// // Наши чиновники упорно не хотят уходить в Интернет

Наши чиновники упорно не хотят уходить в Интернет

394

Бумага всё стерпит

Президентские мечты об электронной России разбивают
некомпьютеризированные чиновники
Фото: ИТАР-ТАСС
Президентские мечты об электронной России разбивают некомпьютеризированные чиновники Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Длительные и увлекательные разговоры об электронном правительстве до сих пор не привели к ощутимому результату, оставшись, по сути, декларацией о благих намерениях. Граждане по-прежнему толпятся в очередях в государственных учреждениях, а чиновники месяцами пересылают друг другу бумажки, существенно затягивая решение вопросов. Да и откуда взяться электронному правительству, если даже нет юридической основы для его существования. Недавно на рассмотрение в Госдуму внесён законопроект, создающий правовую основу для безбумажной работы органов власти. Но, полагают эксперты, появившийся документ – лишь небольшая заплатка, которая не закроет гигантскую брешь.

В конце этого года завершается действие федеральной целевой программы «Электронная Россия», принятой в 2002 году. Предполагалось, что к 2011 году будет построена инфраструктура электронного взаимодействия между органами власти и гражданами. К завершению работы программы предполагалось наладить электронный документооборот в органах власти и начать оказывать услуги населению через Интернет. Однако проект, запущенный восемь лет назад, по сей день находится в зачаточном состоянии. Из-за провала ФЦП в феврале 2008 года была принята «Стратегия развития информационного общества в РФ». На реализацию её основных направлений и мероприятий государство предполагает выделить в 2010–2011 годах 152 млрд рублей, из которых 40 млрд – из средств регионов.

Новая программа забуксовала прямо на старте. Прошёл год, и президент Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, назвал электронное правительство в России химерой. Глава государства посетовал, что компьютеры по-прежнему используются в госучреждениях исключительно в качестве пишущих машинок.

После резких заявлений президента некоторое движение в этом направлении началось. Госучреждения спешно начали заниматься своими сайтами, чиновники стали обзаводиться блогами, но практической пользы данная деятельность пока приносит гражданам немного. Согласно госпрограмме портал госуслуг должен был заработать ещё в январе 2009 года.

И он заработал: по адресу www.ogic.ru появился «Общероссийский государственный информационный центр» (ОГИЦ). Но функционал сайта, мягко говоря, сильно отличался от задумки. Предполагалось, что через портал граждане смогут оформлять загранпаспорта, регистрировать автомобили, узнавать о решениях судов всех инстанций, регистрировать сделки с недвижимостью и проделывать множество других операций, ради которых сейчас приходится часами, а то и сутками стоять в бесчисленных очередях.

Однако обещанного чуда не произошло: на сайте разместили только бланки для обращения в госорганы, которые предлагалось самостоятельно распечатать и на своих двоих отнести чиновнику. Почти за полмиллиарда рублей – явно мало. Президент посмотрел, что вышло, покритиковал, и работа началась по новой. В декабре прошлого года с помпой запустили сайт gosuslugi.ru, но и новый портал, на который, по словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева, уже потрачено около 100 млн рублей, недалеко ушёл от предшественника. Что было вполне ожидаемо. Как выразился Сергей Купцов, замдиректора НИИ «Восход», который отвечал за создание ОГИЦ, «никакой сайт не может дать доступ к несуществующим услугам».

Собственно, чиновники согласно российскому законодательству и не могут работать с гражданами через Сеть. По действующим нормам электронные документы для госучреждений – пустое место, если они не продублированы бумажкой. Лишь 12 марта этого года на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций». Если его примут, то с 2011 года гражданам и компаниям позволят пользоваться 20 видами госуслуг без оформления всяких бумажных документов.

По теме

Новый законопроект уравнивает в правах бумажный документ, подписанный заявителем, и электронное обращение, скреплённое электронно-цифровой подписью (ЭПЦ).

В некоторых учреждениях ЭЦП уже давно принимается. В частности, налоговая служба принимает декларации, поданные через Интернет. Такая же схема работает и на электронных торгах по государственным контрактам.

По мнению экспертов, принятие закона об оказании госуслуг через Интернет, безусловно, необходимо, однако один документ в нынешнем виде не способен решить проблему перехода к электронному правительству.

«Люди, которые составляли данный законопроект, не до конца понимают проблему, – говорит депутат Госдумы Илья Пономарёв. – Он решает лишь один аспект, связанный с внедрением электронного документооборота, а именно признаёт обращение по электронной почте юридически значимым».

Но, по словам депутата, законопроект обходит вниманием две важные составляющие проблемы. Не решается вопрос идентификации личности заявителя, то есть никак не определяется, что запрос подал именно тот гражданин, которого касаются те или иные сведения. К примеру, услуга налоговой службы по предоставлению информации гражданам об имеющихся задолженностях перед государством с технической точки зрения особых нареканий не вызывает. Сервис действительно функционирует (проверено на себе и двух других людях) и даже осуществляет передачу данных по защищённому протоколу. Однако доступ к нему может получить кто угодно: достаточно знать ИНН человека и его имя. Получить эти сведения, как правило, не составляет особого труда.

На претензии по поводу защищённости персональных данных налоговики отвечают, что недоимки по действующему законодательству не составляют налоговой тайны. Даже если согласиться с этим, в других сервисах, оперирующих более чувствительными сведениями, подобный подход неприемлем.

«Третий вопрос – как сделать электронный оборот внутри органов государственной власти юридически значимым, – продолжает Пономарёв. – Сейчас любой документ, который находится внутри правительства, обязан архивироваться. А эту операцию можно осуществить лишь с документом в бумажном виде».

Этот аспект проблемы касается не только самих государственных учреждений. К примеру, оформление загранпаспорта (которое по планам должно быть доступно через портал с 1 апреля) требует участия Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности и ряда других ведомств. И если между ними не будет согласован порядок взаимодействия, гражданам рассчитывать не на что.

Причём законопроект об электронных документах находится в Госдуме ещё с 2004 года. Его принятие раз за разом откладывали, мотивируя это необходимостью принятия закона об электронных госуслугах.

О «неполноценности» готовящегося закона свидетельствует и то, что он регулирует оказание лишь двух десятков услуг, в то время как планы правительства предусматривают дистанционное оказание 200 различных услуг. Как полагают эксперты, следом за принятием этого закона должны последовать другие. Иначе электронное правительство так и останется химерой.

Развитие государственных сервисов через Интернет заметно отстаёт от намеченного графика. И услуг, которые сегодня можно получить через Сеть, чрезвычайно мало. Дальше всех продвинулась в этом смысле Федеральная налоговая служба (ФНС). Она давно принимает налоговую отчётность от юридических лиц через Интернет, и многие предприятия уже перешли именно на такую форму общения с ФНС. Сайт налоговой службы nalog.ru предоставляет также несколько нехитрых услуг. Например, можно получить сведения из реестра юридических лиц. Система, как показала наша небольшая проверка, вполне работает: она исправно выдала сведения как о всех филиалах крупной нефтяной компании, так и о небольшой торговой палатке.

Исправно выдаёт информацию и сервис по предоставлению сведений об имеющейся задолженности по имущественному, транспортному, земельному и другим налогам, также и база должников на сайте Федеральной службы судебных приставов (fssprus.ru). Насколько полной является база, мы оценить не можем. Во всяком случае, автор заметки в должниках не числится, но тёзок, уклоняющихся от исполнения решений суда, по всей стране нашлось трое.

А многие электронные услуги, как выяснилось, являются таковыми лишь номинально. Скажем, подать заявление о регистрации СМИ через Интернет, несмотря на имеющуюся форму на сайте Роскомнадзора (rsoc.ru), не получится. Заявление предстоит распечатать, собственноручно подписать и в комплекте с другими документами отправить в Роскомнадзор.

Один из немногих работающих сервисов – проверка неоплаченных штрафов в ГИБДД. Но он действует лишь для жителей Татарстана. А обитателям ещё четырёх субъектов предлагается пройти на сайты региональных инспекций. Особо порадовал сайт ГИБДД Челябинской области, на котором можно оплатить штраф по банковской карте. Собственно говоря, это единственный сервис из тех, что удалось обнаружить, позволяющий решить вопрос, не отходя от компьютера. Во всех остальных случаях без личного контакта не обойтись.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2010 12:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх