Балтийская Высшая школа музыкального и театрального искусства (филиал РГИСИ) в Калининграде рискует встретить 2026 год без нового учебного корпуса. Здание площадью 9,3 тыс. кв. м, построенное в рамках президентского проекта по созданию культурного кластера на острове Октябрьский, полностью готово к эксплуатации, имеет все необходимые заключения надзорных органов и уже показано широкой аудитории в рекламных материалах самой школы. Однако фактический переезд учреждения затягивается.
Как сообщают СМИ и телеграмканалы, похоже, что представители этой организации во главе с директором РГИСИ Юлией Алейниковой и проректором по строительству и эксплуатации Сергеем Дмитриевым под различными предлогами затягивают подписание актов приемки объекта, хотя на сайте организации ее руководство уже разместило фотографии и рекламный видеоролик, показывающие современные прекрасно оборудованные залы, которые ждут учащихся .
О вводе нового здания школы с 1 сентября с.г. в эксплуатацию Президенту РФ Владимиру Путину, по инициативе которого возводится культурно-образовательный кластер в Калининграде, летом доложили заместитель председателя Правительства Марат Хуснуллин и губернатор региона Алексей Беспрозванных. «В целом проект по совокупности параметров – размеру площадей, количеству объектов, архитектурным решениям, одновременно географии реализации, новейшему мультимедийному и технологическому оборудованию – является крупнейшей культурной стройкой за всю историю страны. – сказал Марат Хуснуллин. – Надеемся, что все объекты, которые создаются в рамках кластера, станут новыми культурными символами России».
Здание готово – бумаги не подписаны
Подрядчик завершил строительство нового здания еще в декабре 2024 года, сообщив об этом на своем официальном сайте. В мае 2025 г. Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области провело выездную проверку, которая, как указано в итоговом акте, показала, что «строительно-монтажные работы на объекте завершены в соответствии с требованиями проектной документации». Тогда же ведомство выдало заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям Градостроительного Кодекса РФ (файл ЗОС ВШМИТИ), а Министерство градостроительной политики Калининградской области дало разрешение на ввод в эксплуатацию нового пятиэтажного здания площадью более 9,3 тыс. кв.м.
Глава МИД России Сергей Лавров 26 июня заявил, что решение стран НАТО увеличить военные расходы до 5% ВВП не представляет существенной угрозы для безопасности Российской Федерации.
Как отмечал Марат Хуснуллин, Балтийская высшая школа музыкального и театрального искусства станет первым в Калининградской области заведением высшего образования, в котором можно освоить творческие профессии по девяти направлениям. Также в этом здании будет размещена Школа креативных индустрий для молодежи – площадка двухгодичного дополнительного образования для школьников 5-11 классов. Уникально сооружение и по техническим и архитектурным решениям: впервые в Калининграде фасад здания полностью выполнен из кортеновской стали и стекла. Этот материал считается одним из самых прочных и устойчивых к коррозии, что немаловажно для местного климата. Поверхность стали не будет нуждаться в дополнительном окрашивании, защите или реставрации.
«На протяжении всего процесса строительства мы тесно сотрудничали с руководством РГИСИ, что позволило учесть все требования и пожелания, – рассказали представители компании-подрядчика. – Это было непросто, ведь творческие люди имеют свои уникальные представления о комфорте и функциональности. Мы уделили внимание каждой детали – глянцевые или матовые поверхности, высота подвески технологического и сценического оборудования, акустика, полы и многое другое. Строители создали в Калининграде не просто здание, а современное и стильное пространство, которое станет настоящим домом для творческой молодежи нашей страны. Мы уверены, что новоселам понравится их новый дом и он вдохновит их на новые свершения».
Однако на удивление калининградской общественности «новоселы» не спешат переезжать. Директор калининградского филиала РГИСИ Юлия Алейникова является конечным подписантом актов приемки между РГИСИ и фондом «Национальное культурное наследие» (ФНКН, заказчик строительства) объекта в целом, а также входящих в него инженерных сетей, оборудования и мебели. Она не подписала перед началом нового учебного года необходимые акты, из-за чего на текущий момент оснащенное самым современным оборудованием здание до сих пор не принято в эксплуатацию.
Шторы и прочие «критические замечания»
В свою очередь, технические специалисты филиала РГИСИ также пока не визируют акты приема-передачи нового объекта, ссылаясь то на некоторые замечания в проектной и рабочей документации к уже смонтированным системам, то на указания проректора по строительству Сергея Дмитриева. «Позиция и действия представителей РГИСИ мне кажутся, мягко говоря, очень «странными», – пишет в своем телеграмканале профессор МУПИ Игорь Скурлатов. – Ирония в том, что Алейникова и её команда участвовали во всех этапах строительства. Технические специалисты РГИСИ ходили по этажам, мерили акустику, обсуждали угол падения света и фактуру занавесов. Всё устраивало. Теперь та же Алейникова будто бы заявляет, что оборудование требует «дополнительной настройки», что вентиляционные установки смонтированы не на той высоте. Представьте себе: агрегаты, стоящие на кровле уже несколько месяцев, осмотренные, согласованные, вдруг вызывают приступ тревоги. Оказывается, производитель рекомендует разместить их на высоте 500 мм. Стоят – на 350. Значит, «не принято». Хотя всё смонтировано по утверждённой проектной документации, прошедшей Главгосэкспертизу».
«Подрядчик оказался в заложниках, мы вынуждены выполнять работы, не предусмотренные проектом, исправлять проектные недоработки (причем недоработки исключительно по мнению пользователя), однако пользователь все равно уклоняется от приемки систем в эксплуатацию», – цитирует письмо строителей эксперт.
Причем новые замечания представителей РГИСИ указываются как критические, до устранения которых объект не может быть принят. Какие же это «критические замечания», которые не позволяют студентам начать учебный процесс в новых помещениях? Среди них называется, например, отсутствие некоторых специальных штор итальянского производства. Директор филиала РГИСИ Юлия Алейникова на протяжении всего строительства лично согласовывала и утверждала многие нюансы проекта, бывала на стройплощадке. Как сообщает Игорь Скурлатов, еще в июне 2024 года со стороны строителей ей были представлены модели блэкаут-штор с учетом конструктивных особенностей здания. Но Юлии Алейниковой, если верить его словам, потребовался целый год, чтобы определиться с окончательным выбором. В результате изготовление этих штор началось только в июне 2025 г. Столь долгое согласование, выбор Алейниковой итальянского производителя и специфическая логистика региона не позволили осуществить поставки в сжатые сроки.
Власти Таиланда пока не приняли окончательного решения о сокращении сроков безвизового въезда для граждан России, Китая и ещё 91 страны с 60 до 30 дней.
В соответствии с договором подрядчик несет гарантийные обязательства по объекту в течение полутора лет и в течение всего этого времени обязан устранять любые замечания эксплуатанта помещений в 15-дневный срок. При эксплуатации столь масштабного объекта неминуемо могут возникать разные проблемы, и задержка в поставке штор вряд ли может считаться серьезным основанием для срыва президентского проекта.
О реальных «подводных камнях» в затягивании запуска Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в новом формате можно только догадываться. Некоторые говорят о личной обиде руководителя школы на подрядчика: якобы с ее стороны предпринимались попытки предложить «своих» поставщиков отделочных материалов, в том числе на других объектах на острове Октябрьский, но эти предложения строителями не были приняты. Другие намекают на возможные некоторые «особенные» договоренности с арендодателем помещений на Азовской, 4 – филиалом межрегионального общественного фонда «Центр Развития Межличностных Коммуникаций». Ведь чем дольше студенты будут учиться в старом здании, тем большую прибыль получит руководство этой организации.
«Это уже не театр абсурда – это документальная драма, где каждая мелочь становится инструментом саботажа, – эмоционально пишет Игорь Скурлатов. – В фильме «Мы, нижеподписавшиеся» герой Леонида Куравлева говорит про чиновника, который поставил комиссии задачу не подписывать приемку нового объекта: «Он владеет всей клавиатурой демагогических приёмов». Вот и здесь: страна строит культурные кластеры, президент получает доклады о готовности объекта, а внизу – на уровне подписантов – кипит бумажная жизнь».
По словам известного политолога, затянувшееся согласование – вовсе не про вентиляцию и акты приёмки. «Это про то, как на каждом этапе госстроительства рождается новая кормушка для своих. Неужели деньги на культуру и образование снова превращаются в личные бонусы чиновников, которым важнее «вопросы лояльности», чем судьба студентов»? – пишет Скурлатов.
Так или иначе вместо переезда в специально построенное и оснащенное по последнему слову техники здание, которым Балтийская Высшая школа музыкального и театрального искусства может пользоваться безвозмездно, юные таланты продолжают заниматься в малоприспособленных помещениях по соседству с Музеем Марципана в Бранденбургских воротах.