Версия // Спорт // КХЛ потребуется немало времени, чтобы стать по-настоящему коммерческим проектом

КХЛ потребуется немало времени, чтобы стать по-настоящему коммерческим проектом

1872

Лига для внутреннего употребления

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На минувшей неделе стартовал первый в истории турнир Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), нового детища отечественных новаторов от хоккея. 24 клуба из четырёх соседних стран бывшего Советского Союза начали борьбу за трофей, носящий имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Абсолютное большинство среди команд составляют российские клубы, ещё недавно довольно буднично разыгрывавшие чемпионат страны. Но и заявки представителей Белоруссии, Казахстана и Латвии организаторы тоже учли и дали им возможность попробовать себя в новой роли – участников первого в Европе спортивно-коммерческого проекта на манер североамериканской Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Умеющая считать деньги Европа предпочла повременить с подачей заявок в КХЛ, решив для начала посмотреть, как будет развиваться новый турнир.

На минувшей неделе стартовал первый в истории турнир Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), нового детища отечественных новаторов от хоккея. 24 клуба из четырёх соседних стран бывшего Советского Союза начали борьбу за трофей, носящий имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Абсолютное большинство среди команд составляют российские клубы, ещё недавно довольно буднично разыгрывавшие чемпионат страны. Но и заявки представителей Белоруссии, Казахстана и Латвии организаторы тоже учли и дали им возможность попробовать себя в новой роли – участников первого в Европе спортивно-коммерческого проекта на манер североамериканской Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Учредители нового турнира пообещали публике участие в проекте в ближайшем будущем и клубов из Финляндии, Швеции, Чехии, Словакии, Германии. Но умеющая считать деньги Европа предпочла повременить с подачей заявок в КХЛ, решив для начала посмотреть, как будет развиваться новый турнир.

Между тем проблемы большинства хоккейных стран Старого Света весьма схожи. Это и отсутствие системного интереса публики к игре, и, как следствие, коммерчески нестабильные турниры и чемпионаты, и отток самых талантливых хоккейных кадров за океан в НХЛ. Борьба и с тем, и с другим ведётся в последние 10–15 лет постоянно, но без особых успехов.

Можно для примера вспомнить, как Международная федерация хоккея (МФХ) пыталась реформировать Кубок европейских чемпионов. Главный клубный континентальный трофей в старом виде почил в бозе в конце минувшего века, когда организаторам оказалось не под силу нести финансовый крест соревнований. Но тут же в Старом Свете с помпой была запущена хоккейная Евролига, которая обещала стать подобием футбольной Лиги чемпионов со всеми вытекающими отсюда экономическими достижениями. Увы, но проект полностью провалился.

Во-первых, европейский хоккей в ту пору оказался просто не способен конкурировать по зрелищности не то что с футболом, но и с другими игровыми видами (баскетболом, волейболом, гандболом), также стремящимися перетянуть на себя интерес публики и телевизионных компаний. А во-вторых, система проведения национальных хоккейных турниров плохо сочеталась с многоступенчатой схемой Евролиги. В результате участники последней проигрывали соотечественникам и в финансовом плане, и в спортивном, теряя высокие места в чемпионатах своих стран.

Потом были придуманы «одноразовые» розыгрыши Турнира чемпионов, Континентального трофея, ещё каких-то межнациональных соревнований... Но ни одно из них так и не стало коммерчески успешным. Вот сегодня руководители МФХ вновь завели старую песню о возрождении Евролиги. Но будущее нового турнира со старым названием пока весьма туманно...

Собственно, ключевое слово в нынешних дебатах вокруг будущего европейского хоккея – «коммерция». Ну никак не удаётся спортивным чиновникам подсадить публику на «хоккейную иглу зрелищности», никак не получается вывести хотя бы один проект на самоокупаемость. А уж финансовые успехи НХЛ старушке Европе и не снились.

По теме

Более того, боссы заокеанских клубов давным-давно ведут себя по отношению к России, Швеции, Чехии, другим европейским странам как к собственной вотчине спортивных кадров. Пресловутая северо-американская система драфта игроков – то есть закрепление молодых хоккеистов за той или иной командой в НХЛ – действует настолько чётко, что шансов оставить талант в родной стране нет практически никаких.

Европа пытается возмущаться, но всё, что её представителям удалось добиться, – это рамочное соглашение с заокеанской лигой, согласно которому за каждого молодого игрока, переехавшего в США или Канаду, НХЛ платит стране, где он вырос, 200 тыс. долларов. Мизерная сумма по сравнению и с затратами на многолетнюю подготовку хоккеиста, и с размерами контрактов, заключаемых игроками с новыми работодателями.

Бороться с гегемонией НХЛ до сих пор никто не пытался. Организаторы Континентальной лиги, имеющие за своими плечами опыт проведения чемпионата России в Суперлиге, решили попробовать.

При этом Состав участников, разделённых, как и в НХЛ, на четыре дивизиона, принципы проведения регулярного чемпионата и серий плей-офф, так называемый потолок зарплат, контрактная система и система драфта – всё в новой лиге имеет абсолютное сходство с североамериканским аналогом. И это, в принципе, правильно – чего огород городить, когда за почти столетнюю историю НХЛ всё было чётко продумано и детально проверено?!

Другое дело, что громадная махина заокеанской хоккейной лиги (как, впрочем, и всех профессиональных организаций Америки – баскетбольной, бейсбольной, футбольной) весьма чувствительна к управлению, умеет быстро перестраиваться и реагировать на новые экономические вызовы. Потому НХЛ и существует столько лет, и выживает рядом с конкурентами из других видов спорта. (В скобках заметим, что двух хоккейных лиг даже Америка финансово не потянула – организованная несколько десятилетий назад Всемирная хоккейная ассоциация просуществовала не более 15 лет, и часть клубов ВХА в конце концов присоединилась к НХЛ.)

Но ведь, как было сказано выше, на европейской почве хоккейные турниры коммерчески себя не оправдывали? На что же надеются учредители КХЛ? Как собираются сводить концы с концами?

Президент КХЛ Александр Медведев настроен вполне оптимистически: «Безусловно, первый сезон будет переходным и экспериментальным. Но уже в будущем году мы рассчитываем, что в лиге будет введена трёхуровневая система проведения соревнований. Кроме главного турнира КХЛ будет проходить розыгрыш молодёжной лиги с участием игроков в возрасте 20–21 года, а также состязания фарм-клубов. И думаю, что не за горами расширение лиги: я всерьёз рассчитываю, что уже в следующем сезоне у нас появятся команды-участницы из Центральной и Западной Европы».

Впрочем, оптимизм г-на Медведева, который по совместительству является заместителем председателя правления государственной корпорации «Газпром», основан прежде всего на добровольных финансовых вливаниях спонсоров КХЛ. Экономическое построение новой лиги проходит отнюдь не по тем же принципам, которыми в своё время руководствовались учредители НХЛ. Надо припомнить, что за океаном Кубок Стэнли долгое время разыгрывали всего шесть (!) клубов, и большее число команд просто не могли выжить финансово. А расширение началось лишь тогда, когда в Америке наступила эпоха коммерческого телевидения, способного платить за права на трансляцию матчей по-настоящему серьёзные деньги.

В России же и соседних с ней странах сегодня попросту нет телевизионных компаний, способных по достойной цене выкупить права на показ матчей. Вот учредители КХЛ договорились с государственным каналом «Спорт» о трансляции 150 встреч регулярного чемпионата и плей-офф, но о сумме контракта обе стороны скромно умалчивают. Думается, потому, что Всероссийская гостелерадиокомпания не слишком сильно увеличила доходную часть бюджета лиги.

Нет у нас и публики, способной до отказа заполнять Дворцы спорта, выкладывая за билеты сумму, эквивалентную 50–80 долларам США. А значит – доходы от продажи контрамарок также не решат финансовых проблем команд. К слову, не все хоккейные дворцы клубов-участников соответствуют весьма щадящему регламенту новой лиги. Так, тольяттинская «Лада» будет проводить матчи на площадке старого спорткомплекса, который морально устарел ещё в начале нынешнего века...

Тем не менее организаторы выражают сдержанный оптимизм по поводу старта их проекта. «За» новую лигу проголосовали и несколько весьма известных хоккеистов, выбравших для себя работу не за океаном, а в российских клубах. Звезда номер один – чех Яромир Ягр, который на старости лет решил ещё раз «войти в одну и ту же реку» – поиграть за омский «Авангард», в котором он выступал во время локаута в НХЛ. Ещё на сезон остался в составе ярославского «Локомотива» россиянин Алексей Яшин. Вернулись на родину ещё два наших известных игрока – обладатель Кубка Стэнли Сергей Брылин (СКА, Санкт-Петербург) и Александр Радулов («Салават Юлаев»).

Из-за Радулова у новой российской лиги возник первый крупный конфликт с НХЛ. Тамошний «Нэшвилл Предэйторз» не сумел обеспечить россиянину достаточную сумму контракта, и Александр вернулся домой, перекупленный клубом – чемпионом России из Уфы. Вопрос только в том, что у «Нэшвилла» имеется действующий контракт с Радуловым. Но позиция руководства КХЛ такова: пока у России нет соглашения с НХЛ по взаимному признанию контрактов, пока заокеанские клубы беззастенчиво «перетаскивают» к себе игроков, несмотря на договоры последних с отечественными командами, наша сторона будет действовать точно так же.

Означает ли это, что КХЛ всего лишь на первом году своего существования сумела поставить на место заокеанских боссов? Отнюдь нет. Пока движение молодых хоккеистов из России и Европы в сторону Северной Америки остаётся значительно большим, чем в обратном направлении. Более того, к нам едут играть по большей части ветераны, которые в скором времени готовятся вообще повесить коньки на гвоздь. Так что «дело Радулова» принципиальных изменений в позициях НХЛ и европейского хоккея не принесло. И не могло принести, ведь и за океаном КХЛ в качестве равноправного партнёра по переговорам и, тем более, реального конкурента всё ещё не рассматривают. Там тоже склонны подождать – что же с новой российской лигой будет дальше...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2008 11:46
Комментарии 0
Наверх