// // Почему никто не заметит снижения цен на бензин?

Почему никто не заметит снижения цен на бензин?

315

Бензнаказанность

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Российская система ценообразования вновь не даёт рядовым гражданам вкусить немногочисленные плюсы финансового кризиса. Хотя стоимость нефти по сравнению с июлем упала более чем в два раза, на отечественных заправках водители обнаруживают в лучшем случае снижение стоимости топлива на 1 рубль за литр. В Москве и вовсе на некоторых заправках падение недельной давности сменилось очередным подорожанием, и цена горючего практически вернулась на прежний уровень. Впрочем, эксперты уверены: если бы не административное давление, даже таких изменений не было бы.

В то время как инфляция в России растёт, главный сырьевой продукт – нефть – всё больше теряет в цене. Ещё летом аналитики гадали, до каких верхних отметок может дойти стоимость «чёрного золота». В июле был побит мировой рекорд –

за баррель марки Brent давали 146 долларов, а на прошлой неделе контракты со сроком поставки в декабре заключались уже по 65,3 доллара. Казалось бы, такое галопирующее падение цены сырья должно существенно отразиться сначала на оптовых ценах бензина, а потом и на розничных. Однако оптовые цены автомобильного бензина по сравнению с максимумами июля-августа опустились примерно на 10%, в то время как розничные за тот же период просели в среднем по России на 1–2%, гласит бюллетень Федеральной антимонопольной службы.

Росстат недавно опубликовал статистику за неделю с 20 по 26 октября: потребительские цены на бензин в этот период в среднем по России снизились на 1,9%. Бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных подешевел с 20,51 руб/л до 20,11 руб/л, марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных – с 23,57 руб/л до 23,08 руб/л, марок АИ-95 и выше –

с 25,52 руб/л до 25,15 руб/л. При этом неумолимые цифры свидетельствуют о том, что удешевление произошло только в 66 регионах, в 16 субъектах цены остались на месте, а в Назрани даже чуть-чуть подросли – на 0,1%. Стоит учесть, что при сборе данных учитывается среднее арифметическое по всем заправкам региона, а значит, где-то бензин подешевел на рубль, а где-то автовладельцы заправляются на прежних условиях.

Что касается Федеральной антимонопольной службы (ФАС), то принципами ценовой политики нефтяных компаний она заинтересовалась ещё в самом начале финансового кризиса. Компаниям было настоятельно рекомендовано пойти на снижение стоимости топлива для розничных покупателей, в противном случае нефтяникам пригрозили немалым штрафом. На днях ФАС обнародовала официальную информацию о том, что ещё 6 октября Калининградское управление службы возбудило дела в отношении ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Роснефть» по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высоких цен на автобензин и дизельное топливо.

Согласно данным антимонопольщиков, в Калининградской области с июля-августа оптовые цены на бензин АИ-76 понизились на 6,2%, АИ-92 – на 11,5%, при этом розница отреагировала снижением: -2,4 и -3,85% соответственно. Почему разгул монополизации положения ФАС увидела именно в российском анклаве, непонятно: примерно такая же ситуация сейчас почти во всех субъектах Федерации. Слушания дел назначены на 20 и 21 ноября, поэтому нельзя исключать вероятность, что антимонопольное ведомство решило дать компаниям месяц на раздумье и корректировку цен, в противном случае последуют штрафные санкции. Сейчас игроки, злоупотребляющие своим монопольным положением на рынке для установления высоких цен, могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 15% от годовой выручки товара на соответствующем рынке, но не более 2% общей выручки компании.

По теме

Но недавно ФАС обратилась к правительству с просьбой изменить закон и повысить порог штрафа до 30%. Если такие поправки будут оперативно приняты, лидерам «нефтянки» будет невыгодно идти против пожеланий антимонопольщиков. Так, у «Роснефти» выручка от оптовой продажи нефтепродуктов в прошлом году составила 6,9 млрд. долларов, у ЛУКОЙЛа – 5,9 млрд., у «Газпромнефти» – 5 млрд., у «ТНК-ВР» – 3 млрд. долларов. 30-процентный штраф при таких оборотах – действительно дело нешуточное, и гораздо менее затратно понизить розничные цены. Информация, которую ФАС сделала открытой постфактум, подтверждает, что призывы к нефтяникам не были пустой угрозой. С начала года в России возбуждено более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Около половины из них – злоупотребления доминирующим положением на рынке, остальное – картельные сговоры и согласованные действия участников рынка. При этом 60 дел заведено именно по рынкам автобензина. Всего же продавцы авто- и авиатоплива в 2008 году по этим делам заплатили штрафов на сумму более 800 млн. рублей.

Находясь перед угрозой взысканий штрафных средств, компании могут пойти на хитрость и продолжить снижать стоимость бензина на символические суммы: тогда требования ФАС будут формально удовлетворены, а объём чистой выручки не сильно сдуется. Станислав Август, аналитик УК «Финам Менеджмент», считает: «Розничные цены на нефтепродукты на внутреннем рынке будут и дальше снижаться, но незначительно. Удешевление розницы – результат политики давления антимонопольной службы, а не объективной рыночной ситуации». Эксперт полагает, что в ближайшие месяцы стоимость бензина будет снижаться примерно на 1,2–1,5% в неделю. Очевидно, что при абсолютной свободе действий , в отличие от крупных международных партнёров.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша не считает, что нефтяники подвергаются ощутимому давлению со стороны государства: «Призывы правительства и ФАС, конечно, подталкивают компании к снижению цен, но, по сути дела, это информационная шумиха. Бензин всё равно подешевел бы под влиянием мировой ситуации».

Нынешние цены на сырьё не являются для продавцов и производителей «чёрного золота» критическим уровнем, однако за предыдущие благополучные годы компании запланировали ряд крупных инвестпроектов, часть из которых уже приостановлена. К тому же, хотя мировые цены на нефть и снижаются, нефтеоборудование пока что не дешевеет, а значит, издержки по этой статье у производителей не сокращаются. Тем не менее россиянам не стоит ожидать, что при дешёвой нефти компании, вынужденные снижать цены под давлением, разорятся, а некоторые заправки закроются как нерентабельные.

«Убыточным нефтяной бизнес точно не станет, так как себестоимость добычи барреля по России держится в районе 3,5–6 долларов плюс административные и коммерческие расходы – итого 11–12,5 доллара. Ниже этой цены нефть вряд ли опустится», – считает аналитик «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Сейчас в стоимости литра бензина 16% приходится на налог НДПИ, который привязан к цене нефти. Поэтому при произошедшем падении нефти более чем в два раза бензин должен был подешеветь минимум на 8–9%, то есть на 2 с лишним рубля (напомним, что пока цена опустилась менее чем на рубль).

И всё-таки разговор власти и бизнеса на тему цен на бензин нельзя назвать монологом, который нефтяники вынуждены молча выслушивать и принимать к исполнению. Когда премьер-министр Владимир Путин и глава ФАС Игорь Артемьев несколько раз заявили о необходимости удешевления бензина для населения, у представителей бизнеса нашёлся свой весомый аргумент: в стране очень высока налоговая нагрузка на производителей сырья. Недавно сам Артемьев признал: российский бензин дешевеет медленнее, чем американский, но у нас и доля налогов в себестоимости производства нефти в 2,5 раза больше, чем в США.

Несколько месяцев шло лоббирование снижения налогов на «нефтянку», и вот это начинание увенчалось успехом. С 1 ноября экспортные пошлины снижены на 22,8%. Кроме того, планируется сделать более гибким сам механизм налогообложения. Если раньше ставка менялась каждые два месяца, то сейчас ситуация на рынке колеблется так сильно, что правительство обещало внести изменения в законодательство и осуществлять регулирование более оперативно и по свежим ценам: налоги на ноябрь. Обмен любезностями между нефтяниками и правительством произошёл, но предварительные итоги можно будет подвести минимум через несколько недель. Федеральная антимонопольная служба пообещала, что будет следить за изменениями как оптовых, так и розничных цен на бензин, и в случае недобросовестного исполнения договорённостей будут вновь начислены штрафы виновникам.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2008 14:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх