Скандал вокруг «ТЭФИ» показал, что в России премии не приживаются. Их вручение зачастую сопровождается скандалами, а обиженные и недовольные через какое-то время пытаются основать собственные награды, где также не обходится без интриг. «Наша Версия» попыталась разобраться, почему в российском кино и на телевидении складывается такая ситуация и имеет ли смысл создать одну премию, которая будет по-настоящему интересна зрителю?
Несколько лет назад, в 2007 году, из состава учредителей телеакадемии вышли два крупнейших телеканала – НТВ и ТНТ. Телеканал НТВ создал свою теленаграду – учредил всероссийский телевизионный конкурс «Профессия – репортёр». Недавно из состава Академии Российского телевидения (АРТ), организующей премию «ТЭФИ», вышла и ВГТРК. За день до окончания приёма заявок на конкурс Первый канал отказался выставлять свои работы «ввиду отсутствия основных конкурентов». «С сожалением констатируем, что 19-летняя история премии «ТЭФИ» в том виде, в котором она существовала, закончилась», – говорится в пресс-релизе Первого канала. 22 февраля на заседании совета учредителей фонда «Академия Российского телевидения» проведение «ТЭФИ» всё-таки решили продолжить. Правда, речь идёт уже в основном о конкурсах «ТЭФИ-Регион» и «ТЭФИ-Содружество». Окончательно судьба премии определится на заседании АРТ 20–21 марта. Нынешний президент академии Михаил Швыдкой подтвердил, что оставит свой пост. «Я думаю, что АРТ должен возглавить молодой и толковый человек, – рассказал Швыдкой. – Считаю, что я по своим возможностям моральное право продолжать возглавлять академию исчерпал. Я попросил коллег освободить меня от работы. Что касается появившихся слухов о том, что появится новая телепремия, я против создания новых подобных организаций и телепремий, так как это приведёт к падению престижа и того и другого».
Сыр-бор вокруг единственной теленаграды начался в 2007 году, когда многие посчитали, что голосование происходит нечестно. В начале своего существования журналистские работы оценивали 12 членов Академии Российского телевидения. Однако за последнее время состав академии был увеличен до более чем 500 человек. При этом количество мест между основными медиахолдингами было поделено неравномерно. Последнее привело к тому, что голосование стало корпоративным: академики начали лоббировать работы своих каналов. Поэтому крупные телеканалы стали выходить из учредителей. Из-за обвинений в том, что он лоббирует интересы Первого канала, пришлось покинуть место президента телеакадемии Владимиру Познеру. Сейчас специалисты разделились, одни считают, что «ТЭФИ» уже не выжить, да и в принципе она не нужна. Другие говорят о том, что всем телебоссам стоит собраться вместе, обсудить проблемы, возможно, на время закрыть премию, но потом возродить её и привести в порядок.
Подобные уходы и разделения в России можно считать уже нормой. В своё время кинопремия «Золотой орёл» появилась, по мнению специалистов, как попытка дискредитировать независимую кинематографическую премию «Ника». Но и здесь в дальнейшем не обошлось без распрей. В пику уже ей была учреждена премия «Белый слон», задуманная как национальная премия кинокритики и кинопрессы, которая не только находится в конфликтных отношениях с Академией кинематографических искусств и наук России, вручающей «Золотых орлов», но и страдает от внутрицеховых распрей.
Можно сколь угодно долго ругаться на «Оскара», «Грэмми» или «Эмми» – американские награды, – но телезрители всего мира с удовольствием их смотрят, они зрелищные и интересны обывателю. Наши премии уже давно междусобойчики, которые простому человеку просто не понятны. Мелкие склоки, периодически выходящие наружу, у обывателя вызывают лишь недоумение. Что касается «ТЭФИ», помимо вручения телевизионной премии есть много проблем на Российском телевидении, в которых АРТ могла бы принять непосредственное участие – от попытки решить проблему коммерциализации нашего телевидения и того, что с каждым годом качество программ на ТВ становится всё хуже, до такой маленькой проблемы, как показ церемонии награждения «ТЭФИ», который уже давно неинтересен зрителю. Как, впрочем, и показ вручения многих других премий. Может, и телеакадемикам и киношникам стоит задуматься хотя бы об одной премии, показ которой будет интересен не только им самим, но и простым зрителям? Как говорят эксперты, для этого нужно всего несколько факторов – наличие достойных соперников, интрига и собственно качество шоу.