В стране снова начала поднимать голову шринкфляция – так называется уменьшение объёма упаковки и веса товаров, тогда как их стоимость остаётся прежней. Но даже этот приём уже не помогает. В результате производители меняют рецептуру продуктов, отчего те теряют не только привычный вкус, но и качество.
Возможно, пройдёт время и мало кто вспомнит, что когда-то бутылка молока, продававшаяся в магазинах, вмещала честный литр, а не нынешние 950 миллилитров. А упаковка творога содержала 200 граммов рассыпчатого продукта вместо нынешних 180. Про шоколадки и говорить нечего – прежнюю 100-граммовую плитку теперь не найти днём с огнём, а если и получится, то она будет самой дорогой на прилавке. Неудивительно, ведь у остальных на упаковке будет указано 95, 90, а то и 80 граммов.
Всё это примеры шринкфляции. С этим явлением россияне впервые столкнулись во время кризиса 2008 года, когда производители продуктов ради экономии начали уменьшать их вес и размеры упаковки. Однако тогда оно не стало массовым. По-настоящему же шринкфляция развернулась уже в наше время. Падение курса рубля, рост цен на энергоносители, дополнительная налоговая нагрузка, инфляция и т.д. привели к тому, что сдерживать цены стало невозможно. Потому производители и решили использовать опробованный приём: бутылки, алюминиевые банки и тетрапак-пакеты стали меньше, а твёрдые продукты дружно начали терять вес.
Впрочем, в 2023–2024 годах ситуация вроде наладилась и товары перестали «худеть». И вот теперь, предупреждают в исследовательской компании NTech, шринкфляция снова начала набирать обороты. Так, во втором квартале текущего года средний вес упаковки уменьшился на 3%. Причём, отмечают в NTech, тренд затронул практически все категории продуктов – от товаров повседневного спроса и напитков до молочной продукции и кондитерских изделий. И в следующем году он, судя по всему, будет продолжаться. По словам сотрудника Института международных экономических связей Ильи Мосягина, сильнее всего будут терять вес конфеты, упаковки с чаем и кофе, бутылки с растительным маслом, а также макаронные изделия. Не исключено, что окончательно войдут в обиход и коробки, рассчитанные на четыре или шесть яиц.
Гражданам пытаются объяснить: мол, это всё ради вашего же удобства – маркетинговые исследования показывают, что многие люди, особенно живущие одиноко, питаются мало, а потому-де лучше и выгоднее покупать продукты маленькими упаковками. Такой подход действительно имел бы место, если бы при уменьшении размера соответственно падали и цены. Однако незаметно, чтобы уменьшение объёма бутылок до 0,45 литра серьёзно сказалось на стоимости молока и других напитков. Как максимум это лишь позволило сдержать рост цен.
Впрочем, шринкфляция – это уже вчерашний день. Как бы ни хотелось производителям и ретейлерам, но бесконечно уменьшать объём упаковки невозможно. Потому наметился новый тренд – скимпфляция. Таким мудрёным термином называется простой процесс, когда вместо дорогих ингредиентов при производстве начинают использовать дешёвые аналоги. Например, вместо дорогого американского хмеля берут российский, вместо чистого мяса – хрящи, а вместо настоящей балтийской кильки – тюльку, приготовленную с использованием «жидкого дыма». Проблема в том, что во многих случаях производители умалчивают о замене рецептуры. Как результат – проверка, проведённая в сентябре движением «Общественный контроль», показала: из 15 образцов сливочного масла в 13 вместо молочного жира присутствовал растительный! Причём такое фальсифицированное масло продавалось в сетевых магазинах, а на упаковке могла присутствовать маркировка «Честный знак», пишет «Комсомольская правда». То есть заведомую подделку выдавали за качественный продукт, разоблачить который можно было, только купив и попробовав.
Не сказать, что граждане всего этого не замечают. Как показал соцопрос, 91% респондентов сталкивались с ситуацией, когда давно знакомые продукты вдруг меняли свой вкус, консистенцию или былое качество. Причём 81% опрошенных напрямую связали это с желанием производителей экономить на ингредиентах.



