// // Сотовые телефоны могут исчезнуть из свободной продажи

Сотовые телефоны могут исчезнуть из свободной продажи

328

Аппарат временно недоступен

Монополизация приведёт к развитию «чёрного» рынка, поскольку наши граждане вряд ли смирятся с ограниченным ассортиментом.
Фото: Сергей Тетерин
Монополизация приведёт к развитию «чёрного» рынка, поскольку наши граждане вряд ли смирятся с ограниченным ассортиментом. Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В скором времени на улицах будет сложно найти привычные магазины и палатки сетей по продажам мобильных телефонов. В условиях насыщения рынка мобильных телефонов, усугубляющегося экономическим кризисом, сотовая розница принимает на себя сильнейший удар. Падение продаж в этой области в осенние месяцы по сравнению с августом составило 30–40%. А государство, пообещавшее поддержку продуктовой рознице, продавцам мобильников вряд ли поможет. Ситуацией воспользовались мобильные операторы и начали активный передел рынка сотового ретейла. В результате в ближайшие пару лет рынок изменится до неузнаваемости, а телефон будет не независимым от мобильного оператора устройством, а всего лишь частью контракта со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Первый сигнал к переделу рынка поступил в начале осени, когда появились слухи о продаже крупнейшего сотового ретейлера – компании «Евросеть». Весьма скоро слухи стали достоверной информацией. Rambert Management Ltd Александра Мамута выкупила у Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева «Евросеть» и продала 49,9% компании «Выпелкому». (Причём на неё претендовал и другой оператор – МТС.) Конкретная сумма сделки не называлась, однако, по словам источников, близких к компаниям, половина «Евросети» обошлась «Вымпелкому» в 200 млн. долларов, всего на покупку компании и реструктуризацию её долга «Вымпелком» потратил 580 млн. долларов. Правда, одобрив сделку, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выставила одно условие: следующие три года сотовый ретейлер должен будет продавать контракты всех сотовых операторов без дискриминации.

Компания «Вымпелком» вырвалась вперёд своих конкурентов (МТС и «Мегафон») по построению европейской модели продаж сотовых телефонов, при которой этим занимаются только сами операторы. Но остальные не заставили себя долго ждать. В конце октября – начале ноября МТС заключила эксклюзивное франчайзинговое соглашение с другим ретейлером – «Беталинком».

Согласно условиям договора ретейлер переведёт все свои 650 салонов связи под бренд МТС и прекратит продажу контрактов других операторов. Абоненты «Мегафона» и «Билайна» смогут только пополнять счета в магазинах. Пока партнёрство не предполагает покупку оператором доли в «Беталинке». Ретейлер будет лишь получать от МТС фиксированную плату и комиссию за подключение новых абонентов. Но поскольку «Беталинк» не идёт ни в какое сравнение по масштабам с «Евросетью», МТС пошла дальше. На прошлой неделе стало известно, что сотовый оператор планирует подписать соглашение о франшизе с другим ретейлером – «Телефон.ру» и в дальнейшем рассмотрит возможность его покупки.

По словам представителя МТС, ходатайство о приобретении 100% «Телефон.ру» уже подано в ФАС. Вероятно, МТС купит обоих ретейлеров после того, как в стране кончатся неблагополучные времена. Пока франчайзинговая форма сотрудничества более выгодна, поскольку компания в этом случае не тратит много средств на покупку и не берёт на себя ответственность по долгам компании. Впрочем, «Телефон.ру» ещё меньше «Беталинка» – у компании всего 500 салонов связи.

До этого у МТС уже было около 1700 салонов, развиваемых дочерней структурой – «ТС-Ритейл», из них 500 собственных, остальные – франчайзинговые. С учётом последних изменений розничная сеть МТС вырастает до 3000 салонов, что уже сравнимо с подконтрольной «Билайну» «Евросетью», которая владеет более чем 5000 салонами почти в 1500 городах России и странах СНГ. Впрочем, «Евросеть» сохранит свой бренд и в течение трёх лет ещё будет продавать контракты других операторов. В отношении же «Телефон.ру» ФАС скорее всего подобного предписания не вынесет.

По теме

У МТС есть и другой козырь. Недавно компания заключила партнёрское соглашение с крупнейшим европейским оператором Vodafone. От него салонам связи «Беталинк» и «Телефон.ру» могут достаться новые для российского рынка модели телефонов, а некоторые существующие модели будут продаваться по цене на 10% ниже рыночной. Это произойдёт за счёт того, что МТС получит возможность участвовать в глобальных закупках сетевого и абонентского оборудования Vodafone со значительными скидками. Кроме того, партнёрство позволит запускать новые для российского рынка продукты и услуги.

Третий оператор «большой тройки», «Мегафон», не остался в стороне от общего оживления. По словам источников, он располагает опционом на покупку доли в «Диксис». Впрочем, кому достанется этот ретейлер, ещё не ясно. На прошлой неделе стало известно, что «Диксис» перешёл за долги под контроль Альфа-банка. Учитывая тот факт, что «Альфа-групп» (в неё входит Альфа-банк) имеет доли и в «Вымпелкоме», и в «Мегафоне» (44% и 25,1% соответственно), «Диксис» может как присоединиться к «Евросети», так и стать ретейлером «Мегафона». Группа компаний «Диксис» имеет более 700 салонов, ещё 445 работают по франчайзинговой схеме, доля компании на рынке – 4%. Ранее, до перехода под контроль Альфа-банка, основным претендентом на «Диксис» был «Мегафон».

Сегодня главная интрига – кому достанется другой лакомый кусок рынка: вторая по величине сотовая сеть «Связной» (1700 салонов связи). Если и он достанется «Билайну», то у компании будет более 50% рынка сотового ретейла, что нанесёт сильнейший удар по конкурентам. Пока у компании есть специальное маркетинговое соглашение со «Связным», однако другие члены «большой тройки» ещё поборются. К тому же в настоящий момент 15% акций «Связного» покупает «ВТБ Капитал». «Связной», кстати, собирался купить сеть «Цифроград» (ещё 1400 салонов). В то же время вероятность того, что обе эти розничные сети достанутся одному из операторов, достаточно велика. Тем более что у одного из них, «Связного», имеющего большую долговую нагрузку, к тому же не лучшим образом складываются судебные споры с российскими налоговыми органами. 27 октября 2008 года 9-й Арбитражный апелляционный суд принял решение доначислить «Связному» налоги по итогам проведённых в прошлом году 16 камеральных проверок за 2004–2006 годы на сумму 2,7 млрд. рублей.

Передел рынка сотового ретейла позволит построить в России модель продаж, аналогичную той, что действует в Европе и США. Там торговлей телефонами занимаются в основном операторы, а телефон, по сути дела, является частью контракта. Одним из преимуществ такой модели продаж является то, что телефон можно будет купить намного ниже себестоимости. Компания за эти один-два года не только окупает телефон, но и получает дополнительную прибыль: выбор тарифных планов при таком условии ограничен. Пока в России законодательно запрещено принудительно продавать тарифы в нагрузку к телефонам, однако эту схему уже успешно обходят. Пример «европейской» модели продаж уже есть – это недавно запущенные продажи телефонов iPhone.

Например, МТС предлагает купить аппарат со стартовым платежом 5,99 тыс. рублей (цена телефона от 21 до 27 тыс. рублей). Правда, тарифы кусаются. За 12 месяцев абоненты должны будут вносить оставшуюся стоимость телефона на лицевой счёт. В среднем ежемесячная плата составит около 1,5 тыс. рублей в месяц.

Ещё одно изменение, которое произойдёт, когда ретейлеры перейдут под контроль операторов, – появление множества уже предустановленных услуг. С одной стороны, это удобнее, так как абоненту не надо будет настраивать телефон самому, но с другой – «вшитая» услуга будет, по сути дела, навязываться абоненту даже в том случае, если она ему не нужна. Он всё равно будет ею пользоваться и тратить лишние деньги. Это приобретёт особое значение, когда в полную силу заработает связь третьего поколения (3G). Появятся и видеозвонки, и множество тарифов выхода в Интернет, и возможность использовать телефон как банковскую карточку и т.п. Нужны они или нет – дело десятое, но оплатить придётся.

Кроме того, три оператора – это хорошо, однако это всё же не десятки сетей по продажам мобильных телефонов, поэтому произойдёт снижение конкуренции, которое по законам рынка в конечном итоге приведёт к росту цен. Да и количество телефонов, предлагаемых на выбор, сократится. Тут достаточно посмотреть всё на ту же Европу: там нет и десятой доли того изобилия аппаратов, которые присутствуют на нашем рынке. Причина проста: при глобализации бизнеса и конкуренции не столько между продавцами трубок, сколько между операторами аппаратно-техническая часть отходит на второй план. Соответственно предложение стремительно сокращается. Вероятно, всё это ждёт и нас, причём в самом ближайшем будущем.

Так что любителям пооригинальничать и выбрать какую-нибудь этакую трубку останется надеяться только на Кулибиных-надомников. Они давно и успешно умудряются «подправлять» мозги, в том числе и «залоченным» моделям европейских операторов. Тем самым, которые продали за доллар где-нибудь в Германии вместе с каким-нибудь контрактом, а потом привезли в качестве диковинки в Россию, чтобы перепродать за 500, а то и дороже.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2008 12:58
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх