Версия // Культура // 40 лет исполняется альбому «War» и 35 лет – двойному «Rattle and Hum» ирландцев U2

40 лет исполняется альбому «War» и 35 лет – двойному «Rattle and Hum» ирландцев U2

4249

Все на уboy. Часть 2

40 лет исполняется альбому «War» и 35 лет – двойному «Rattle and Hum» ирландцев U2
(фото: Wikimedia Commons/ U2start)
В разделе

Считается, что одной из лучших вещей, записанных U2, является монументальное и драматическое полотно альбома «The Joshua Tree» (1987). Последующее за ним масштабное мировое турне «Rattle and Hum» (1988), запечатлённое в снятом фильме и вышедший затем двойной альбом, позволили воочию наблюдать триумф ирландских музыкантов (мы обязательно скажем об этом несколько слов, далее).

Но, с моей точки зрения, исследуемый нами диск «War» (1983), весьма привлекателен своим свежим подходом и энергией, пока артисты ещё не вошли полностью в смутную роль «спасителей рока» и человечества.

Как было отмечено в первой части исследования, 1981 и 1982 годы были проведены музыкантами U2 в гастрольных турах и многочисленных разъездах. Они много выступали на крупных фестивалях и стадионах, в компаниях не менее молодых, многообещающих и также активно завоевывающих симпатии публики команд, вроде Ultravox, The Police, Jam, The Smiths, Nick Cave and The Birthday Party, Joy Division (с их продолжателями New Order), The Cure, Siouxisie and The Banshees и пр.

Многие сразу обратили внимание на то, что U2 (как и некоторых их коллег по сцене) всегда отличал определённый интеллект, неравнодушие к социальным проблемам и политике. Музыканты (особенно усердствовал в этом вопросе Боно, которого периодически поддерживал Эдж) обращались и продолжают обращаться к разным слоям общества, поднимая непростые вопросы, например, касающиеся локальных конфликтов (в начале 1980-х напряженная ситуация сложилась в Центральной Америке) и к борьбе против апартеида в Южной Африке. Композиции пластинки «War», увидевшей свет в январе 1983 года, также не обошли стороной многие тогдашние сложные темы и коллизии. Некоторые песни альбома были посвящены знаменитому польскому профсоюзу «Солидарность» и его неоднозначному лидеру Леху Валенсе.

Все тексты «War» были придуманы Боно. Музыка написана: Боно, Эджем, Ларри Малленом и Адамом Клейтоном. В записи диска, кроме Боно, спевшего на вокале и сыгравшего на гитаре, «засветились»: Эдж — гитара, пианино, steel-гитара, вокал; Адам Клейтон — бас-гитара; Ларри Маллен — перкуссия, барабаны. Кроме того в его создании приняли участие: Джессика Фелтон, Тэйрин Хагей, Адриана Каеги, Черил Пойриер спели на бэк-вокале; Кенни Фрадли сыграл на трубе и Стив Викхэм – на скрипке.

В стандартной версии диск стартует с заглавной страшной и эмоциональной песни «Sunday Bloody Sunday», рассказывающей о кровавых столкновениях, произошедших в Северной Ирландии, имеющих под собой (в том числе) религиозную подоплёку. Ей наследует вкусная, пропитанная (словно знаменитый «Гиннесс») ароматным ирландским солодом, «Seconds». Далее, наступает черёд оттяжного трека «New Year's Day», бывшего также в числе других ведущих синглов альбома и принёсшего группе заслуженную славу. Идея пластинки развивается в «жалящей» песне «Like A Song…», а «Drowning Man» буквально сочится нескрываемой болью к несовершенным человеческим страстям. Композиции следуют одна за другой, словно нанизанные на «шампур» гитарного аккомпанемента Эджа.

Боно на глазах обретает искусство управления зрительской массой. Он уже не стесняется своего пронзительного голоса, грамотно распределяет силы и энергию, ведя за собой темы песен. Музыкант словно намазывает масло на бутерброд, который теперь не падает маслом вниз, а выглядит вполне пристойно. Его страсть кажется вполне искренней. Эдж аппетитно терзает струны, скорострельные барабанные партии Маллена придают свой драйв в меру бунтарскому наполнению пластинки, а бас Клейтона словно подчёркивает некий «мерцающий» оттенок гитарных экзерсисов Эджа. Дополнительные смыслы пластинки вполне удачно раскрывают лучистые «The Refugee» и «Two Hearts Beat As One», чей, насыщенный звуковой ряд, наводит на мысли о бренности всего сущего и любви. Потом музыканты демонстрируют свои таланты в интенсивных «Red Light» и «Surrender». Финальная «40» подытоживает идею альбома, заложив основу для последующего концертника «Under Blood Red Sky» и полноценного диска «The Unforgettable Fire» (1984).

Продюсером пластинки выступил Стив Лиллиуайт. В оформлении обложки «War» использован портрет мальчика с очень выразительным взглядом. Несмотря на сложные смысловые ассоциации и хлещущие через край эмоции, «War» почти сразу получил массовое признание, возглавив вершины некоторых хит-парадов и став № 1 в Британии. С годами востребованность альбома «War» росла и продолжает понемногу расти, доказав значимость записанного материала. Постепенно он получил в Англии статус золотого, а позже и платинового. Альбом занял 223 место в списке 500 лучших альбомов всех времён и народов по версии журнала Rolling Stone.

С 1984 года музыканты U2 начинают сотрудничество со знаменитым музыкантом и продюсером Брайаном Ино, которое подарило миру три последующих ярких диска. В их числе был лакомый «The Joshua Tree» (1987), названный так в честь разновидности гигантских калифорнийских кактусов. Альбом вошёл и возглавил многочисленные музыкальные рейтинги, составленные самыми различными (и не только музыкальными) изданиями. Об альбоме существует масштабная литература, с которой все интересующиеся могут ознакомиться на досуге.

Отметим лишь, что в 1988 году по итогам его феерического турне был выпущен фильм «Rattle and Hum» (позже оформленный как отдельный альбом). Видео было в основном сориентировано на американский рынок, вобрав в себя концертные съёмки, их интересные фрагменты, свежий материал и небольшие интервью с членами группы. Оба материала собрали отличную кассу и массу разноплановых отзывов, но, как мне кажется, именно с них начинается тот непростой этап в истории U2, когда их начинают обвинять в излишней монументальности и даже позёрстве. Заслуженно или нет, отдельный вопрос, с которым надо разбираться.

Вкратце, вполне возможно, что некоторые упрёки были справедливы. Ибо цена художественной искушённости, подчас, бывает слишком дорогой. Но я бы не стал, слишком придираться к музыкантам. Почему-то многие считают, раз человек талантлив в написании и исполнении песен, то в остальных жизненных вопросах он также прекрасно разбирается. А это – не так! Где-то разбирается, а где-то заблуждается, как и все люди…но предъявлять какие-то претензии артистам вряд ли уместно. Вы просто «зеркалите» в них свои чаяния и ждёте ответов. Если они не соответствуют вашим ожиданиям, вы обижаетесь…так не лучше начать с себя, а к уважаемым вами людям прислушиваться, осмыслять сказанное ими и лишь тогда делать, далеко идущие выводы, кого-то поругивая...

В общем, талантам потрясающих ирландцев, не грозит, быть «пропитыми», несмотря на слухи о том, что Боно в своё время скупил в Дублине немало пабов, которые, кстати, благодаря его поддержке выжили, продолжили своё существование, принеся музыканту уважение в среде пивоваров, вискокуров и неплохие деньги. Далее были 1990-е. В них U2 переосмыслили критику в свой адрес и ответили всем доброжелателям и недоброжелателям, записав блокбастер «Achtung Baby!», где обрел своё бытиё такой роскошный хит, как «Pride (In The Name Of Love)», а также другие композиции. Далее воспоследовало грандиозное шоу «Zoo TV», где артисты «прошлись» по поводу альтернативной и танцевальной музыки, попутно ответив на то, что, по их мнению, было «музыкальным застоем». В то время они непрестанно экспериментировали, исследуя различные музыкальные направления, делали грандиозные шоу, окучивали стадионы, вновь подтверждая свой обретённый статус музыкальных суперзвёзд.

Подведём некоторые итоги.

В начале «нулевых» и далее U2 несколько подуспокоились (или сделали вид). Они по-прежнему записывают альбомы и собирают стадионы. Однако теперь U2 заиграли музыку, которую ждут от них многочисленные поклонники, используя свои прежние наработки и продолжая пользоваться заслуженным успехом у публики и критиков. Это не значит, что музыканты стали чужды экспериментам. Уверен, что у них есть ещё немало «пороха в пороховницах» и задумок, ждущих своего часа для воплощения. В 2004 году U2 занялb 22 место в рейтинге «50 лучших артистов всех времён» (The Immortals:The Fifty Greatest Artists of All Time) по версии журнала Rolling Stone. В 2005 году они были приглашены и вошли в «Зал славы рок-н-ролла». В завершение добавлю, что члены команды известны своей активной политической деятельностью в области защиты прав человека и социальной справедливости.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2023 09:07
Комментарии 0
Наверх