Во время испытаний, выпадающих Родине, судьбы людей подчас делают крутые повороты. Но бывает и наоборот. Кто-то выбирает себе единственный жизненный путь, который связан со службой своей стране и остается верен ему, не смотря на то, какие политические силы находится у власти.
В этой статье мы расскажем о Петре Павловиче Киткине, капитане 1 ранга Императорского флота России, контр-адмирале при Временном Правительстве и контр-адмирале советского военно-морского флота, прошедшего Великую Отечественную войну и вышедшего в отставку после Победы в 1948 году.
Удивительная фотография
Посмотрите на официальную фотографию старого моряка, советского контр-адмирала. Поперечная белая полоса на адмиральских погонах была знаком, что адмирал находится в отставке. Такие были правила ношения формы сразу после Победы. Но не это самое интересное в фотографии. Обратите внимание на ордена. Кроме ордена Ленина, Красной Звезды и двух орденов Красного Знамени на кителе офицерский знак участника обороны Порт-Артура. Это серебряный крест с мечами, который был утвержден в 1914 году к 10-й годовщине начала обороны Порт-Артура. Кроме этого, до революции Петр Павлович был награжден Георгиевским оружием, двумя орденами Св. Анны II и III степени, орденами Св. Владимира III и IV степени, орденом Св. Станислава II степени. Какую же жизнь прожил военный моряк и что он сделал для своей страны, если его награждали боевыми орденами Император Николай II и Генеральный секретарь ВКП(б) Сталин, и почему он не боялся открыто носить на кителе царские награды?
Петр Павлович Киткин
Прадед нашего героя, Алексей Киткин был потомственным военным, служил в лейб-гвардии гренадерском полку, участвовал в войне с Наполеоном в 1812 году, награждён несколькими орденами за отличия в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов. Четыре его сына стали морскими офицерами Российского флота. Его отец, контр-адмирал Павел Алексеевич Киткин (1828-1899), моряк-парусник – то есть моряк, служивший на больших парусных кораблях – привил своим детям любовь к морю и преданность своей стране. В их большой семье – 8 детей – четверо сыновей стали офицерами. Двое – Пётр и Александр – стали офицерами флота, Павел служил в Отдельном корпусе Пограничной стражи, а Алексей стал военным инженером. Его специализацией было строительство мостов и дорог. Александр принимал участие в обороне Порт-Артура, скончался в 1914 году, Алексей дослужился до подполковника в царской армии, принял революцию, и в 1918 году вступил в Красную армию. Служил преподавателем в военном училище, умер от истощения в блокадном Ленинграде в 1942 году. Неизвестна судьба офицера-пограничника Павла Киткина.
Правительство Словакии заняло принципиальную позицию относительно перспектив вступления Украины в НАТО. В эту пятницу глава МИД республики Юрай Бланар заявил, что пока у власти находится правящая коалиция во главе с партией «Курс – социальная демократия», страна будет последовательно блокировать этот процесс.
Родился Петр Киткин 12 июня 1877 года в Санкт-Петербурге. В 1896 году он окончил морской кадетский корпус и был направлен на Черноморский флот. Службу молодой мичман проходил на эскадренных броненосцах «Чесма» и «Георгий Победоносец», крейсере «Память Меркурия» и тральщике «Ингул». На тральщике он впервые столкнулся с морскими минами и средствами противодействия им. Это стало делом всей его жизни. В 1899 году Петр стал слушателем Минного офицерского класса, а с 7 сентября 1900 года - он минным офицер 2-го разряда. В 1901 году его произвели в лейтенанты флота и перевели на учебное судно «Березань». В конце 1901 году лейтенанта Киткина переводят на Тихий океан, на корабли Первой тихоокеанской эскадры. Сначала он служил на крейсерах Владивостокского отряда крейсеров «Громобой» и «Рюрик», а потом был назначен старшим минным офицером на крейсер I ранга «Аскольд», базировавшейся в Порт-Артуре. Участник русско-японской войны и обороны Порт-Артура. Лично участвовал в обезвреживании морских мин японцев. Во время боя в Жёлтом море получил ранение в голову и частично потерял слух.
Именно в это время Петр Павлович приступил к тому, что стало делом всей его жизни. Он стал разрабатывать и создавать системы минного оружия. Киткин сконструировал так называемый змейковый трал, который на десятилетие стал одним из самых эффективных средств борьбы с якорными минами. Так же он занимается минами и сопутствовавшими вопросами. Так, в частности, Киткин разработал проект размещения на небольших миноносцах того времени 60 мин заграждения. Это позволило в случае необходимости сделать небольшой миноносец быстроходным минным заградителем. Учитывая, что в те времена количество миноносцев на каждом флоте измерялось десятками, то техническое решение Киткина давало возможность одномоментно выставить несколько крупных минных заграждений. С марта 1904 года Киткин – минный офицер 1-го разряда.
После окончания русско-японской войны Петра Киткина переводят сначала на Черноморский флот, а в 1907 году – на Балтийский флот. С тех пор его морская служба неразрывно связана с Балтикой. Балтийское море – море с небольшими глубинами, идеально подходящее для ведения минной войны. Первая и особенно Вторая мировая война подтвердили это. В море были выставлены десятки тысяч морских мин. Моряки-балтийцы называли Балтийское море «Суп с клёцками», так как оно было буквально нашпиговано минами самой разной конструкции. На Балтийском море Петру Павловичу присваивают звание старший лейтенант и капитан-лейтенант. Он командир миноносцев «Лёгкий», «Прозорливый» и канонерской лодки «Хивинец». С 1913 года Киткин командир флагманского корабля партии траления «Грозящий» и одновременно начальник партии траления.
Первая мировая война
Буквально с первых дней Первой мировой войны партия траления под командованием Киткина участвует в боевых операциях, освобождая Балтийское море от кайзеровских мин. Первое боевое траление и стычка с кайзеровским флотом произошло 27 августа 1914 года. В 1914 году ему присвоено звание капитана 1-го ранга. Во время войны на Балтийском море Киткин лично участвовал в постановке практически всех крупных минных заграждений российского Балтийского флота, а в мае 1915 года стал командующим дивизией траления Балтийского моря. То есть под его командованием оказались все тральщики и минные заградители Балтийского флота России. Через два года, в 1917 году Пётр Павлович Киткин становится контр-адмиралом. Что интересно. Адмиральское звание он получает уже при Временном Правительстве. Но он не только боевой офицер, но и конструктор. Основным направлением работы Киткина стало создание так называемых минных защитников. Минный защитник – это специальное устройство, препятствующее вытравливанию морских якорных мин с помощью контактных корабельных тралов. Киткин создал первый в мире морской защитник еще до начала Первой мировой войны, в 1912 году. Он имел индекс МЗ-12. С началом Первой мировой Пётр Павлович усовершенствовал конструкцию, увеличив глубину его установки. Новый минный защитник получил обозначение МЗ-14. За активное участие в минной войне на Балтике и за создание новых образцов оружия Пётр Киткин был награжден Георгиевским оружием и орденами. Он стал непререкаемым авторитетом в способах минной войны на море и противодействию ей.
Советская эпоха
Министр обороны России Андрей Белоусов и его американский коллега Ллойд Остин провели очередные телефонные переговоры. Их инициатором стала российская сторона.
После Февральской революции 1917 года произошла Октябрьская социалистическая революция. Её Киткин встретил настороженно, но спокойно. Он не стал покидать страну, как не включился и в белое движение. В конечном итоге, Пётр Павлович принял непростое для дворянина решение – родину не покидать и предложить свои услуги новой власти. Отношение к генералам и адмиралам у большевиков было сложное, но авторитет Киткина на флоте сыграл свою роль. Сначала он стал Заведующим делами мин заграждения и траления, участвовал в знаменитом Ледовом переходе из Гельсинфорса (сегодня Хельсинки) в Кронштадт. С 1919 года – Начальник минной обороны Балтийского моря. Удивительно, но революционные матросы относились к адмиралу дворянину с уважением, ведь он не сидел в кабинетах, а находился на кораблях. После Кронштадтского мятежа большевики начали репрессии против бывших офицеров флота. Киткина арестовали. Но необходимость в знатоке минного оружия была настолько велика, что Начальник Главного управления мореплавания Петр Николаевич Лесков лично вступился за контр-адмирала. Киткина освободили и назначили главным специалистом по делам траления Морских сил Балтийского моря. Кроме этого он становится Председателем научно-технической комиссии минно-тральных опытов, Председателем минной секции НТК флота, и начальником минного полигона. Этот полигон был создан в 1940 году на Ладожском озере после Зимней войны с Финляндией. До сих пор часть опытовых судов Балтийского флота базируются на Ладоге. Параллельно, до самого начала Великой Отечественной войны Пётр Киткин преподает в Военно-морской академии.
В 1931 году его зачисляют в резерв рабоче-крестьянского красного флота РККФ, а в 1936 году увольняют в запас. Но Пётр Павлович из структур флота не уходит – он продолжает работать как гражданский вольнонаёмный специалист. Именно в эти годы он создает целую линейку морских защитников. В 1928 году на вооружение флота поступает МЗ-26. Немного забегая вперед, скажем, что в 1943 году им был создан Глубоководный минный защитник – ГМЗ, а уже после войны, в 1959 году на вооружении флота появился Реактивный минный защитник – РМЗ, который был создан, используя идеи конструктора.
После того, как Ленинград оказался в блокаде Петр Киткин категорически отказался уезжать в эвакуацию. В осажденном городе он продолжал работать над изучением трофейных немецких и финских морских мин. В 1942 году старого адмирала снова призывают в ряды вооруженных сил. В звании капитана 1-го ранга Киткина зачисляют в кадры ВМФ в Минно-торпедное управление. Что интересно. Период с 1936 года по 1942 год, когда он трудился, как вольнонаемный сотрудник, ему зачислили, как службу кадровым офицером. Тогда такое было возможно. 5 ноября 1944 года Петру Павловичу Киткину присвоили звание контр-адмирал. Второй раз в жизни. Он продолжал свою работу. Киткин создал специальное устройство, которое взрывает мину, если она нейтрализована тралом вражеского корабля. Это было важно, так как не позволяла получить образцы советских мин для изучения. В годы блокады Киткина назначили командиром учебного судна «Свирь» Балтийского флота.
После Победы, в 1946 году контр-адмирал Киткин становится доктором технических наук. Окончательно Петр Павлович уходит в отставку в 1948 году. Но и после этого, он продолжал консультировать по вопросам минно-трального вооружения. Скончался Петр Павлович Киткин 18 сентября 1954 года. Похоронен в Ленинграде на Литературных мостках Волковского кладбища. Его именем назван один из кораблей ВМФ СССР. За время своей службы Петром Киткиным было сделано свыше 20 изобретений в области минного оружия и борьбы с ним. Почти все были приняты на вооружение флота.
Заключение
Жизнь этого человека, представителя династии русских офицеров, заслуживает уважения. Сегодняшние читатели о контр-адмирале Киткине практически ничего не знают. А ведь он был один из немногих царских высших офицеров, которые безоговорочно продолжали служить своей родине, несмотря на смену политического режима. Среди людей с похожей биографией вспоминается только граф генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев. Он оставил потомкам свои мемуары «Пятьдесят лет в строю», поэтому о нем помнят и знают. Петр Павлович Киткин мемуаров не писал, поэтому, сегодня о нем знают немногие. А это не справедливо.




