// // Российских водителей обяжут оказывать помощь пострадавшим в авариях и возить с собой медсправки

Российских водителей обяжут оказывать помощь пострадавшим в авариях и возить с собой медсправки

885

Спасатель кто может

Спасение пострадавших в ДТП хотят сделать обязанностью водителей
Фото: Сергей Тетерин
Спасение пострадавших в ДТП хотят сделать обязанностью водителей Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В ближайшее время в автошколах существенно увеличат количество часов, посвящённых обучению навыкам оказания доврачебной помощи. Увеличатся плата за обучение в автошколах, срок обучения. Кроме того, изменится состав автомобильных аптечек, медицинские справки для водителей сделают более защищёнными, а список болезней, не совместимых с вождением, значительно пополнят. Это фактически означает, что государство на сегодняшний день не готово существенно повысить безопасность дорожного движения путём оснащения медицинских учреждений, а также улучшения состояния дорог и оборудования трасс. Власти предлагают пока автомобилистам заботиться о самих себе лучше.

Приказ об автошколах вступит в силу до конца 2010 года. В частности, он определяет, что вместо 25 часов на обучение водителей навыкам оказания первой помощи автошколы должны будут потратить уже 72 часа.

Цель такого нововведения – снизить количество жертв ДТП. Согласно статистике, за пять месяцев 2010 года на дорогах погибли 7,35 тыс. человек, что хоть и на 15,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но всё равно много. Всего в 2009 году в авариях погибли более 26 тыс. человек, около 300 тыс. получили тяжёлые травмы. Значительная часть погибли из-за несвоевременного оказания медицинской помощи.

Между тем далеко не факт, что обучение навыкам оказания доврачебной помощи поможет снизить смертность на дорогах. Во-первых, до сих пор при сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения большую роль играет коррупция, во-вторых, увеличение часов медицинской подготовки в автошколах без изменения правил сдачи экзаменов не приведёт к улучшению ситуации. Чтобы проверить, действительно ли автошколы обучили учеников оказанию доврачебной помощи, необходимо кроме пары теоретических вопросов на экзамене в ГИБДД вводить практический экзамен.

Есть и ещё одно «но». Эксперты отмечают, что медицинский курс для будущих водителей в 24 часа вполне достаточный, просто большинство автошкол подходит к этому вопросу формально: раз в ГАИ по этой части надо ответить на пару теоретических вопросов, то и уделять этому вопросу много времени не стоит. Поэтому акцент надо делать не на увеличение количества учебных часов на бумаге, а на приведение обучения в соответствие с уже существующей программой подготовки.

Кроме того, увеличение обучения доврачебной подготовке до 72 часов будет означать, что количество времени, уделяемого на это, будет больше, чем основам законодательства в сфере дорожного движения, на которые отводится 48 часов.

Принесёт новая мера пользу или нет – неизвестно. Но зато очевидно, что увеличение количества часов обучения и новые требования приведут к подорожанию автошкол. Эксперты полагают, что для улучшения курса медицинской подготовки автошколам необходимо будет закупить новое оборудование, а также выделить для этого специальное помещение – медкабинет. В нём должны быть тренажёры сердечно-лёгочной реанимации, пластмассовые модели руки человека с выступающими венами, для того чтобы можно было демонстрировать технику внутривенных инъекций, взятие и переливание крови. Также потребуются модели, на которых можно демонстрировать оказание помощи при переломах плечевой кости, бедра, голени, ожогах, обморожениях, проникающих ранениях брюшной полости, ранах стопы, проникающих ранениях грудной клетки, ампутациях фаланги. Закупить необходимо будет и плакаты по технике реанимации, остановке кровотечения, переноске пострадавших, справочники и другой инвентарь. Всё дополнительное оборудование, по оценкам экспертов, обойдётся в 50–100 тыс. рублей. Но после этого возникнет другая проблема. Для введения медицинского курса в каждой автошколе страны не хватит медиков-специалистов, которые грамотно объяснят, что нужно делать в той или иной ситуации, и проведут курс первой медицинской помощи. Таким образом всего, Для решения проблемы некоторые эксперты, в частности, предлагают создавать специализированные медицинские центры, в которых специалисты могли бы проводить обучение кандидатов в водители.

По теме

Но по окончании обучения стоит обязательно проводить приём практического экзамена по правилам оказания первой медицинской помощи у кандидата в водители и выдавать соответствующий документ, с которым он уже приходит на обучение в автошколу. Кстати, в этом же центре кандидат в водители смог бы пройти и освидетельствование медкомиссии по допуску к управлению транспортным средством.

Однако на автошколах нововведения не закончатся. Также с 1 июля в силу вступили новые требования к комплектации автомобильных аптечек. В них теперь не будет никаких лекарственных препаратов, а акцент будет сделан на перевязочных материалах – самых необходимых, чтобы помочь пострадавшим в ДТП. Минздравсоцразвития, делая такой выбор, приводит следующий аргумент: медицинская помощь должна оказываться квалифицированными специалистами, а использование таблеток «любителем» может нанести непоправимый вред пострадавшему. Но опять же, если автомобилист не научится оказывать доврачебную помощь, то и перевязку он сделать правильно не сможет. Кроме того, большинство самих сотрудников ГАИ не умеют квалифицированно оказать помощь пострадавшему, что уж говорить о водителях и пассажирах.

Ещё одно новаторство Минздравсоцразвития – изменение формы бланка медицинской справки. Оно вступило в силу с 1 июля и поможет бороться с их незаконным приобретением, что повысит ответственность водителей за безопасность дорожного движения. Также будут введены регистрация справок и их строгий учёт.

До сих пор справка, допускающая к вождению, не относилась к документам строгой отчётности – теперь она будет защищённой от подделок. Для документов будут использоваться специальные бланки, «предусматривающие высокую степень защиты от подделки, а выдача справки будет осуществляться при взаимодействии медицинских организаций с ГИБДД в части передачи информации о результатах прохождения медосмотра и сроке его действия».

Справки об отсутствии противопоказаний к управлению транспортом будут выдаваться врачебной комиссией лицензированной организации. Выданные формы теперь подлежат обязательной регистрации. Для этого появятся книги регистрации медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством, учёт которых будет вести ГИБДД.

Медики еженедельно в срок не более трёх суток должны будут направить извещение обо всех выданных заключениях в ГАИ по месту своего нахождения. Учёт испорченных, утерянных, похищенных бланков справок обязателен, в конце года такая информация будет передаваться в региональный орган управления здравоохранения.

Однако стоит отметить, что и такое ужесточение правил можно будет легко обойти коррупционерам. Интернет сегодня заполнен предложениями о продаже больничных листов, которые также являются документами строгой отчётности. Можно ожидать, что в результате всех новаций медсправки на чёрном рынке просто подорожают. В том числе они подорожают и в автошколах, многие из которых просто покупают справки оптом на всю группу, даже без прохождения учениками медосмотра. Точно так же подорожает и процесс их легального получения.

Ужесточится сам процесс медосмотра, необходимый для получения справки, а её теперь надо будет возить с собой вместе с правами и документами на машину. Такой законопроект Минздравсоцразвития уже направило на согласование с профильными ведомствами. Министерство предлагает указывать в справках некоторые хронические недуги, при наличии которых водителей не будут допускать к вождению автомобиля. Помимо алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также психических расстройств, включая эпилепсию, в перечень вошли и другие заболевания. Это и хронические заболевания сердца, и синдром апноэ (остановка дыхания во сне), и активные формы туберкулёза. Препятствием для получения прав теперь могут стать также ревматизм и тяжёлая форма варикоза.

Стоит отметить, что первоначальная редакция законопроекта была гораздо радикальнее и список недугов, при которых управление автомобилем запрещено, был гораздо шире. Например, за руль предполагалось запретить садиться даже гипертоникам. Предлагается усилить ответственность и для медицинских организаций. В случае выявления несоответствия документа состоянию человека за рулём им будет грозить штраф до 100 тыс. рублей. А самому водителю придётся заплатить от 3 до 5 тыс. рублей штрафа и лишиться прав до выздоровления.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.07.2010 11:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх