Версия // Культура // Пластинке «Construction Time Again» великих электронщиков Depeche Mode грядёт 40 лет!

Пластинке «Construction Time Again» великих электронщиков Depeche Mode грядёт 40 лет!

4591

Вневременная депеша. Часть 2

Пластинке «Construction Time Again» великих электронщиков Depeche Mode грядёт 40 лет!
(Фото: Таня Егорова)
В разделе

В «Construction Time Again» 1983 года (название которого можно перевести как «Снова Время Конструирировать» или «Конструктивное Время Настаёт») Гор, Флетчер, Уайлдер и Гаан чувствуют себя уже гораздо увереннее, чем раньше, сразу взяв «быка за рога»! Легковесность электронных поп-ритмов куда-то резко испарилась. На её место пришли собранная прыгучесть, хлёсткие ритмы и яркий мелодизм!

«Когда исчезает субъект вечности, то исчезают и все её объекты, – а единственным субъектом вечности является тот, кто хоть изредка про неё вспоминает»Виктор Пелевин («Generation П»).

Ранее мы уже сказали о том, что эра панка была строга и не пощадила почти никого. Но потребность в развлекательной поп-музыке никуда не делась и свою немалую роль в увеселении народов в своё время сыграло забубенное диско, мода на которое, также сошла на нет, когда пришёл срок. Поэтому когда к концу 1970-х – началу 1980-х годов развеялись «дымы» музыкальных баталий, на горизонте «нарисовались» новые молодые и голодные артисты. Многие коллективы (как водится) канули в никуда, но кое-кому из них (вроде героев нашей статьи британцев Depeche Mode) удалось реально вписать свои имена в мировую музыкальную историю!

Продолжая, начатое в первой части статьи (посвященной Depeche Mode) исследование темы групп, обладавших самобытностью и вносивших немалое разнообразие в музыкальные чарты тех времён, не могу, не упомянуть такие достойнейшие во всех отношениях коллективы, как: Duran Duran, Soft Cell, Orchestral Manoeuvers In The Dark, Thompson Twins, Culture Club, Camouflage, Pet Shop Boys, The Cure, Human League, New Order, U2 и так далее. Не все их них разделяли неоромантические идеи и философские подгоны.

Тем не менее, представляется немаловажным, отметить то, что всех их сопровождало отчетливое ощущение стояния на пороге эпохи цифрового звука и эры компьютерных технологий, когда почти каждая нота, извлекаемая едва подающим надежды музыкантом-любителем, могла быть превращена в звук профессионального исполнителя. Журналист и продюсер Пол Роланд в его труде «Рок и Поп» описывал ситуацию следующим образом: «Неоромантики хотели создать звучание, которое явило бы новому поколению свежий, смелый мир. Они верили, что такой звук способны создать только электронная клавиатура и компьютерные барабаны».

В музыке начала 1980-х годов в полную силу проявился феномен развития технологий. Он, конечно, присутствовал и раньше. Но тут уже игры пошли почти «без правил». Снова процитирую Пола Роланда: «За цену, меньшую стоимости приличной электрической гитары с усилителем, любой подросток мог купить клавиатуру и, прикоснувшись к кнопке включения, воспроизвести на ней звучание рок-группы в полном составе и с большей достоверностью, чем это получалось на грубых, скрипучих синтезаторах 1970-х годов».

Какой вывод может воспоследовать из сказанного? Правильно! Поп-музыка стала программируемой! А также (к большому сожалению) предсказуемой, так как многие исполнители стали использовать партии клавишных инструментов или электронных барабанов из обкатанных на публике записей, уже поимевших успех. Естественно, что они тоже хотели славы и денег. Но то, что прокатило один или два раза, на третий и …надцатый разы уже не канало! Публика и меломаны, конечно, любят обманываться, подчас принимая хорошо отшлифованные музыкальные «стекляшки» за настоящие бриллианты, но так не может происходить бесконечно!

Очевидно, что чрезмерно увлёкшись технологиями (в этом и есть одна из опасностей современного бесконтрольного повсеместного использования искусственного интеллекта) поп-музыка утратила черты творческого прикосновения человека. Многие записи, заполонившие чарты, стали однотипными и почти неотличимыми друг от друга, что подтверждают многие исследователи вопроса и, в частности, Пол Роланд, писавший о том, что «Благодаря массовому производству микрочипов даже самые дешёвые клавиатуры уже в 1980-е позволяли воспроизводить звуки реальных барабанов, струнных, фортепиано, бас-гитары и прочих инструментов, каждый из которых был сэмплирован от реальных. Дело дошло до того, что теперь можно было даже не учиться, чтобы стать настоящим музыкантом. Вполне приемлемый звук получался как бы «сам собой». Вы даже не были обязаны играть точно или вовремя! Немного редактирования…и комп исполнит за вас все нужные партии клавишных, бас-синхронизатора и электронных барабанов на отличном уровне и в такт».

В связи с чем, неимоверно выросла роль продюсера звукозаписи. Впоследствии даже появился термин «перепродюсированная» музыка, когда количество оцифрованных партий на альбомах просто зашкаливало. Давление на уши потребителя теперь шло 24 часа в сутки благодаря музыкальному спутниковому телевидению. Тем более ценным является для нас творчество тех немногих групп, которые скорее диктовали моду, чем следовали за ней. Они умудрились сделать великолепные, запоминающиеся на века записи, сразу выделявшиеся из поточных «поделок» тысяч команд-однодневок, тоннами клепавших маловразумительное «дизайнерское» диско и сладостно-тягучую «патоку» евро-попа.

К таким творениям относится исследуемый нами альбом Depeche Mode «Construction Time Again». Его идея и концепция принадлежат музыкантам Depeche Mode. Композиции написаны Мартином Гором. Диск был выпущен на независимой звукозаписывающей компании Mute в августе 1983 года, став ещё одним «тараном» рынка для впоследствии легендарного лейбла. Основными участниками и продюсерами записи стали непосредственно сами депеша в лице: Дэйва Гаана спевшего на вокале и порезвившегося с сэмплерами. Мартин Гор оформил клавишные, гитару, мелодику в «Everything Counts», а также бэк-вокал, музыку/слова, вокал в «Pipeline»; Алан Уайлдер сыграл на клавишных, семплерах, драм-машине, пианино в «Love, in Itself», маримбе в «Everything Counts». Ещё он сделал программирование, бэк-вокал, музыку/слова. Эндрю Флетчер оттянулся на клавишных, бэк-вокале, шалмее в «Everything Counts». Запись пластинки проходила весной и летом 1983 года в однй из лондонских студий, а процесс микширования прошёл в Берлине, к коему всегда питал особое почтение Мартин Гор. Новый член Depeche Mode Алан Уайлдер принял участие в написании двух треков «Two Minute Warning» и «The Landscape Is Changing».

«Construction Time Again» стартует с «Love, in Itself» погружающей слушателя в насыщенную электро-синтезаторную прострацию, задавая соответствующий настрой идее пластинки. Её продолжение в виде «More Than a Party» и «Pipeline» с ходу знакомит всех с дальнейшей, смело синтезирующей электронику и рок концепцией альбома, где находит приют множество спецэффектов. Далее обретают своё место величественные композиции «Everything Counts», «Two Minute Warning» и задумчивая «Shame». Депеша всласть играют в звуковую многомерность в «The Landscape Is Changing». После чего музыканты уведут своих слушателей в непростые пространства, где «The Great Outdoors!» станет единственной инструментальной «прокладкой» пластинки. Финал подытожат композиции «Told You So» и «Then».

Глава издающего лейбла Mute - Дэниэл Миллер вместе с депешами стал продюсером пластинки. Гарет Джонс выполнил работу звукоинженера. Мартин Аткинс осуществил дизайн и придумал оформление обложки. Йен Райт нарисовал дополнительные иллюстрации. Брайан Гриффин сделал фотографии. Он же явлется автором обложки, на которой изображена гора Маттерхорн.

Альбом создавался с использованием последних достижений звукозаписывающей техники начала 1980-х годов, включая сэмплеры, драм-машины и обилие клавишных инструментов. Как мы говорили ранее, в «Construction Time Again» проявились существенные изменения в стиле Depeche Mode. «Альбом имеет ярко выраженное индустриальное звучание, которое имеет место и в двух следующих студийных альбомах «Some Great Reward» и «Black Celebration». Также «Construction Time Again» отличается более глубоким лирическим содержанием песен. В отличие от предыдущих пластинок группы в композициях этого альбома нашли своё отражение социальные и политические темы».

И, в завершение, подчеркну, что «Construction Time Again» не занял каких-то особых мест в чартах по своему выходу. Он имеет стабильные продажи и тогда неслабо укрепил репутацию группы, которая по выходу следующего мощного и местами трогательного диска «Some Great Award» в 1984 году (где сполна проявит своё неповторимое изящество прихотливая муза Мартина Гора в таких легендарных вещах, как «Somebody» или «Master and Servant») сделала весомую заявку на мировое признание. Как впоследствии и получилось!

По ходу дела коллектив обрел многочисленные регалии. Например, «в 2006 году Depeche Mode победили в номинации «Лучшая группа» на церемонии MTV Europe Music Awards. К 2011 году было продано около 115 миллионов копий альбомов Depeche Mode. 44 сингла попали в британский хит-парад. Журнал Q назвал Depeche Mode «самой популярной группой электронной музыки, которую только знал мир» и включил в список «50 групп, которые изменили мир!». В 2010 году музыкальный канал VH1 поставил Depeche Mode на 98-е место» в списке «100 величайших исполнителей всех времён». В 2020 году Depeche Mode были включены в «Зал славы рок-н-ролла»!

О Depeche Mode существует огромная литература, включающая переведённые на русский язык и написанные российскими авторами книги. Такие как: «Depeche Mode. Подлинная история» («Stripped: The True Story of Depeche Mode») Джонатана Миллера, изданную питерским издательством «Амфора» в 2008 году. Книгу «Взлёты и падения», изданную московским «Скит Интернешнл», увидевшую свет в 1999 году. Опус А. Глебова и О. Бочарова «Depeche Mode. Some great new art», изданную московской фирмой Rock Biz в 1999 году. Величественный «Монумент» («Depeche Mode. Monument»), переведённую Ю. Морозовой, изданной московским издательством «Э» в 2017 году и так далее.

Отрадно отметить, что, несмотря на различные перепитии, история Depeche Mode отнюдь не заканчивается в странных и турбулентных 2020-х годах. Депеша не останавливаются в развитии, с каждым альбомом пусть немного, но приподнимая планку качества, взятую предыдущей пластинкой. В 1980-х нас будут ждать не менее шедевральные «Black Celebration» (1986) и «Music For The Masses» (1987), недюжинный концертник «101» (1989) и жесткий «Violator» (1990), «Exciter» (2001) и многие другие великолепные работы, включая завершающий на данный момент их творчество «Momento Mori» (2023), о чём мы также постараемся в своё время написать.

Резюмируем. Возможно, подлинное значение творчества Depeche Mode состояло и состоит в фиксации исторических моментов и звуков, присущих тому или иному времени. Время изменчиво. Вместе с ним менялась и музыка Depeche Mode, которая была эмоциональной, изощрённой, наполненной фантазиями, подчас оттеняющими горький скепсис текстов. Их влияние на мировую музыкальную культуру и различные электронные стили огромно и требует своего исследования, ибо только так мы можем отдать должное породившему музыку Depeche Mode творческому акту!

P.S. Немало отличных групп записали каверы на песни Depeche Mode, что является проверенным способом воздать дань музыкантам и переосмыслить их творения. Мы бы хотели предложить нашим читателям к прослушиванию один из таких шедевров от не менее знаменитых норвежцев A-Ha – лидеров «Новой волны» 1980-х, шедших в ногу с неоромантиками.

Редакция ещё раз выражает соболезнования родным и всем поклонникам Энди Флетчера (а также Depeche Mode), ушедшего из жизни чуть более года назад, в мае 2022 года. Его музыка и вклад в творчество Depeche Mode были бесценны. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.07.2023 11:20
Комментарии 0
Наверх