Версия // Общество // Производителям могут запретить использовать уменьшенную упаковку для социально значимых продуктов питания

Производителям могут запретить использовать уменьшенную упаковку для социально значимых продуктов питания

983

Честный килограмм

Производителям могут запретить использовать уменьшенную упаковку для социально значимых продуктов питания
В разделе

Минпромторг готов рассмотреть поправки в техрегламент «О безопасности пищевой продукции», предполагающие введение запрета на использование упаковки меньшего объёма для социально значимых продуктов. В министерстве надеются, что это позволит сделать рынок более прозрачным.

Замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов в беседе с «Известиями» сообщил, что ведомство готово рассмотреть предлагаемые изменения в техрегламент «О безопасности пищевой продукции». В соответствии ясними предлагается законодательно закрепить обязательное использование для социально значимых продуктов стандартных упаковок массой в 200 г, 500 г или объёмом 1 л, 2 л и т.д. По мнению замминистра, эту меру можно предложить коллегам из стран ЕАЭС.

Данная мера позволит исключить манипуляции производителей рынком с помощью незаметного изменения объёма тары. В ноябре Генпрокуратура внесла поправки в ГОСТ «Требования к количеству фасованных товаров», исполнение которого является для производителей добровольным. В соответствии с ГОСТом, производителям социально значимой продукции предписывается выпускать её в стандартной упаковке. Это требование является обязательным, если продукция производится по стандарту. В случае, если она была изготовлена по техусловиям, допускается использовать любую тару.

Евтухов пояснил, что эти изменения нужны для того, чтобы прекратить вводить покупателей в заблуждение. В последние годы в России распространилось явление, которое характеризуется термином «шринкфляция». Он означает сокращение массы, объёма или количества товара без существенного снижения его стоимости, а то и с её повышением. У потребителей создаётся ложное ощущение, что они покупают товар по выгодной цене. Это позволяет производителям снизить свои издержки. Многие покупатели осознают, что купили меньший объём, уже дома. Подавляющее большинство предпочитает покупать продукцию, расфасованную в стандартную тару, а не уменьшенную.

Собеседник издания напомнил, что на сегодняшний день ГОСТ не является обязательным стандартом, и производители могут продолжить выпускать свою продукцию по техусловиям. В связи с этим Минпромторг готов рассмотреть возможность распространения инициативы. В частности, соответствующие изменения в общий технический регламент о безопасности пищевой продукции может внести ЕАЭС. Тогда требования станут обязательными.

Обман или забота о покупателе?

Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов в беседе с изданием отметил, что занижение массы, объёма или количества товара при сохранении прежней цены – явление далеко не новое. Он добавил, что стандартизация упаковки поможет частично исправить ситуацию, а также даст покупателям ориентиры, на которые они смогут опираться при выборе продуктов питания.

Производители не согласились с утверждением, что вариативность объёмов призвана ввести потребителей в заблуждение. Представители Союзмолока пояснили, что поправки в законодательство должны учитывать и практику добросовестных производителей. По их мнению, выпуск продуктов в новом объёме объясняется стремлением предложить покупателям новый интересный продукт. Выходом из ситуации могло бы стать указание цены килограмма или литра продукции, чтобы покупатель смог самостоятельно сравнить цены и выбрать подходящий товар. Так уже поступают некоторые торговые сети.

По теме

В Союзмолоке посчитали важной работу по повышению потребительской грамотности населения. Тем не менее, при внесении изменений в систему стандартизации необходимо также учитывать интересы производителей. Представители объединения добавили, что за последние 30 лет в России появились новые форматы упаковки продуктов питания: семейные, крупные форматы, нестандартная упаковка.

В «Руспродсоюзе» пояснили, что за счёт уменьшения упаковки производители стремятся сделать товар более доступным для покупателей. Они могут перейти и на стандартную тару, но сделать это в сжатые сроки не получится. Необходимо провести перенастройку производственных линий, купить новую тару, выработать уже имеющуюся и согласовать новые позиции с ритейлерами. На это может потребоваться 12-15 месяцев, считают эксперты.

Сейчас на складах производителей хранятся внушительные запасы упаковки и товаров, которые не вписываются в предлагаемые стандарты. Из-за этого переход станет возможен не ранее 2025 года. Если учитывать колоссальное повышение себестоимости товаров, эти нововведения в конечном счёте ударят по кошельку конечных потребителей.

Крупнейшие торговые сети уже получили рекомендации Минпромторга и начали переговоры с производителями по вопросу внедрения стандартной фасовки под собственными торговыми марками ритейлеров. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев сообщил, что к середине января 2024 года в организации будут понимать динамику использования предусмотренных допустимых значений номинального количества продукции, а также какой масштаб могут принять предлагаемые изменения. В АКОРТ сообщили, что свою позицию по конкретным предлагаемым поправкам организация сформирует после их изучения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.12.2023 22:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх