Версия // Общество // Попытка законодательно сдержать цены привела к их росту

Попытка законодательно сдержать цены привела к их росту

1608

Слишком дорогие россияне

Цены в сельпо сплошь и рядом в разы выше, чем в крупных и богатых городах Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В Общественной палате (ОП) озаботились мониторингом цен на социально значимые товары. В ходе недавно проведённого исследования выяснилось, что стоимость одних и тех же продуктов в розничных сетях может отличаться более чем на 100% в зависимости от региона. Интересно заметить, что в числе самых дешёвых городов оказались Москва и Новосибирск, а самых дорогих – Хабаровск и Ставрополь. Главной причиной столь существенного разброса аналитики из ОП называют отсутствие конкуренции среди производителей. Однако этот процесс, даже не успев начаться, фактически был уничтожен вступившим в силу в начале этого года законом о торговле.

Для проведения мониторинга в нескольких столицах федеральных округов было отобрано по три сетевых ретейлера. Основными критериями отбора являлись ценовая политика магазина (это должен был быть дискаунтер), а также максимальное количество торговых точек в том или ином городе. Базовый набор продуктов питания составили семь наименований: масло подсолнечное, молоко, яйцо куриное, сахар, картофель, курица, хлеб. Оказалось, что стоимость такого набора, например, в Москве составляет 245 рублей, в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону – на 6% больше, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – на 10%, в Ставрополе – на 13%, в Хабаровске – на 43%. Причём, как отмечается в мониторинге, удалённость от центров производства зачастую почти никак не влияет на розничную цену продукта.

«Уровень развития переработки продуктов зачастую не оказывает первоочередного влияния на ценовые значения. Так, в Ставропольском крае – одном из лидеров производства курятины в стране – средний уровень цены на охлаждённую курятину на втором месте в России, что подчёркивает опасность концентрации производства продуктов у одного производителя», – говорится в исследовании. Аналогичная ситуация только с производством хлеба сложилась в Санкт-Петербурге: оказалось, что в Северной столице буханка белого стоит в среднем 21,1 рубля, на 129% дороже, чем в Москве. По мнению экспертов из ОП, такая ситуация вызвана тем, что 70% производства муки в Питере сосредоточено в руках только одной компании.

«Очевидно, что основной задачей органов власти в контроле за ценами – вопрос развития конкуренции. Именно развитие конкуренции в центре России делает набор основных продуктов в Москве самым дешёвым», – отмечает руководитель рабочей группы по АПК и продовольственным рынкам ОП Михаил Попов.

Развивать конкуренцию среди производителей в ОП полагают весьма причудливым образом. «Где-то возникают участники рынка, которые получают сверхдоходы. Вот этот вопрос мы и будем исследовать, ведь причины разброса цен везде разные», – поясняет Михаил Попов. Учитывая, что результаты мониторинга ОП планирует направить в администрацию президента, можно предположить, что перед правительством в очередной раз будет поставлена задача усилить меры государственного регулирования. Так что в скором времени могут вновь возникнуть инициативы по введению минимальных розничных цен. По крайней мере такой вывод можно сделать, исходя из того, как сегодня работает принятый в начале этого года закон о торговле, который в результате практически уничтожил даже зачатки конкурентной борьбы между производителями. Причиной тому законодательный запрет для ретейлеров на взимание с поставщиков ретро-бонусов.

«Теперь торговые сети отказываются брать с нас плату за выгодное размещение товара на полке, за дополнительную рекламу. Фактически теперь заключаются «голые» договоры купли-продажи», – рассказал «Нашей Версии» на условиях анонимности один из отечественных производителей. По его словам, в скором времени большинство производителей будут вынуждены сокращать линейку собственной продукции, отказываться от вывода на рынок новых товаров, поскольку теперь их невозможно будет «раскрутить» в рознице.

Излюбленный же метод чиновников по введению минимальных цен на ту или иную продукцию, по мнению участников рынка, только ещё больше усугубит ситуацию. , – уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.06.2010 11:38
Комментарии 0
Наверх