Российский автогигант вознамерился существенно расширить географию производства своих машин. До 2028 года концерн, чьё главное предприятие работает в режиме четырёхдневки, хочет запустить до семи новых заводов за рубежом. То есть проблемы крупнейшего моногорода России компанию не волнуют?
Как уточнил президент АвтоВАЗа Максим Соколов, три промплощадки планируется разместить в странах СНГ, ещё по две – в Африке и на Ближнем Востоке. Этими намерениями топ-менеджер поделился в кулуарах экспортного форума «Сделано в России». Если говорить о конкретных проектах, то сборочное производство может появиться в Киргизии. Там АвтоВАЗ намерен наладить выпуск легковушек под брендом Muras совместно с инвестфондом Central Asia Capital. Капиталовложения в данный проект составят около 30 млн долларов. Автоконцерн проявляет интерес к рынкам Египта и соседних государств, расценивая их как перспективные для развития бизнеса. В 2025 году российская делегация посетила эту африканскую страну, где оценила участок для будущей российской промышленной зоны. Ранее сообщалось о возможном открытии заводов в Узбекистане и Иране. Некоторые отраслевые эксперты считают такую стратегию вынужденной – мол, производство внутри страны становится нерентабельным.
Сегодня выпуск продукции АвтоВАЗа налажен на трёх сборочных площадках – в Тольятти, Ижевске и Петербурге. Модельный ряд Lada включает в себя семейства Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend и Niva Travel. Будут ли их собирать за границей, в компании пока не уточняют. Зато уже рассчитывают довести экспортные поставки на внешние рынки – то есть речь здесь не идёт о сборке авто на зарубежных заводах – до 30 тыс. единиц к 2027 году. «Мы не снижаем свои экспортные отгрузки, несмотря на негативные макрофинансовые факторы, и планируем продолжить наращивание объёма», – не так давно утверждал Соколов.
Но, какие бы слова ни звучали о позитивной динамике производства на АвтоВАЗе, тольяттинское предприятие уже больше месяца как перешло на четырёхдневную рабочую неделю. Сообщалось, что после введения новых условий труда и уменьшения зарплат персонал начал массово увольняться. А на фоне грандиозных планов «переезда» за границу появившаяся ещё в апреле информация о планируемой остановке завода в Тольятти из-за спада продаж и затоваривания складов уже не выглядит просто слухами. Тем более что уже было время, когда завод предлагали закрыть, а жителей моногорода расселить. В 2009-м эту идею высказывала тогдашний министр экономического развития Эльвира Набиуллина, по мнению которой вполне допустима ликвидация населённого пункта в случае банкротства градообразующего предприятия.
Вячеслав Субботн, автоэксперт
– Для постройки завода подойдёт любая страна, которая согласится, но не так много государств, готовых продавать машины с низкими потребительскими качествами. По ездовым качествам LADA хороший автомобиль. Это я о модели Vesta. Она на порядок лучше Renault Logan, но внутри она слабая. «Китайцы» всё ещё лучше и дешевле. Наш рынок сбыта, где имеет смысл строить заводы, страны бывшего СССР. Это Киргизстан, Туркменистан и Республика Беларусь.
Константин Крохмаль, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения»
– В данный момент выгоднее всего организовывать производство в Китае или на любой территории, которая не подвержена санкциям. Потому что сопутствующий эффект производства автомобилей в России перекрывает всю маржу. Производить автомобили в России становится невыгодно. АвтоВАЗ не может больше повышать цену. Возможно, будет переведено производство в африканские страны, Иран, где себестоимость автомобилей в разы меньше. И ещё один вариант – КНДР, там рабочая сила дешевле, чем даже в Африке, там очень большая безработица.





