Версия // Власть // Реформа системы военного образования грозит армии кадровым голодом и потерей мобилизационных ресурсов

Реформа системы военного образования грозит армии кадровым голодом и потерей мобилизационных ресурсов

4391

Учебная тревога

В 2009 году произошло беспрецедентное сокращение набора в военные вузы lori.ru
В разделе

В России отгремели выпускные вечера. Тысячи бывших школьников уже готовятся к вступительным экзаменам в институты, благо, что по их количеству и ассортименту мы впереди планеты всей. Правда, у некоторых претендентов на высшее образование могут возникнуть серьёзные проблемы. Речь идёт о потенциальных абитуриентах высших военных учебных заведений, в которых в 2009 году произошло беспрецедентное сокращение набора курсантов. Многие военные вузы и вовсе приказали долго жить. Одни эксперты считают происходящую в армии реформу системы военного образования оправданной необходимостью, другие чуть ли не полной её ликвидацией и «очередным гвоздём в гроб обороноспособности страны». Корреспонденты «Нашей Версии» решили разобраться в аргументах сторон и побывали в одном из реформируемых военных учебных заведений.

Советская армия имела рекордное количество военных вузов в мире. В 1991 году в её составе их насчитывалось 166: 18 академий, 3 института, 7 факультетов, 130 высших и 8 средних училищ. За годы ельцинских реформ их количество сократилось, но не то чтобы значительно. Так, в 1997 году наша армия, которая с трудом могла набрать боеспособную группировку для войны в Чечне, содержала 102 военных вуза. К концу 2008 года кадры для армии и флота ковали уже 65 высших учебных заведений: 15 академий, 4 университета, а также 46 училищ и институтов Минобороны.

Но и эту цифру реформаторы считают слишком большой. Согласно официально озвученным недавно планам реорганизации системы военного образования к 2013 году все армейские вузы будут объединены в 10 системообразующих учебных заведений (на первом этапе таких центров будет 16). Одним из таких «системообразующих» вузов станет Воронежский военный авиационный инженерный университет (ВВАИУ), на базу которого уже переброшены курсанты и преподаватели Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). Вскоре в ВВАИУ вольются Тамбовское и Ставропольское высшие военные авиационные инженерные училища…

…Это была почти траурная церемония. 15 июня последние оставшиеся в Иркутске офицеры и курсанты Авиационного инженерного училища собрались на площади своей альма-матер, чтобы проститься с главной реликвией – Боевым Знаменем. После окончания мероприятия военные, всё ещё надеющиеся, что старейший военный вуз Зауралья не будет закрыт, поняли: в этом деле поставлена точка. Начиная с января 2009 года в Воронеж уже переехали 2 тыс. курсантов и 126 преподавателей.

Перемещению в центральную часть России сотрудники ИВВАИУ были совсем не рады. В январе 2009 года, когда стало известно о ликвидации училища, 18 женщин (матери курсантов и гражданские служащие) устроили голодовку в знак протеста против решения Министерства обороны о переселении. Почти половина всего преподавательского и командного состава написали рапорты на увольнение. Переехать за тысячу километров многим сотрудникам не позволило нежелание семей покидать родное Зауралье.

За сохранение училища активно выступали и местные власти. Так, губернатор Иркутской области Игорь Есиповский направил письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором заявил, что «принимать решение о ликвидации или передислокации ИВВАИУ в настоящее время недопустимо». Случай беспрецедентный в новейшей истории Российской армии…

Реформа системы военного образования была воспринята в штыки не только в Иркутском авиационном училище. В 2008 году по Вооружённым силам прокатилась целая волна протестов. Преподаватели и ветераны подлежащих реорганизации вузов открыто обвиняли руководство Минобороны чуть ли не в государственной измене. Самые громкие баталии шли вокруг переезда из Москвы в область Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского и Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого.

– Действительно, сегодня по этой проблеме мы слышим больше негатива, чем позитива, – рассказал «Нашей Версии» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам ветеранов, лидер Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич. – Хотя, на мой взгляд, реформа военного образования – это одно из немногих, что удалось нормально сделать военному ведомству в ходе реформирования. Главное, что сохранён преподавательский состав и усовершенствована учебная база.

В качестве примера Франц Клинцевич приводит созданную недавно Военную академию радиационной, химической и биологической защиты (ВАРХБЗ), которая расположена в Костроме. Она образована на базе местного «химического» военного училища и столичной Академии РХБЗ. Это был пилотный проект Минобороны по созданию вузов нового типа. Кстати, переезд академии химзащиты в Кострому тоже наделал немало шумихи в СМИ.

– Я депутат от Костромской области и бывал в этом вузе, – говорит Клинцевич. – То, что там сделано за последнее время, поражает. Весь учебный процесс основан на современных технологиях, в вузе качественный преподавательский состав, там с удовольствием работают учёные. В аудиториях проведён хороший ремонт. Словом, там нет никаких проблем с качеством обучения. Скажу больше: ничего похожего нет ни в странах СНГ, да, наверное, ни в Европе.

– Но ведь, когда академию переводили из Москвы, многие говорили о том, что преподаватели не поедут в Кострому, а учебная база будет утрачена? – спрашиваем депутата.

– Да, на начальном этапе были серьёзные опасения вокруг реорганизации, – говорит наш собеседник, – но они оказались беспочвенными. Преподаватели приехали в Кострому, а тем, кто отказался, была найдена достойная замена. Сегодня в Костроме никаких проблем с преподавателями нет.

Однако, судя по ситуации с другими вузами, Академии РХБЗ очень крупно повезло…

…Успокаивать голодающих в Иркутске курсантских матерей и написавших рапорты об увольнении преподавателей пришлось нынешнему начальнику Воронежского военного университета генерал-майору Геннадию Зиброву, который незамедлительно отправился на место событий.

– Я просил людей не сгущать краски, – заявил в интервью «Нашей Версии» Геннадий Зибров. – В Воронеже тоже можно получить хорошее образование. И скорее следует порадоваться переезду, чем разводить панику…

В том, что в Воронеже учиться ничем не хуже, чем в Иркутске, Геннадий Зибров убедился ещё в 2005 году. Увиденное, со слов генерала, тогда его просто шокировало. Казарма и общежитие училища находились в плачевном состоянии, в столовой царил холод. Дело доходило до того, что курсанты ели стоя: для всех просто не хватало скамеек.

Но больше всего начальника ВВАИУ поразило отсутствие дисциплины. Так, некоторые курсанты при виде преподавателей или начальника университета не знали, что необходимо выполнять воинское приветствие. Хотя эти слова генерала у людей, знакомых с ситуацией, вызывают некоторое недоумение. Иркутское училище до последних дней своего существования считалось одним из лучших в Вооружённых силах. Так, по количеству преподавателей с учёными степенями и званиями ИВВАИУ занимало 14-е место среди 65 российских военных вузов (10 из них – академии). А среди его выпускников был наименьший процент досрочно увольняющихся с военной службы офицеров среди всех вузов ВВС.

Чтобы удостовериться, что в Воронеже учиться не так уж и страшно, несколько матерей курсантов по приглашению начальника ВВАИУ побывали в Воронеже. Как результат всех волнений и переживаний – лишь 11 курсантов отказались продолжить учёбу, 3 были отчислены за плохую дисциплину. А вот офицерский состав полностью сохранить не удалось. По последним сведениям, продолжить службу в Воронеже согласились 90 из 126 офицеров ликвидированного ИВВАИУ. Остальные вскоре вернутся в Иркутск. Впрочем, многим училищам в процессе слияния с другими вузами не придётся сниматься с насиженных мест.

– Сама по себе реформа системы военного образования необходима, – говорит «Нашей Версии» военный эксперт Владислав Шурыгин. – Но, как у нас это обычно бывает, любая хорошая идея доводится до абсурда, если не до идиотизма. Так, многие училища останутся на своих местах в регионах, и при этом они уже объявлены филиалами тех или иных столичных академий. Их руководство будет сокращено. Это приведёт к хаосу, так как на данный момент не существует каких-либо единых информационных систем, училища между собой никак не взаимодействуют, и совершенно непонятно, кем и как эти училища будут управляться. Поэтому, когда говорят, что мы создадим мощные образовательные центры, я вижу в этом неоправданный оптимизм.

Другая проблема нынешней реформы в том, что с ликвидацией многих училищ может возникнуть серьёзный кадровый голод в частях и соединениях, дислоцированных в отдалённых районах.

– Теперь их приходится переманивать из центра, тогда как раньше наличие таких училищ позволяло решать кадровый вопрос за счёт местных жителей.

В разбросанности военных училищ по всей стране был и другой немаловажный плюс. Это давало равные возможности на получение военного образования молодым людям со всей страны. А чем выше конкурс, тем качественнее отбираемый на обучение контингент. Захотят ли теперь ребята из Зауралья ехать учиться в тот же Воронеж – большой вопрос.

Насколько же готов Воронежский военный авиационный инженерный университет к объединению? Если говорить об обеспечении жильём иркутян и тех, кому только предстоит переехать в столицу Черноземья, проблем здесь нет. Университет давно ведёт строительство служебного жилья. По словам Геннадия Зиброва, уже построено и сдано в эксплуатацию 3 служебных дома по 120 квартир. Здесь будет жить преподавательский состав объединённого университета. Единственный минус – новые дома находятся в пригороде Воронежа, и дорога до университета занимает 1,5 часа. Благоустроенные казармы и общежитие, расположенные неподалёку от вуза, уже приняли курсантов старших и младших курсов.

А вот что касается материально-технической базы, то здесь обнаружились большие проблемы. Главная проблема воронежского вуза в том, что он долгие годы готовил лишь специалистов по строительству и эксплуатации аэродромов, дорог, метеорологов, психологов. И вся чисто авиационная «матчасть» училища сегодня состоит из одного самолёта Су-27 и рабочего аэродрома. Вообще, вопрос, почему в качестве базового училища для университета было выбрано, по сути, строительное учебное заведение, сегодня удивляет многих.

В то же время прибывших в Воронеж иркутских курсантов учили обслуживать и эксплуатировать двигатели, электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы, радиооборудование и так далее. Как говорят преподаватели, сегодня устройство тех же двигателей им приходится объяснять буквально на пальцах. Какой техник получится из курсанта, который ни разу в жизни не видел самолёта, представить сложно.

С тревогой ожидают предстоящего переезда и преподаватели Тамбовского училища, где готовят спецов по авиационной радиоэлектронике: в Воронеже для их обучения сегодня никакой серьёзной технической базы не существует.

В Академии военных наук (АВН) считают, что социальные и материально-технические проблемы, сопутствующие объединению военных вузов, лишь капля в море тех проблем, к которым может привести нынешняя реформа. Под угрозой ни много ни мало мобилизационные возможности государства.

– В чём было главное преимущество советской системы военного образования? – размышляет в беседе с корреспондентом «Нашей Версии» профессор АВН Евгений Лёшин. – В том, что мы в любой момент могли подготовить любое количество офицеров по любым специальностям. Мы всегда могли развернуть полноценную армейскую или дивизионную единицу, это была самовосстанавливающаяся система. Сейчас же, по существующим оценкам, всех имеющихся сил и средств хватит максимум на 10 дней войны и восполнять потери будет нечем и некем.

Эксперты всё чаще говорят и о том, что в результате нынешних реформ Россия может вообще потерять военную школу. И дело даже не в том, что многие преподаватели, как это и произошло во время переезда ИВВАИУ, откажутся работать на новом месте. Проблема из области психологии.

– В каждом научном коллективе имеются одна-две школы, – говорит Евгений Лёшин, – есть лидеры: сильный преподаватель или учёный, который объединяет вокруг себя других. Сведение этих школ в одном месте в процессе укрупнения вузов обернётся обострением внутренней борьбы, которая ни к чему хорошему не приведёт. Умные умнее не станут, а середняки и вовсе захиреют.

Сторонники нынешней реформы любят в качестве примера приводить систему военного образования США, где успешно действуют крупные учебные центры вроде знаменитой Академии сухопутных войск Вест-Пойнт. Однако, по мнению экспертов, создать такие «вест-пойнты» в России, особенно в условиях кризиса, в ближайшее время вряд ли удастся. Кроме того, нельзя забывать, что даже у Пентагона на создание новых эффективных образовательных центров ушло несколько десятков лет.

Но руководство ВВАИУ в будущее смотрит с оптимизмом. По предварительным прогнозам, для полного техвооружения Воронежского военного авиационного инженерного университета потребуется два-три года. Как рассказал нам генерал Геннадий Зибров, некоторые единицы авиационной техники в ближайшее время должны перегнать на воронежский аэродром из Иркутска. Уже сейчас перевезено 350 тыс. экземпляров учебной и секретной литературы. Часть авиационной техники постепенно перегонят из Тамбова и Ставрополя. Для практических занятий планируется покупка новых авиатренажёров.

Объём планируемого финансирования в настоящее время не уточняется. Известно только, что до 2012 года день открытых дверей в ВВАИУ проводиться не будет. До окончания военной реформы набор новых курсантов временно приостановлен...

Никаких проблем в создании нового университета не видят разве что воронежские девушки, и реформу системы военного образования они восприняли на ура. Ещё бы, сразу 2 тыс. потенциальных женихов свалились на город буквально с неба (курсантов перевозили самолётами военно-транспортной авиации). В ближайшее время к ним присоединятся ещё 3 тыс. молодых людей из Тамбова и Ставрополя.

Елена М., студентка Воронежского государственного педагогического университета, рассказывает, что вместе с подругами зимой приобрела абонемент в расположенный рядом с военным вузом бассейн. Курсанты и молодые офицеры частенько там бывали, и девушки надеялись с кем-нибудь познакомиться. Правда, из этой затеи ничего не вышло, а сейчас бассейн закрылся на ремонт.

Прощаясь с Боевым Знаменем, офицеры и курсанты ликвидированного Иркутского военного училища с трудом сдерживали слёзы
Фото с сайта VATUSHNIKI.RU
Прощаясь с Боевым Знаменем, офицеры и курсанты ликвидированного Иркутского военного училища с трудом сдерживали слёзы Фото с сайта VATUSHNIKI.RU

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2009 13:12
Комментарии 0
Наверх