полностью же проект должен быть реализован к 2015 году. Сроки очень сжатые, согласитесь. Может быть, именно по этой причине засуетились многочисленные сомневающиеся – как в руководстве подписавших договор о создании ЕАС Белоруссии и Казахстана, так и в Киеве, где продолжают семь раз отмеривать. Сомнения вызывают в первую очередь единый эмиссионный центр и единая валюта – мало кто сомневается, что это будет российский рубль, – единый пенсионный фонд с руководством в Москве и, конечно же, единая система управления экономикой – всё так же, как было в СССР.

«Элиты постсоветских стран засомневались, а не раздавят ли их российские партнёры, – полагает известный политолог Сергей Марков. – Конкурировать небезопасно и бесперспективно по большому счёту, а гарантий никто не предоставляет. Возможно, именно по этой причине засомневался даже украинский премьер Николай Азаров, ранее считавшийся «пророссийским» и приветствовавший идеи экономической интеграции. Если местные элиты не получат гарантий безопасности, они будут сопротивляться объединению, как это сегодня происходит в Казахстане».

По теме

Действительно, в этой бывшей советской республике государственное телевидение нынче пугает пенсионеров ростом цен и снижением пенсионных выплат, напрочь забыв о том, какой подарок преподнесла Москва Астане, наладив производство малолитражек в Северном Казахстане в ущерб собственному тольяттинскому производству («Наша Версия» писала об этом в прошлом году). Ведь более половины машин, которые будут собирать в Актюбинске, продадут покупателям из Восточной Сибири и с Дальнего Востока только для того, чтобы поддержать казахскую экономику – проще и дешевле было бы отгружать эти же машины прямиком из Тольятти.

И ещё одно обстоятельство заставляет задуматься представителей республиканских элит. Оно сугубо политическое: дело в том, что в ЕАС, возможно, будут приняты так называемые непризнанные республики – Абхазия, Северная Осетия, Приднестровье и даже Нагорный Карабах. Руководство этих республик, во всяком случае, уже заявило о своём желании вступить в новый союз. И если с республиками Закавказья всё более-менее ясно, то с Тирасполем и Карабахом может нехорошо получиться. Дело в том, что Молдавия вступать в ЕАС не стремится, несмотря на то что крупнейшая в республике парламентская партия – коммунисты – призвала власти взять курс на вступление в Евразийский союз. И выходит, что союз ещё не сложился, а один территориальный спор у нового надгосударственного образования уже имеется. То же и с Нагорным Карабахом: Армения готова вступить в ЕАС хоть завтра, а вот Азербайджан – наоборот. Перенести территориальный конфликт внутрь надгосударственного объединения в этом случае тоже не получится. Путей решения пока нет, зато есть желание хоть как-то вовлечь непризнанные республики в современные экономические процессы и дать их жителям наконец заработать.

Впрочем, пока руководство ЕАС решает иные проблемы – не менее важные. С 1 января текущего года на территории трёх стран – участниц Таможенного союза начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП). В полную силу структура заработает уже в июле. А следующий этап – создание наднационального Евразийского парламента и разработка единого законодательства. О том, что парламент ЕАС начнёт создаваться уже в текущем году, заявил недавно спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Говорят, что все формальности давно улажены, а документальной базой станут наработки, созданные почти за два десятилетия существования Союзного государства России и Белоруссии.

Остаётся одна интрига – это участие Украины. Киеву интеграция в ЕАС даёт целый ряд несомненных выгод. В частности, резкое увеличение экспорта продукции трёх бюджетообразующих отраслей – металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства. Участие в ЕАС позволит украинскому ВВП вырасти в полтора раза и выведет страну, в которой 35% населения живёт за чертой бедности, из затянувшегося кризиса. Ожидается, что суммарный положительный эффект от интеграции Украины в ЕАС в период с 2012 по 2030 год составит не менее 220 млрд долларов в ценах позапрошлого года – это, как выразился председатель Верховной рады Владимир Литвин, «пять годовых бюджетов дополнительно». И это не считая интеграции в авиастроительной отрасли и оборонке, чрезвычайно выгодной украинской стороне. «Для России аргументы за подобный союз очевидны, – считает Литвин. – Это в первую очередь расширение инвестиционных возможностей на территории соседних стран и укрепление международного влияния. А нам интереснее экономическая составляющая. Если мы договоримся, получится взаимовыгодный альянс. Но продвигаемся мы медленно».

Поскольку «центр управления» пенсионной системой будет находиться в Москве (об этом страны – участницы ЕАС уже договорились), логично предположить, что пенсионные выплаты наших партнёров придётся подтягивать к средней российской отметке. За чей счёт – вопрос риторический.

Случай с перебазированием производства автомоби-лей из Тольятти в Актюбинск, на самом деле очень характерный: точно так же будет происходить и в металлургии, и в других промышленных отраслях. Чтобы дать заработать нашим партнёрам из союзных государств, нам, грубо говоря, точно так же придётся возить малолитражки не прямиком из Тольятти во Владивосток, а делать это исключительно через Актюбинск. В чём смысл? В том, чтобы дать заработать партнёрам, пока будет складываться единая разумная экономическая модель взаимодействия по советскому образцу.

Да, для нашей страны в финансовом смысле это невыгодно. Да, мы фактически начинаем оттуда, где закончили в 1991-м.

«Но таким образом мы платим за политические промахи советского руководства, – считает зампред Госдумы Владимир Жириновский. – Хотим мы того или нет. Интеграция выгодна нам в политическом смысле, и, если мы снова собираемся стать сверхдержавой – а иной дороги у нашей страны просто нет, иначе её ждёт распад, – нам придётся за это платить. Обеспечивать работой украинских металлургов и казахстанских автопроизводителей, поначалу даже себе в ущерб. Но это правильно: сегодня мы не съедим конфету, поделимся ею с товарищами, а завтра получим целую кондитерскую фабрику».

Опубликовано:
Отредактировано: 28.05.2012 05:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх