// // Продавцы горючего используют все возможности, чтобы взвинтить цены

Продавцы горючего используют все возможности, чтобы взвинтить цены

343

Завелись!

Снижение прибыли компании всегда компенсируют за счёт потребителей
Фото: Сергей Тетерин
Снижение прибыли компании всегда компенсируют за счёт потребителей Фото: Сергей Тетерин
В разделе

История, которая произошла летом 2008 года, повторяется. Росстат уже 11 недель подряд фиксирует рост цен на бензин. Если тенденции не изменятся, к лету, по прогнозам экспертов, нас ждёт повышение цен на топливо на 10% или более. Виноваты сезонное повышение спроса (горожане будут больше ездить на дачу, весной начнётся посевная), повышение цен на нефть, а также высокая маржа, которую в стоимость топлива закладывают продавцы.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес», в период с 5 по 9 апреля цены повысились на 8–12 копеек за литр. Розничные продавцы уже начали закладывать высокую маржу в стоимость топлива, чтобы летом рост цен не был очень резким. По расчётам «Кортеса», маржинальная доходность АЗС во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного, превышает 20%.

К попыткам предупредить грядущий рост потребления стоит прибавить сезонные профилактические ремонты на российских нефтеперерабатывающих заводах. В частности, «ТНК-ВР» в начале апреля приступила к плановому капитальному ремонту восьми технологических установок Рязанской НПК. На предприятии созданы запасы нефтепродуктов, которые позволяют исполнить все обязательства по поставкам перед контрагентами, но предложение нефтепродуктов на биржевой и спотовый внебиржевой рынок сильно ограничено. А «ТНК-ВР» – один из крупнейших продавцов нефтепродуктов на бирже.

По словам директора по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павла Строкова, на рынке пока не наблюдается дефицита объёмов нефтепродуктов, но он может быть.

«Высока вероятность, что дефицит высокооктанового бензина наступит летом. И как следствие цены на бензин вырастут на 10%», – говорит он. Павел Строков также отмечает, что перерабатывающая инфраструктура недостаточно готова к вступлению в силу нового техрегламента на моторное топливо. Это тоже создаёт предпосылки для роста тарифов.

В соответствии с техрегламентом начиная с 2011 года в России нельзя будет производить бензин ниже класса Евро-3. Однако из-за отсталости российских производств необходимы большие инвестиции в модернизацию НПЗ, которую нефтяные компании сейчас активно проводят. Большая часть установок, способных производить высококачественный бензин, по словам Строкова, будет введена в строй в конце 2010 – начале 2011 года. В этот период нефтяникам надо будет совершить большие капитальные затраты. «Это означает, что лето может стать периодом, когда мы увидим рост цен больший, чем можно было бы ожидать в связи с ростом мировых цен», – сказал эксперт.

Немного другого мнения придерживается президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, однако и он согласен с тем, что цены на бензин вырастут неизбежно. Дело в том, что в первом квартале 2010 года оптовые цены выросли на 15%, в то время как розничные увеличились лишь на 3–4%.

«Розница будет стремиться отыграть рост оптовых цен. Оптовые цены идут дальше вверх, и скорее всего мы увидим дальнейший рост розничных цен», – сказал Аркуша.

Казалось бы, россиянам стоит смириться с нормальным рыночным процессом, при котором цены на бензин повышаются из-за роста спроса на него, а также роста мировых цен на нефть. Цена барреля «чёрного золота» составляет уже более 80 долларов, и в начале апреля она достигла максимума за последние 18 месяцев. Но все карты нефтяников снова раскрыла ФАС – даже в этих условиях, если конкуренция на рынке была бы выше, цены можно было бы не то что не поднимать, но и снизить.

По теме

В середине апреля глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев наглядно объяснил членам Совета Федерации на правительственном часе, сколько нефтяники зарабатывают при продаже бензина. Он привёл следующий пример. Когда в конце 2008 года цены на российскую нефть марки Urals упали до минимальных значений, прибыль продавцов бензина оказалась максимальной за последние два года. Тогда, по данным ФАС, усреднённая величина прибыли оптовых продавцов 92-го бензина достигала 3 тыс. рублей за тонну, а розничных – фантастических 7,5 рубля с литра. Такова была чистая прибыль нефтяников.

В процентах, если взять за основу мониторинг цен на бензин ИАЦ «Кортес» за тот период, чистая прибыль составляла 25% при оптовой торговле и более 36% – в рознице. Нефтяные компании, таким образом, переложили на плечи граждан убытки от экспорта нефти, цена на которую резко упала до 30 долларов с более чем 140 долларов летом 2008 года. Именно в тот период ФАС возбудила дела против «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «ТНК-BP» и «Газпром нефти», суды по которым длятся до сих пор. Зависли дела на сумму около 26 млрд рублей. Впрочем, хочется надеяться, что расчёты ФАС всё же немного преувеличены и нефтяные компании воспользовались ситуацией не настолько сильно.

После этого сверхрентабельность сменилась нормальной для России, но всё равно высокой по западным рамкам. В январе 2010 года прибыль от торговли бензина в розницу составила около 18%, в марте – около 15%. Но это всё равно высокие показатели для Запада. В Европе рентабельность оптовой торговли около 5%, розничной – около 10%. Там свою роль играет развитая конкуренция, за которую в России борется ФАС. Цель – развить биржевую торговлю нефтепродуктами, что сделает её более прозрачной, а до этого ввести в действие формулу цены на топливо, которая привяжет цены в России к ценам на мировых рынках (минус экспортная пошлина и транспортные расходы). Среди других предложений ФАС – ввести запрет на совмещение в рамках одной компании бизнеса по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами или запретить покупку и строительство АЗС на территории муниципального образования тем компаниям, доля которых на этом рынке превышает 35–50%. Впрочем, это пока лишь предложения и до претворения их в жизнь ещё очень далеко.

Пока ФАС борется с монополизмом нефтяников и его следствием – высокими ценами, законодатели готовят инициативу, вызывающую много споров. Речь идёт о давней идее включить транспортный налог в стоимость бензина. Много ездишь – чаще заправляйся и плати больше налога. Если же машина стоит, то и налог вместе с покупкой бензина платить не надо. Такова логика законодателей. Интересно, что идея в последнее время получила продвижение. Комитет по промышленной политике Совета Федерации одобрил концепцию соответствующих поправок в Налоговый кодекс и уже внёс их в Госдуму.

По словам председателя комитета Валентина Завадникова, во вторую часть Налогового кодекса будут внесены изменения, которые предлагают установить налоговую ставку в размере от 3 до 6% стоимости моторного топлива. А налог предлагается по-прежнему направлять в региональные бюджеты. Соответственно цена бензина повысится на 3–6%. Как считает сторонник законопроекта член Комитета Госдумы РФ по собственности Максим Рохмистров, цена на бензин при внесении в её расчёт 3% транспортного налога возрастёт на 53 копейки.

По мнению Завадникова, подобное предложение справедливо, поскольку сейчас уплата транспортного налога не зависит от интенсивности эксплуатации транспортного средства, использования объектов дорожной инфраструктуры и влияния на экологию. «Следовательно, граждане, использующие автомобиль только в летнее время для поездок на дачу, вынуждены платить налог наравне с теми, кто пользуется им ежедневно круглый год», – говорит законодатель.

Кроме того, он заявил, что включение транспортного налога в стоимость бензина позволит сократить затраты на администрирование транспортного налога, так как контролировать организации, продающие моторное топливо в розницу, значительно легче, чем миллионы автовладельцев, а также создаст стимул для автомобилистов покупать более экономичные и экологичные автомобили. Впрочем, по мнению Завадникова, законопроект ещё требует доработки. Необходимо прописать механизм администрирования налога через стоимость бензина, а также сохранить нулевой налог для льготных категорий граждан. А это сделать будет непросто.

«Вопрос можно решить, направляя адресную помощь данным лицам либо выдавая им так называемые дисконтные карты, которые позволят оплачивать бензин за вычетом транспортного налога», – предлагает Завадников.

Но нужно решить и ещё одну проблему. Дело в том, что повышение цен на бензин из-за переноса транспортного налога будет противоречить многим региональным инициативам. В частности, Москва поощряет покупку экологичных автомобилей, не взимая транспортный налог с автомобилей мощностью менее 70 лошадиных сил. Если налог перенесут в стоимость топлива, владельцы и таких автомобилей вынуждены будут платить за бензин дороже. То есть если сейчас они вообще не платят транспортный налог, то после введения поправок в законодательство будут это делать.

Кроме того, .

А президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в свою очередь, предлагает ориентироваться на опыт североевропейских стран, например Норвегии, где объём сбора транспортного налога зависит от пробега автомобиля. Принцип тот же, что и с бензином, только объективнее и не учитывает расход топлива каждого автомобиля. Чем больше автомобиль проехал, тем больший его владелец платит налог. Если за год он не накрутил километража, то и налог он платить не будет, так как не нанёс своим автомобилем вреда окружающей среде и инфраструктуре. Однако в России такая схема точно не заработает: скручивать километраж как на российской машине, так и на иномарке за небольшую плату умеют практически все гаражные умельцы.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2010 15:58
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх