// // Правительство вступилось за рынок бывших в употреблении автомобилей. Мошенники осваивают новые технологии

Правительство вступилось за рынок бывших в употреблении автомобилей. Мошенники осваивают новые технологии

460

Поддержанные иномарки

2
В разделе

На совещании Правительства РФ, которое прошло в рамках Московского международного автосалона (ММАС-2008), представители Минэкономразвития, Федеральной таможенной службы и Минфина «завернули» целый ряд беспрецедентных запретительных мер на ввоз в Россию подержанных иномарок, которые активно лоббировали российские автопроизводители. Напомним, речь шла о значительном увеличении импортных пошлин, серьёзном повышении транспортного налога и тарифов ОСАГО на подержанные автомобили. В то же время Госдума сейчас рассматривает законопроект об отмене НДС на подержанные машины. И если этот документ будет принят, то, по словам экспертов, на рынке «бэушных» автомобилей случится небывалый рост. Однако очевидно, что вместе с ростом продаж возрастёт и число рисков, с которыми сталкивается любой покупатель подержанного автомобиля.

На совещании Правительства РФ, которое прошло в рамках Московского международного автосалона (ММАС-2008), представители Минэкономразвития, Федеральной таможенной службы и Минфина «завернули» целый ряд беспрецедентных запретительных мер на ввоз в Россию подержанных иномарок, которые активно лоббировали российские автопроизводители. Напомним, речь шла о значительном увеличении импортных пошлин, серьёзном повышении транспортного налога и тарифов ОСАГО на подержанные автомобили. В то же время Госдума сейчас рассматривает законопроект об отмене НДС на подержанные машины. И если этот документ будет принят, то, по словам экспертов, на рынке «бэушных» автомобилей случится небывалый рост. Однако очевидно, что вместе с ростом продаж возрастёт и число рисков, с которыми сталкивается любой покупатель подержанного автомобиля. По словам экспертов, уже сейчас на рынке «бэушных» автомобилей появляются новые и всё более изощрённые способы мошенничества, застраховаться от которых порой невозможно. Корреспондент «Нашей Версии» решил оценить эти риски.

По существующим оценкам, суммарный объём вторичного авторынка в России в 2008 году составит от 5 до 6 млн. машин, что почти в два раза превосходит первичный рынок, и в дальнейшем эта цифра будет только расти. По данным аналитического агентства «Автостат», к 2012 году в России будет продаваться уже 9 млн. подержанных автомобилей. На этом фоне количество продаваемых б/у иномарок, ввезённых из-за рубежа, хоть и невелико, но также продолжает стремительно увеличиваться.

Так, в первой половине 2008 года был зафиксирован своеобразный рекорд: на территорию РФ было ввезено 190 тыс. бывших в употреблении машин в возрасте старше трёх лет. Самыми популярными подержанными автомобилями в нашей стране являются автомобили японских марок: Toyota (32,3%), на втором месте располагается Nissan, на третьем Honda – 10,8%, четвёртое место занимает Mazda – 7,8% и замыкает пятёрку лидеров Mitsubishi – 5,2%. Серьёзные изменения происходят и в географии перегона б/у машин. И в каждой стране-экспортёре покупка подержанного автомобиля имеет свою специфику.

США – один из крупнейших поставщиков подержанных автомобилей в Центральную Россию. Спрос на «бэушных» «американцев» начал расти четыре-пять лет назад вместе с курсом евро: из-за подорожания европейской валюты перегонять машины из той же Германии стало просто невыгодно. Так, трёхлетний внедорожник BMW Х5, привезённый из Флориды, сегодня в среднем обойдётся покупателю на 8–10 тыс. долларов дешевле, чем такой же автомобиль из Гамбурга. И наконец, некоторые популярные у россиян машины можно приобрести только в Америке – это, например, Тоyota Highlander, Тоyota Sequoia, Chrysler Pacifica и так далее. В итоге на сегодняшний день американский рынок «задушил» традиционное для России европейское направление, и желающих перегнать машину из Старого Света становится всё меньше.

«Из Европы сегодня возят в основном то, чего нет в США, – рассказывает «Нашей Версии» начальник комиссионного отдела компании «АвтоГермес» Роман Максименко. – Это, например, автомобили с дизельными двигателями, которые не поставляются на американский рынок, или какие-то эксклюзивные модели. Поэтому большинство компаний сегодня перепрофилировались на продажу подержанных автомобилей из США».

По теме

Помимо финансовой выгоды «американцы» пользуются у нас хорошим спросом и по другой немаловажной причине: перегнать из США в Россию криминальное авто практически невозможно. Во-первых, перед отправкой морем в Старый Свет каждая машина проходит в американских портах достаточно серьёзную проверку. Во-вторых, любой потенциальный покупатель может «пробить» историю машины в американских базах данных «Карфакс» (Carfax) и «Авточек» (Autocheck), где можно найти историю всех машин, проданных в США и Канаде начиная с 1986 года.

Помимо юридической чистоты автомобиля и пробега покупатель при помощи этих баз может узнать и много другой любопытной информации: участвовала ли машина в ДТП, получала ли повреждения в результате стихийных бедствий, кем эксплуатировалась и так далее. Так, например, не так давно знакомый автора этой заметки присмотрел себе через Интернет очень редкий в России Cadillac De Ville 2002 года выпуска по выгодной цене – 20 тыс. долларов. Машину продавал некий санкт-петербургский автосалон, представители которого по телефону сообщили идентификационный номер автомобиля (VIN). Но, когда машину «пробили» по «Карфаксу», оказалось, что перед тем как оказаться в России, она прошла короткий, но полный драматизма жизненный путь. В конце отчёта по истории авто стояла суровая запись: Junk vehicle, water damage, что дословно переводится как «машина хлам, повреждена водой». Питерские перегонщики под видом исправного автомобиля пытались толкнуть покупателям так называемого утопленника. Кстати, спустя несколько дней объявление о продаже автомобиля с сайта автосалона исчезло. Видимо, покупатель всё-таки нашёлся.

Любопытно, что не имеющие аналогов в мире американские сервисы Carfax и Autocheck – сугубо коммерческие организации. Информация об автомобилях пополняется из отчётов аукционов, станций техобслуживания, отчётов полиции и страховых компаний. Цена абонемента на доступ к базам составляет 25 долларов в месяц, оплата осуществляется через кредитные карты. Впрочем, в Интернете сегодня есть несколько сайтов, которые значительно упрощают эту процедуру: прайс для непродвинутых граждан на проверку конкретного автомобиля через Carfax и Autocheck колеблется от 200 до 300 рублей, оплата осуществляется посредством SMS-сообщений. «Пробить» машину можно и бесплатно на профильных интернет-форумах. Правда, как считают специалисты, в вышеупомянутых базах далеко не всегда можно почерпнуть полную информацию по автомобилю, а зачастую в них попадают и вовсе не соответствующие действительности данные.

«Карфакс» и «Авточек» стараются давать объективные отчёты и оптимальное количество информации, – рассказывает Роман Максименко. – Этой информации вполне можно доверять, хотя у самих американских дилеров, торгующих подержанными автомобилями, есть определённые схемы, чтобы химичить с этими базами».

Одна из самых распространённых схем, по словам нашего собеседника, касается махинаций с пробегом автомобилей. Кстати, в США «скручивание» одометра – это уголовное преступление. Работает она примерно так. В абстрактный автосалон приезжает частник и сдаёт в trade-in подержанный автомобиль с большим пробегом, допустим, 120 тыс. миль. Перед тем как принять эту машину, дилеры «пробивают» его по «Карфаксу» и видят, что последняя запись (report) датирована позапрошлым годом, а пробег машины на тот момент составлял, скажем, 50 тыс. миль. Далее дилеры заявляют эту машину на аукцион и сообщают в заявке, что пробег машины составляет 60 тыс., а через несколько дней под любыми предлогами отзывают свою заявку, заплатив аукциону небольшой штраф. В чём прикол? А в том, что на аукционе и одновременно в вышеупомянутых базах появляется запись, что пробег конкретно этой машины составляет 60 тыс. миль, после чего дилер смело «скручивает» показания одометра и продаёт машину.

О настоящем пробеге машины после таких манипуляций уже не узнает никто. Зато дилер получит дополнительную прибыль в 2–3 тыс. долларов. Кроме того, по словам специалистов, информация, например, о том, что машина побывала в серьёзной аварии, совсем не обязательно может появиться в автомобильных базах. Так, автовладелец может разбить свою машину, скажем, об дерево в состоянии сильного алкогольного опьянения и, чтобы не иметь впоследствии неприятностей, просто не будет сообщать о ДТП в полицию и страховую компанию, а машину отремонтирует в мелком «гаражном» сервисе. Естественно, отметок о таком ремонте в базах данных не будет.

По теме

В автомобильном сообществе ходят разговоры и о других существенных минусах покупки заокеанских автомобилей. Так, считается, что американцы в отличие от европейцев крайне халатно относятся к обслуживанию своих машин: заливают в двигатель дешёвое минеральное масло, не следят за состоянием салона и так далее. Кроме того, доставка машин из США на заказ по понятным причинам весьма растянутое во времени предприятие, которое занимает как минимум месяц. Бытует также мнение, что американские машины гораздо чаще европейских становятся жертвами природных катаклизмов, в частности наводнений. Хотя профессионалы с этим не согласны. «Так называемые утопленники – это скорее собирательный образ всех проблемных машин из США, – рассказывает «Нашей Версии» начальник сервиса крупного автотехцентра Сергей Вавилов. – Что же касается машин, действительно пострадавших в наводнениях, то мы встречаемся с ними очень редко. Проблемы на таких машинах в основном связаны с электрикой».

По словам нашего собеседника, хотя недобросовестные перегонщики тщательно маскируют подводное прошлое автомобилей, определить, была ли машина повреждена в наводнениях, может и чайник. Самые явные признаки «утопленника» – запотевшие фары, плесень на обивке пола под сиденьями, затхлый запах в салоне. Что же касается машин, побывавших в серьёзных авариях, то и они обладают определёнными признаками, которые можно увидеть даже без помощи специалистов. «Достаточно много аварийных автомобилей из США сегодня импортируется в Литву, – рассказывает Роман Максименко, – где их восстанавливают и перегоняют в Россию. Из Литвы машины попадают к нам, как правило, через Калининградскую область. Так что если в паспорте транспортного средства написано, что машина попала в страну через калининградские таможенные посты, то это серьёзный повод призадуматься».

Как видно, покупка подержанных авто из США сопряжена с кучей нюансов, разобраться в которых тяжело и опытному автомобилисту. «Чтобы снизить риски, лучше всего приобретать машины в крупных автосалонах, которые уже много лет работают на рынке, – даёт совет читателям «Нашей Версии» Сергей Вавилов. – Они дорожат своей репутацией, поэтому обманывать клиентов из-за лишних нескольких тысяч долларов для них нет никакого смысла. Кроме того, многие крупные салоны сегодня дают годовую гарантию на двигатель и коробку передач. Хотя, конечно, для большей уверенности имеет смысл перед покупкой осмотреть машину со своим мастером».

Но,

«Старые способы обмана покупателей подержанных автомобилей постепенно отмирают, и сегодня появляется всё больше изощрённых методов мошенничества, которые достаточно сложно, а подчас и невозможно выявить при покупке машины», – рассказывает «Нашей Версии» адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры» Антон Лелявский.

С одним из таких ноу-хау автомошенников столкнулась постоянная читательница «Нашей Версии» москвичка Ирина К. В марте 2008 года она приобрела с рук по хорошей цене (25 тыс. долларов) годовалый внедорожник Suzuki Grand Vitara. Машину по объявлению в Интернете продавал вроде бы не вызывающий подозрений гражданин, а о мотивах продажи практически новой машины сказал, что решил приобрести автомобиль побольше. В итоге сделка состоялась, но уже через три месяца счастливая обладательница Suzuki разочаровалась в своём выборе.

«В июне я получила повестку в суд, – рассказывает Ирина. – Оказалось, что машина была приобретена в кредит и находилась в залоге у банка. Банк потребовал оплатить остаток кредита – 20 тыс. долларов – или вернуть машину. Я не подозревала, что эта машина кредитная, так как у продавца на руках был паспорт транспортного средства, а по идее он должен был находиться в банке». Благо у Ирины оказались неплохие связи в правоохранительных органах – мошенника, а он оказался ранее неоднократно судимым и нигде не работающим гражданином, нашли достаточно быстро. Авантюрист внял аргументам милиции и погасил остаток кредита по машине. Однако, несмотря на хороший финал, осадочек, как говорится, остался. Во-первых, непонятно, каким образом банк выдал столь крупный кредит безработному. Во-вторых, интересно, как он сумел забрать в банке ПТС. Согласитесь, это не может не настораживать. Кстати, недавно банкам запретили забирать на хранение паспорта транспортных средств кредитных автомобилей, и у мошенников появилось более широкое пространство для манёвра.

«Сегодня в Москве это происходит очень и очень часто, в том числе и с дорогими машинами, – говорит Анатолий Лелявский. – Интернет пестрит объявлениями о продаже почти новых 2–3-месячных машин с хорошим дисконтом. А ведь стоит задуматься, почему человек, купивший новую машину, вдруг её продаёт. Это свидетельствует о том, что здесь может быть подвох». По словам адвоката, какого-то универсального способа застраховаться от покупки кредитной машины под видом не отягощённой долгами сегодня нет. Но некоторые действия покупателя могут минимизировать риски. Так, например, мошенники, специализирующиеся на продаже кредитных автомобилей, иногда получают на них дубликаты ПТС. Делается это просто: пишется заявление в ГАИ об утере паспорта транспортного средства, который на самом деле находится в банке. ГАИ, естественно, мало интересуют обстоятельства покупки авто, и спустя несколько дней мошенники получают новый документ на машину, с которым и выставляют его на продажу. Правда, в новом ПТС обязательно будет стоять отметка, что это дубликат или что документ выдан повторно. От таких машин лучше держаться подальше. «Из паспорта транспортного средства можно также узнать, какой дилер являлся первым владельцем машины, то есть у кого она приобреталась, – продолжает Антон Лелявский, – после чего имеет смысл обратиться к дилеру и узнать, как продавалась эта машина – в кредит или не в кредит. Дилеры обычно идут навстречу и предоставляют такую информацию. И, наконец, всегда при покупке машины лучше требовать у продавца документы, подтверждающие историю автомобиля, по которым можно проследить, от кого, когда и кому эта машина переходила. Если такие документы есть, то это хороший показатель чистоты сделки».

Но, несмотря на суровые реалии современного российского рынка подержанных авто, оптимисты склонны считать, что в ближайшее время он станет более цивилизованным и покупка «бэушных» «Мерседесов», «Ауди» или «Тойот» перестанет быть рискованным занятием. В случае если Госдума примет законопроект об отмене НДС на подержанные автомобили, основными игроками на рынке станут крупные дилеры, как происходит сегодня во всех развитых странах. Сделки станут более прозрачными и безопасными как для бывших, так и для новых владельцев автомобилей с пробегом.

Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2008 11:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх