Версия // Власть // Помогут ли провокации победить коррупцию?

Помогут ли провокации победить коррупцию?

1931

Ни дать ни взять

В разделе

На днях член Комитета Госдумы по безопасности, бывший директор ФСБ Николай Ковалёв предложил новую схему по выявлению коррупционеров в рядах чиновников. По ней правоохранительные органы должны получить возможность предлагать чиновникам взятки под прикрытием – по сути, провоцировать их на совершение преступлений. Ковалёв привёл примеры похожих успешных операций, которые проводились в разное время в США и Европе и благодаря которым сотни нечистых на руку чиновников покинули государственную службу. Однако, как отмечают многие эксперты, западный опыт вряд ли будет успешным в России – слишком много нюансов. Чем же может обернуться практика подстрекательства чиновников на взятки у нас?

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции, бывший начальник Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом:

– Эта инициатива, если она примет форму закона, приведёт к абсолютному беззаконию. При этом наивно думать, что взятки брать будут меньше. Это предложение – акт отчаяния, глас вопиющего в пустыне. Понятно естественное желание победить коррупцию в рядах чиновников, но не такими же методами! Было в России время, когда при отборе солдат на службу их проверяли «на профпригодность», ударяя кулаком по физиономии. Выдержал парень – годен! Упал – не годен. Провокация на взятку – то же самое, даже хуже... У нас есть закон об оперативно-разыскной деятельности, которым предусматриваются такого рода мероприятия – например, контрольная закупка наркотиков или «заказ киллеру». Но это не провокация – сотрудники спецслужб ищут преступников, знают, что они готовы совершить преступление, и благодаря «контрольной закупке» достают доказательства этого преступления. А теперь представьте себе другую ситуацию – человек и думать-то не думает о взятке, но к нему подходит добрый дядя, якобы просящий помощи бизнесмен, и фактически склоняет его к совершению преступления. Даже если в законе будут предусмотрены некоторые ограничения, то один чёрт, всё равно на практике будут пытаться увеличивать показатели раскрываемости, значит, будут провоцировать бессистемно. Кто сегодня мешает выявлять и судить чиновников-взяточников? Это настолько очевидно, что язык уже не поворачивается в очередной раз говорить – введите статью о конфискации. Мы в своё время пытались это сделать, но Кремль так и не позволил. Единственное, чего добились, так это только ввести название «конфискация», но арестовывать имущество нельзя. Поэтому чиновники берут и будут брать. Вспомните бывшего министра, которому дали девять лет условно, но 33 млн долларов так у него и остались.

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»:

– Мне кажется, то, что предлагают сейчас депутаты, это очень нехорошая вещь, она опасная и дурно пахнет. Неужели законодатели не понимают, что, приняв такой закон, будут очень часто разыгрываться сцены, когда честного, трудолюбивого человека поставят в такие обстоятельства, когда он совершит правонарушение. Так действуют напёрсточники и лохотронщики на улицах, занимаясь разводом наивных граждан.

И надо признать, что такие люди очень профессионально занимаются нелицеприятными вещами. Но чтобы власть занималась подобным? Даже в страшном сне такое вряд ли мне могло присниться. Я не думаю, что это принесёт какую-то нравственную пользу нашему обществу. Да и навряд ли страх перед, так сказать, «подставой» заставит чиновников не брать. Меньше брать точно не будут, а может быть, вообще придумают новые схемы, при которых объём взяток вырастет в разы. Боюсь, подстрекательство к получению взятки будет использоваться только для того, чтобы скомпрометировать и выбить из игры достойных людей.

Кирилл Кабанов, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет»:

– На самом деле это не новые методы борьбы с коррупцией, они разработаны достаточно давно, и Николай Дмитриевич Ковалёв предлагал их ещё в 2002–2003 годах. Подобные вещи применялись в Европе и США. В Америке операция называлась «Шейх», когда под видом шейхов сотрудники ФБР выходили на контакт с ведущими лицами – сенаторами, политиками – и склоняли их к получению взятки, то есть провоцировали коррупцию. Поскольку тот закон связан с провокацией, то должностное лицо не наказывали уголовно, а просто ставили «чёрную метку» и лишали возможности государственной службы. Всё это связано с репутационными рисками – это первое, что пропадает при адаптации этой системы в России: у нас просто нет репутационных рисков. В России чиновники до последнего говорят «мы здесь ни при чём». Вряд ли эта инициатива даст в России такой же результат, как в США и Италии, но в целом всё же заставит нечистых на руку чиновников опасаться идти на сомнительные сделки. Впрочем, наши сенаторы неприкосновенны. Поэтому у нас такая инициатива будет работать в первую очередь среди госслужащих среднего звена – там, где, кстати, чаще всего можно встретить случаи взяточничества. Такие провокации позволят избавиться от чиновников, не сажая их в тюрьму. Доказать, что чиновник взял взятку, очень сложно, они ведь берут взятки очень умно. Это будет некая очистка системы и своего рода профилактическая мера, так как построена на провокации, поэтому уголовная ответственность не предусмотрена: мы провоцируем человека на то, чтобы он взял взятку, может быть, если бы мы так назойливо ему не предлагали деньги, он бы их и не взял. Чиновник среднего уровня будет бояться, потому что это грозит увольнением и лишением государственной должности на какое-то время. Эта законодательная инициатива не является вредной по своей сути и очень полезной по коррупционному объёму работ. Но, учитывая наши реалии, мы понимаем: здесь есть одна опасность – коррумпированность правоохранительной системы. Впрочем, если только с этой точки зрения подходить ко всем законодательным инициативам, то в России вообще ничего делать не нужно, так как всё сверху донизу у нас коррумпировано.

Михаил Касьянов*, бывший премьер-министр России:

– Такие методы борьбы с коррупцией, которые сейчас предлагают парламентарии, совершенно неуместны в нашей стране в текущей ситуации. Подчёркиваю – в нашей стране в текущей ситуации. Причина того одна – полное отсутствие основ демократического строя. Мы сейчас ни по одному параметру не можем сравниться ни с Италией 90-х годов, где проводилась операция «Чистые руки», ни с США времён 60–70-х годов прошлого века, где также проводились похожие операции.

Прозрачность в этих странах была абсолютной, поэтому подобные операции никакого шока в обществе не вызвали и, безусловно, они помогли справиться с коррупцией. Под абсолютной прозрачностью я имею в виду независимую судебную систему, независимые СМИ и полную свободу власти, при которой одна власть абсолютно спокойно может в случае необходимости критиковать другую. А разве у нас законодательная власть может покритиковать исполнительную? Ничего подобного у нас нет.

В условиях авторитарной и очень коррумпированной системы пытаться внедрить какие-то маленькие элементы борьбы с коррупцией – бессмысленная затея. Это чушь полная.

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции, бывший начальник Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом
Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции, бывший начальник Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»
Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»

Кирилл Кабанов, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет»
Кирилл Кабанов, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет»

Михаил Касьянов, бывший премьер-министр России
Михаил Касьянов, бывший премьер-министр России

*
Михаил Касьянов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2012 00:11
Комментарии 0
Наверх