// // РПЦ хочет получить Исаакиевский собор

РПЦ хочет получить Исаакиевский собор

813

Соборное положение

фото: LORI
фото: LORI
В разделе

Жители Петербурга массово подписывают петицию к губернатору Георгию Полтавченко с требованием не допустить передачи РПЦ Исаакиевского собора. Напомним: получить в безвозмездное пользование знаменитый на весь мир памятник русской архитектуры, в котором сегодня располагается музей, пожелала Санкт-Петербургская епархия. «Исаакиевский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, – напоминают авторы петиции.

Существуют небезосновательные опасения, что усилий церкви будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия. Вряд ли РПЦ будет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки».

Сам Георгий Полтавченко ситуацию пока что не прокомментировал, хотя именно от его решения зависит исход спора. Исаакиевский собор вместе с храмом Спаса на Крови, Сампсониевским и Смольным соборами является частью государственного музея-памятника и находится в собственности Петербурга. Правда, собственность эта потихоньку тает – Смольный собор уже находится в процессе передачи РПЦ. Скрепя сердце сотрудники музея готовы отдать церкви и 300-летний Сампсониевский собор, демонтировав там экспозицию, посвящённую победе России в Полтавской битве. А вот с Исаакием ситуация иная.

Туристы идут в музей, а не в храм

На протяжении последних 25 лет негласные договорённости между светскими и церковными властями предусматривали, что Исаакиевский собор и Спас на Крови остаются музеями. При этом РПЦ была предоставлена возможность проводить богослужения. В центральной части Исаакиевского собора службы проходят по большим праздникам четыре-шесть раз в год, а в приделе Александра Нев­ского – ежедневно.

В состоянии ли Православная церковь содержать такое огромное здание? – задаётся вопросом известный режиссёр Александр Сокуров. – Представьте, сколько стоит его отопление, освещение. А налоги от работы музея, которых лишится казна в такое непростое время?

«Им не нужно думать ни об охране, ни о реставрации, ни о свете, ни о тепле, ни о воде, ни об уборке. Всё это мы делаем за свой счёт, – рассказал «Нашей Версии» директор Исаакиевского собора Николай Буров. – Верующие, которые приходят на богослужения, не покупают билеты, как и паломники, которые приезжают к нам со всей страны и из-за рубежа. Но прихожане составляют 1% от общего количества посетителей, потому что 99% людей приходят не для того, чтобы помолиться, а чтобы посмотреть на шедевр зодчества».

Действительно, Исаакиевский собор является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга наряду с Эрмитажем и Петергофом. Ежегодно его посещают более 3,2 млн человек. Этот поток туристов обеспечивает музею хорошие доходы. В прошлом году музей вошёл в число лучших налогоплательщиков России.

Следует отметить, что на протяжении четверти века дирекция музея и Санкт-Петербургская епархия находили общий язык и вели вполне мирный диалог. Что же изменилось? Резкий поворот в отношениях связывают с именем митрополита Варсонофия, назначенного в марте 2014 года рулить Санкт-Петербургской митрополией. По мнению некоторых наблюдателей, приехавший из Мордовии «князь церкви» не понял, что Санкт-Петербург является городом с особыми устоями и культурными традициями. Вот и директор Исаакия Николай Буров пытался попасть на приём к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, но так и не был удостоен встречи.

По теме

Исаакий – это дорого

«В состоянии ли Православная церковь содержать такое огромное здание? – задаётся вопросом известный режиссёр Александр Сокуров. – Представьте, сколько стоит его отопление, освещение. А налоги от работы музея, которых лишится казна в такое непростое время? Церковь получит это здание, а потом будет всё время просить деньги у государства, у города – оплатите, оплатите? Кто будет содержать этот памятник? А как быть со статусом памятника истории и архитектуры?»

По словам Николая Бурова, только ремонт вентиляционных систем в Исаакиевском соборе в 2015 году обойдётся в 47 млн рублей. В целом же процесс реставрации идёт ежедневно. Также круглосуточно ведётся и наблюдение за состоянием фундамента: есть опасения, что осадка гигантского здания происходит неравномерно. Чтобы и дальше избегать предаварийных ситуаций, необходимо ежегодно тратить сотни миллионов рублей на научную реставрацию с привлечением широкого круга специалистов. Но для начала эти деньги нужно заработать. Сейчас собор не получает от государства никаких дотаций – все необходимые средства музей зарабатывает сам. Очевидно, что религиозная организация с такой задачей не справится. Во всяком случае, мы таких примеров у нас в стране не знаем.

Зато музейщики помнят о другом. После революции советская власть передала собор в руки так называемой церкви «обновленцев», приветствовавшей социалистический строй. В 1925 году начальник Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских Александр Удаленков обратил внимание на аварийное состояние, в которое пришёл Исаакиевский собор под управлением священников. Из-за текущей крыши на стенах появилась плесень, разрушались архитектурные элементы. Подчёркивая, что церковная община «не способствует сохранению здания собора», Удаленков писал: «Ремонт и поддержание таких художественно-исторических архитектурных памятников мирового значения, как Исаакиевский и Смольный соборы, посильны только государству». Похоже, что история может повториться.

Глас народа – глас Божий?

Сейчас депутаты петербургского законодательного собрания инициировали проведение референдума, чтобы жители города сами решили, кому должен принадлежать храм. Глава комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Константин Сухенко считает неприемлемой ликвидацию музейного комплекса, отмечая, что музей обеспечивает работой сотни людей: «Мы хотели бы сохранить и рабочие места 400 сотрудников музея, и имущество. Но федеральный закон говорит о том, что всё должно в итоге достаться РПЦ».

Однако есть законы РФ, которые значительно старше закона о передаче имущества церкви от 2010 года. Передать в епархию имущество собора невозможно ещё и потому, что большинство раритетов, хранящихся в музее, – это интерьеры, принадлежащие Музейному фонду Российской Федерации. А действие ФЗ о передаче религиозным организациям имущества на объекты Музейного фонда не распространяется.

Впрочем, даже это не гарантирует, что горожанам удастся всё-таки одержать верх в сложившемся противостоянии с РПЦ. Заодно вызывает недоумение молчание представителей музейного сообщества России на фоне угрозы, которая нависла над Исаакиевским собором. К сожалению, выглядит оно весьма красноречиво.

Справка

Один из аргументов сторонников передачи Исаакиевского собора РПЦ, как, впрочем, и других храмов, звучит таким образом: «До революции собор принадлежал церкви, поэтому должен быть возвращён законному владельцу».

Исаакиевский собор был построен в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство велось на государственные деньги. Со времени освящения храма управление им продолжала осуществлять Комиссия о построении Исаакиевского собора, ведавшая возведением храма и получавшая средства из государственного казначейства.

Содержание и надзор за состоянием сложного инженерного сооружения, каким и сегодня является создание Огюста Монферрана, в императорской России также были обязанностью государственных, а не религиозных институтов. Здание рассматривалось как общенародное достояние, как памятник, требующий государственной опеки, а не только как церковь. Таким образом получается, что Исаакиевский собор, ставший в дореволюционное время центром притяжения всей праздничной жизни города, возле которого проводились народные гулянья, парады гвардии, никогда РПЦ не принадлежал.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.08.2015 12:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх