// // Российские музеи купили шедевров более чем на 250 000 000 рублей

Российские музеи купили шедевров более чем на 250 000 000 рублей

645

Даром, что ли?

lori.ru
lori.ru
В разделе

В конце прошлого года государство сделало ГМИИ им. Пушкина щедрый подарок: картину «Крещение Христа» фламандских живописцев XVII века Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего стоимостью 20 млн рублей. На днях полотно было выставлено для публики. Такие широкие жесты – явление довольно редкое и удел скорее меценатов, а не чиновников. «Наша Версия» выяснила, сколько денег государство тратит на пополнение музейных фондов.

«Крещение Христа» было выкуплено у частного лица. В 2010 году картина попала в его коллекцию за 170 тыс. фунтов стерлингов (около 8 млн рублей). Но тогда, как объясняют в ГМИИ им. Пушкина, в разгаре был кризис, а сейчас цены сильно поднялись. Кроме того, в эту цену не входили налоги, сборы и транспортировка полотна.

Пополнение музейных фондов за счёт государства происходит не так уж часто. Спонсоры и меценаты покупают или дарят экспонаты гораздо чаще. Тем не менее на днях Министерство культуры РФ заявило, что планирует увеличить финансирование закупок произведений искусства для пополнения музейных фондов за счёт экономии средств по итогам торгов. «Без системной поддержки государства пополнять наши музейные фонды тяжело, – заявил глава ведомства Владимир Мединский. – Если в 2011 году было потрачено около 40 млн рублей на эти цели, то в декабре прошлого года потратили (на закупки) около 250 млн рублей, причём 85% этих средств были получены дополнительно в результате экономии по итогам разного рода торгов».

Мединский отметил, что экономия была достигнута столь быстрыми темпами, а многие музеи просто оказались не готовы указать на те предметы, которые им хотелось бы приобрести в свои коллекции. Поэтому Минкульт уже сейчас сообщает, что в текущем году на пополнение музейных коллекций будет выделено ещё больше средств.

«К сожалению, средства на закупки государство действительно выделяет очень неравномерно, в один год –ничего, в другой – крупные суммы, до нескольких миллионов рублей, – рассказал директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. – Деньги на закупки, как правило, выделяются в конце года по остаточному принципу (что осталось от других статей расходов) и должны быть потрачены в очень короткие сроки, чтобы соблюсти отчётность. А это не оставляет нам времени ни на вдумчивые поиски, ни на собственно покупку в серьёзных западных галереях».

Кстати, средний бюджет одного крупного музея приблизительно составляет около 500–700 млн рублей. В прошлом году государство выделило на содержание федеральных музеев (их порядка 60) около 14,3 млрд рублей, что было на 2,2 млрд больше, чем в 2011 году.

Больше всего пополняет свои фонды питерский Эрмитаж. Деньги вкладывают не только меценаты и государство, в ход идут также заработанные средства. Три года назад самый крупный музей Санкт-Петербурга приобрёл уникальную коллекцию из 92 ценных произведений русской акварели и графики у парижской галереи «Попов и К0». «Такое приобретение бывает раз в 100 лет, – сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Так что мы собирали средства на коллекцию Попова везде, где могли, в ход пошли и деньги коллективных спонсоров, и то, что выделило Министерство культуры. Саму покупку мы совершали уже после торгов, некоторые предметы были выкуплены по баснословным ценам ещё во время аукциона. Но нам повезло, многие первоклассные вещи остались. Мы действовали активно, сразу связались с галереей и, что очень важно, смогли это приобрести по приемлемой, «нашей» цене и безо всяких комиссионных и посредников. Мы заплатили, конечно, меньше, чем это стоило бы на аукционе».

Процесс закупок музеями прост. Чтобы избежать ошибок и не приобрести подделку или вещь немузейного качества, при музеях обычно существует экспертный совет, он принимает решение о необходимости покупки. Затем музейщики посылают запрос в Министерство культуры, которое даёт добро и деньги.

И всё-таки негосударственные пополнения бывают гораздо чаще. ГМИИ им. Пушкина недавно получил в дар от коллекционера Василия Горященко картину немецкого художника XVIII века Адама Элиаса Борни «Натюрморт-обманка с картиной Дидриха в каменной нише» 1778 года. А коллекционер Михаил Перченко подарил ГМИИ полотно «Весёлое общество» конца 1620-х годов Дирка Халса.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.02.2013 12:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх