// // Количество злоупотреблений в московских ТСЖ побило все рекорды

Количество злоупотреблений в московских ТСЖ побило все рекорды

366

Товарищества – собственники жулья

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В Москве проверили расходование бюджетных субсидий, которые получают товарищества собственников жилья (ТСЖ). Инспекция нашла многочисленные финансовые нарушения, потребовала вернуть в бюджет более 8 млн рублей, потраченных ненадлежащим образом. Результат неудивителен: рынок управления жильём в нашей стране всё ещё дикий. Здесь царят неграмотные руководители ТСЖ, несостоятельные управляющие компании, да и просто липовые товарищества, которых всё больше и больше.

На самом деле объём выявленных потерь бюджета – 8,2 млн рублей – не столь уж и большой по московским меркам: в столице десятки тысяч многоквартирных домов, на содержание и ремонт которых тратятся миллиарды рублей. Гораздо более неприятными выглядят другие результаты проверки – повсеместная финансовая неразбериха, проблемы с отчётностью, начислением платежей. Это говорит о крайне низком уровне управления жильём самими собственниками или привлечёнными управляющими компаниями. И это пугает, потому что впоследствии может привести к серьёзным проблемам. Дом без должного ухода – уже не дом, а сарай в лучшем случае.

Проверка расходования бюджетных субсидий была проведена впервые. Этим занималось Главное управление государственного финансового контроля Москвы. Нарушения обнаружены практически повсюду: у ТСЖ нет раздельного счёта использования субсидий, нет отчётности по каждому дому, нередко размер оплаты коммунальных услуг устанавливается без учёта показаний общедомовых и индивидуальных приборов учёта (счётчиков).

Дело в том, что в городе достаточное количество льготников, которые платят за подобные услуги по сниженным тарифам. Да и вообще, как уверяют столичные власти, пока даже «обычные» горожане не оплачивают 100-процентную стоимость коммунальных услуг. Между тем ТСЖ отдают подрядчикам на ремонт и содержание все 100%. Ну а из бюджета за счёт субсидий возмещают разницу между установленными правительством Москвы тарифами для населения и реальными расходами ТСЖ. Для злоупотреблений, казалось бы, море возможностей. Например, подрядчик может указать завышенный объём работ при согласии руководства ТСЖ или управляющей компании (как правило, товарищества собственников жилья не самостоятельно занимаются непосредственным управлением дома, а доверяют это профессионалам). Управление финансового контроля такие случаи выявило. Зачем это делалось, прямо не сказано, однако суть схемы очевидна: получаешь завышенную субсидию, а «выручку» делишь.

Главная причина сложившейся ситуации – пассивность граждан и нежелание заниматься доставшимся им в результате бесплатной приватизации недвижимым имуществом. Мало кто, приватизируя квартиру, осознавал, что собственность на жильё – не только право распоряжаться им по своему усмотрению, но ещё и бремя расходов на его содержание. Для начала, если речь идёт о многоквартирном доме, нужно организоваться (по закону для большинства ключевых решений нужны голоса не менее 50% собственников). Однако созвать всех на собрание, провести его, как-то формализовать результаты «сходки» – дело, требующее времени и сил. Ну и минимальной правовой грамотности, разумеется. Люди повели себя инертно – поначалу ТСЖ как-то не удавалось создавать.

Тогда началась «реформа сверху». Во-первых, у государства (в лице местных ДЕЗов) больше организационных ресурсов. К тому же во многих домах доля государства (неприватизированные муниципальные квартиры, правдой и неправдой оставшиеся в госсобственности подвалы и чердаки) значительна, а потому представители властей имеют весомый голос на общих собраниях. Тем более что голосование можно провести заочно: разнести бюллетени по квартирам. Во-вторых, местные власти получили прямую выгоду от ускоренного создания ТСЖ. Когда несколько лет назад на федеральном уровне было принято решение помочь регионам с финансированием капитального ремонта жилья, субсидии из федерального бюджета на эти цели должны были выделять лишь при соблюдении ряда условий. И одним из них было наличие в регионе достаточного количества товариществ собственников жилья и других «рыночных» коопераций собственников. Местные власти, разумеется, принялись усиленно насаждать эти институты, подключив административные ресурсы. Что не понравилось россиянам. В прошлом году агентство R3 (Russian Realty Research), партнёр ВЦИОМа в сфере изучения рынка недвижимости, провела опрос, в ходе которого выяснилось, что лишь 24% наших граждан готовы вступить в товарищество собственников жилья или выбрать частную управляющую компанию. За год до этого количество желающих было значительно выше – 39%. Снижение интереса к ТСЖ и другим формам самоуправления авторы исследования объяснили как раз прессингом со стороны местных администраций. Принуждение к вступлению в ТСЖ губит эту идею на корню.

По теме

В Москве, казалось бы, дела должны обстоять получше. Столичные власти не согласились с требованиями федералов (среди которых было и постепенное введение 100-процентной оплаты услуг ЖКХ) и автоматически остались без грантов. Вместо этого в Москве была объявлена собственная программа капитального ремонта, причём наличие в ремонтируемом доме ТСЖ являлось не обязательным, а лишь желательным условием. Вообще, руководящие чиновники городской администрации постоянно подчёркивают, что создание товарищества – процедура сугубо добровольная. Город же лишь старается создать для ТСЖ режим наибольшего благоприятствования, в том числе за счёт льгот и субсидий.

Однако чиновники на низовом уровне эти указания не восприняли. Целевые показатели количества созданных ТСЖ волшебным образом превратились в план, который нужно выполнить любой ценой. Да и выделяемые на ТСЖ бюджетные деньги также наверняка заинтересовали многих местных руководителей. В результате огромное количество товариществ появляется в Москве по инициативе районных госучреждений «Инженерная служба», причём зачастую с нарушением закона. Об этом есть немало свидетельств, которые изложили не так давно на специально созванной пресс-конференции депутаты и активисты, занимающиеся жилищной сферой. Так, по словам депутата Госдумы Галины Хованской, ей поступает по два-три письма в неделю от возмущённых горожан. А Виктор Федорук, эксперт по вопросам реформирования ЖКХ из движения «За права человека», привёл задокументированные примеры, когда для регистрации товарищества в налоговую инспекцию предоставлялись протоколы общего собрания с поддельными подписями собственников квартир.

«На основании протокола я выбран в члены счётной комиссии. Довожу до вашего сведения, что в собрании участия не принимал, членом счётной комиссии не был и протокол не подписывал. Моя подпись сфальсифицирована», – процитировал Федорук жалобу одного из обманутых таким образом жильцов.

Впрочем, судя по свидетельству Галины Хованской, в последнее время власти пытаются хоть как-то прекратить этот произвол. По крайней мере в прошлом году она начала получать в ответ на свои депутатские запросы по поводу липовых ТСЖ не отписки из префектур, а внятные ответы из прокуратуры Москвы. Стала постоянной и работа городских структур по проверке законности создаваемых товариществ.

Проблемы не ограничиваются только чиновничьим произволом: скроенные по своим лекалам товарищества навязывают жителям и застройщики. К тому же есть и другая «болезнь роста» в нашей системе коммунального хозяйства: недобросовестные управляющие компании, которым, как правило, делегируются полномочия по непосредственному управлению жильём. Зачастую такие фирмочки со смешным уставным капиталом (он вполне может быть и 2 тыс. рублей) создают всё те же бывшие дезовские руководители. И неудивительно, что они умудряются получать заказы от липовых руководителей липовых ТСЖ: свои все люди.

По идее, закон оставляет жильцам право сменить фиктивное руководство ТСЖ: нужно просто провести собрание и выбрать на нём новое. Могут собственники на общем собрании сменить и управляющую компанию, а также неразумно дорогих поставщиков коммунальных услуг. Вот только, во-первых, собрать людей непросто, а во-вторых, просто так липовые организации власть, как правило, не отдают – начинается череда судебных разбирательств, в которую не всякий захочет ввязываться.

В общем, немудрено, что на таком рынке плохо обстоят дела с финансовой дисциплиной, и не только с финансовой. Деньги из бюджета выделяются, а подъезд как стоял обшарпанный, так и стоит – вот типичная история и для Москвы, и для других регионов.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.04.2010 12:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх