// // Оспаривание кадастровой стоимости участков

Оспаривание кадастровой стоимости участков

3158

Судебные и внесудебные методы борьбы за кадастр

Оспаривание кадастровой стоимости участков
В разделе

Проблема завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости остро встает перед собственниками и арендаторами земельных участков, если расчет арендной платы за такие земельные участки производится исходит из кадастровой стоимости земельного участка, а также собственниками объектов недвижимости, которые согласно статье 378.2 Налогового кодекса и принятых в соответствии с указанной статьей законов субъектов Российской Федерации облагаются налогом на имущество от кадастровой стоимости в связи с тем, что расчет обязательных платежей – налога на имущество и арендной платы производится от кадастровой стоимости этих объектов.

Для того, чтобы понять требуется ли собственникам и арендаторам таких объектов обращаться к процедуре оспаривания кадастровой стоимости требуется заказать кадастровую справку, в которой будет указана кадастровая стоимость указанных объектов. Информацию о кадастровой стоимости можно получить и из соответствующих нормативных актов, утвердивших кадастровую стоимость, однако как показывает практика - размер кадастровой стоимости объектов может отличаться от указанного в таком нормативном акте в связи с тем, что некоторые субъекты Российской Федерации могут пересчитать кадастровую стоимость после ее утверждения по фактическому виду разрешенного использования, например, если речь идет об оценке земельного участка, имеющего вид разрешенного использования «для эксплуатации производственных и административных зданий», а фактически на таком участке расположен офисный центр, то орган кадастрового учета в соответствии с п. 1.4. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 произведет перерасчет кадастровой стоимости от среднего удельного показателя кадастровой стоимости, определенной по соответствующему кадастровому кварталу уже по виду использования «для размещения офисных зданий» без уведомления собственника/арендатора такого участка.

В случае если будет видно, что указанная в справке кадастровая стоимость выше рыночной, можно начинать процедуру оспаривания кадастровой стоимости такого объекта.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, который вступил в силу 6.08.2014 внесены по поправки в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которыми был определен порядок оспаривания кадастровой стоимости в судебном и внесудебном порядке. Так, согласно статье 24.18. закона об оценочной деятельности определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Согласно закону об оценочной деятельности заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано юридическими лицами, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона об оценочной деятельности, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

По теме

Законом определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 24.18 закона об оценочной деятельности для подачи документов в комиссию, заявителю придется подготовить соответствующее заявление, кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Статьей 24.20 закона об оценочной деятельности определено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Положения данной статьи (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).

В настоящее время практика рассмотрения Комиссиями по оспариванию кадастровой стоимости субъектов неоднородна, так например в последнем квартале этого года Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве практически не принимает положительных решений о пересмотре кадастровой стоимости, при этом , что удивительно причиной отклонения практически всех заявлений (что следует из решений комиссий выложенных на соответствующем сайте Комиссии) становится то, что оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципу однозначности, предусмотренного пунктом 4 Федерального стандарта оценки № 3 (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254.

По теме

При этом в решениях комиссии не указывается, в чем конкретно отчеты не соответствует указанному принципу, что лишает заявителя возможности доработать указанный отчет и обратится снова в Комиссию, оставляя судебный порядок единственно возможным для оспаривания кадастровой стоимости таких объектов.

Кроме того, законом об оценочной деятельности определен новый порядок формирования указанных комиссий, так, согласно закону определено, что в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности (Министерством экономического развития РФ).

До настоящего времени Министерством экономического развития РФ указанный документ не подготовлен, в связи с чем в настоящее время заседания комиссий проходят в соответствии с ранее действовавшим порядком формирования таких комиссий, определенных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке

Согласно статье 24.18 закона об оценочной деятельности, определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Указанной статьей определен порядок оспаривания решений комиссии в суде. В отличие от ранее действовавшего порядка определено, что оспаривание решений комиссий в судебном порядке возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок. При этом определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Законом установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. То есть при оспаривании в судебном порядке предметом исковых требований будет установление кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости. Учитывая, что согласно Федеральному закону от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" с 6 августа 2014 г. дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости исключены из подведомственности арбитражных судов и переданы в суды общей юрисдикции субъектов РФ, рассмотрение таких дел будет осуществляться в судах общей юрисдикции соответствующего субъекта.

По теме

Оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. То есть возможно обращение в суд напрямую без предварительного оспаривания кадастровой стоимости в комиссии.

В настоящее время в Московском городском суде начинает складываться положительная судебная практика по такой категории дел, например решения Московского городского суда по делам: № 3-0273/2014 21.11.2014 , № 3-0219/2014 24. 11.2014 № 3-0248/2014 от 18. 11.2014.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, при заявлении требования об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости, требование предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке. Предметом деятельности Ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке. Сложившаяся судебная практика подтверждает указанную позицию.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), в целях применения установленных данным законом правил, наделенные в соответствии с решениями Росреестра соответствующими полномочиями государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом государственный орган - Росреестр, функция которого делегирована бюджетному учреждению, сохраняет контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета. Следовательно, надлежащими ответчиками по настоящему иску должен являться и Росреестр в лице его территориального подразделения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Фактическим заказчиком проведения государственной кадастровой оценки является Департамент городского имущества города Москвы, а органом, утвердившим результаты кадастровой оценки - Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы.

Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы, Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве также должны являться ответчиками по таким делам, однако согласно имеющейся практике Арбитражного суда города Москвы они привлекались как в качестве ответчиков (дело № А40-148757/13-16-1412, А40-111475/13, А40- 82780/13) , так и в качестве третьих лиц (дело А40-180008/2013, А40-114358/13, А40-80512/13).

В случае оспаривания решений комиссий по оспариванию кадастровой стоимости, принятых до принятия поправок в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ) , по смыслу статьи 24.18 закона об оценочной деятельности действовавшей до 06.08.2014 года ответчиком по такой категории дел будет считаться Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке. Предметом деятельности Ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

По теме

С учетом данных разъяснений не исключается возможность судебного обжалования решений, действий (бездействия) межведомственной комиссии при отсутствии у нее статуса юридического лица.

Согласно позиции Президиума ВАС изложенной Постановлении № 13839/2014 от 11.02.2014 по делу № А33-11257/2011 отмечено, что, как указано в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, упомянутые комиссии не являются самостоятельными государственными органами или организациями. С учетом этого, при возникновении спора, связанного с их деятельностью, в том числе при оспаривании принятых ими решений, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. То есть помимо Комиссии в качестве ответчиков по данной категории дел следует привлекать организации, которые являются членами соответствующих комиссии - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (В Москве – Департамент городского имущества), органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке (В Москве - Управление Росреестра по Москве), органа кадастрового учета (ФГБУ ФКП Росреестра), Национального совета по оценочной деятельности.

Оспаривание кадастровой стоимости арендаторами земельных участков

До вступления в силу 6.08.2014 г. поправок в закон об оценочной деятельности, согласно статье 24.19 указанного закона было определено, что арендатор имеет право на обращение в комиссию по оспариванию результатов кадастровой стоимости и на оспаривание решений указанной комиссии.

Вопросы возникали в связи с правом обращения арендатора в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Неоднозначность формулировки закона в части права арендатора на обращение в суд для оспаривания кадастровой стоимости вызвало поток неоднозначной судебной практики в Арбитражном суде города Москвы по данному вопросу. Суды ссылались на ст. 6 Закона Об оценочной деятельности, где указано, что Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По мнению судов из указанных положений Закона следует, что оценка может быть проведена в отношении «принадлежащих» указанным в статье 6 лицам объектов оценки. (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2010 N КГ-А40/12974-10 по делу N А40-151710/09-6-1027). Таким образом, суды не признавали права арендатора на обращение в суд для оспаривания кадастровой стоимости.

Однако суды не учитывали, что по смыслу ст. 66 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. Оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз. 1 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права в т.ч. арендатора земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.

Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка, в том числе плательщик арендной платы, ставка которой определена в процентах от его кадастровой стоимости. Вышеуказанная позиция в дальнейшем была

подтверждена судебной практикой Девятого арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Московского округа.(Постановление 9 ААС от 29.05.2014 по делу А40-74697/13, Постановление 9 ААС от 28.05.2014 по делу А40-80512/13, Постановление 9 ААС от 24.04.2014 по делу А40-133448/13, Постановление 9 ААС от 18.04.2014 по делу А40-100745/13, Постановление 9 ААС от 17.04.2014 по делу А40-105825/13, Определение 9 ААС от 26.05.2014 по делу А40-114367/13, Определение 9 ААС от 14.05.2014 по делу А40-84031/13, Определение 9 ААС от 18.04.2014 по делу А40-93281/13).

Согласно позиции Президиума ВАСЮ, изложенной Постановлении № 13839/2014 от 11.02.2014 по делу № А33-11257/2011 отмечено, что помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.

Учитывая указанную позицию, суды начали пересматривать решения по некоторым делам, по которым было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что исковые требования были заявлены арендаторами земельных участков. Так, 23 июля 2014 года Федеральным арбитражным судом Московского округа отменены судебные акты Арбитражного суда города Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда об отклонении иска одного из столичных гостиничных комплексов об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Дело передано на новое рассмотрение в московский арбитраж. Данное решение вынесено являлось первым за всю юридическую практику. Интересы арендатора земельного участка в рамках данного судебного спора представляют специалисты Группы компаний SRG.

Автор справки - Юрист направления «Юридическая практика» Группы компаний SRG

Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх