Версия // Общество // Оправдавшийся прогноз погоды позволил провести «Атлантическую эскадру» мимо береговых батарей англичан

Оправдавшийся прогноз погоды позволил провести «Атлантическую эскадру» мимо береговых батарей англичан

1790

Операция «Церберус» и борьба за Шпицберген

Оправдавшийся прогноз погоды позволил провести «Атлантическую эскадру» мимо береговых батарей англичан
В разделе

Прогнозы погоды были нужны не только для планирования боевой работы авиации. Иногда очень рискованные операции планировались, опираясь на нужный прогноз. В этой статье мы расскажем о прорыве «Атлантической эскадры» Кригсмарине через пролив Ла-Манш и о борьбе за метеостанции, расположенные на архипелаге Шпицберген.

Операция «Церберус»

Эта операция – пример, когда прогноз метеорологов блестяще подтвердился. Захватив Францию, Германия взяла под свой контроль французские порты и базы на атлантическом побережье. Кригсмарине получила возможность беспрепятственного выхода в Атлантику. В начале войны у руководства Кригсмарине была популярна идея выхода крупных военных кораблей для нарушения морской торговли союзников. Собственно говоря, такие задачи были прописаны в планах ведения морской войны Германией. Для этих целей предполагалось использовать как немногочисленные крупные надводные корабли, так и специально переоборудованные торговые суда-рейдеры. О немецких рейдерах в Первую и Вторую мировые войны смотри статьи «Роковая ошибка», «Последний корсар империи. Часть 1» и «Последний корсар империи. Часть 2».

В марте 1941 года немцы сосредоточили в Бресте так называемую «Атлантическую эскадру» в составе линейных крейсеров «Шарнхост» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген». Англичане очень серьёзно восприняли новую угрозу. В качестве ответной меры Королевские ВВС выбрали регулярные мощные налеты бомбардировочной авиации на гавань Бреста. В течение 10 месяцев англичане провели почти 300 авианалетов на военно-морскую базу. Не смотря на мощную ПВО базы, включающую несколько радиолокационных станций, немецкие тяжелые корабли регулярно получали повреждения, и их необходимо было ремонтировать. Терпение у адмиралов Кригсмарине лопнуло, и было принято решение о возвращении «Атлантической эскадры» в Северное море. Причем Гитлер настоял, чтобы переход был осуществлен не через Датский пролив в обход Исландии, а кратчайшим путем через пролив Ла-Манш. Немецкие адмиралы разработали операцию «Церберус» – «Цербер».

По теме

Английская разведка всегда работала хорошо, и 24 декабря Адмиралтейство предупредило ВВС о том, что немецкие корабли могут в любой момент покинуть Брест. Англичане знали, что немецкие корабли пойдут по кратчайшему пути – через Ла-Манш, но они свои расчеты строили исходя из предположения, что прорыв корабли пойдут по проливу ночью. Немецкий же план состоял в том, чтобы прорваться через Ла-Манш днем, но при гарантированной синоптиками плохой погоде. Цена прогноза была как никогда высока. Самолеты сразу четырех эскадрилий метеорологических разведчиков совершали полеты нал Атлантикой от Северной Норвегии до французского побережья. Перед метеорологами стояла очень сложная задача – определить такой временной интервал, когда погода препятствовала английским торпедоносцам и бомбардировщикам, а с другой стороны, не препятствовала истребителям Люфтваффе прикрывать немецкие корабли. Иными словами, над Южной и Восточной Англией должен был стоять густой туман, или низкая облачность, а над Северной Францией, Бельгией и Ла-Маншем – ясная, или «нормальная» погода. Кроме того, так как начало прорыва было запланировано на ночное время, желательно было, чтобы дата операции совпала с полнолунием!

Наконец, по прогнозам, погода удовлетворяла всем этим противоречивым требованиям. 11 февраля в 21-00 по местному времени был назначен выход кораблей из базы. Но за несколько часов до планируемого выхода 16 английских бомбардировщиков в очередной раз совершили налет на гавань Бреста. Выход пришлось отложить. Немцы пошли на хитрость. Во время налета гавань была укрыта дымовой завесой. После окончания налета бомбардировщиков задымление над гаванью продолжили. Под его прикрытием немецкие корабли вышли из Бреста. На стороне немцев была и удача. Недалеко от берега постоянно патрулировал английский самолет с радиолокационной станцией. В ту ночь он вернулся на базу из-за поломки оборудования. Корабли вышли из Бреста незамеченными.

Кригсмарине подготовила еще один сюрприз. При приближении к Ла-Маншу на полную мощность стали работать станции, ставящие помехи английским РЛС. Во время прохода по каналу ни на одной артиллерийской батареи не прозвучал сигнал тревоги. На экране радаров были только помехи. Уже в 11-00 отряд кораблей заметил самолет-разведчик, и передал донесение в штаб флота. Этому донесению не поверили, так как ни одна РЛС противника не видела.

Когда корабли выходили из Бреста на небе были видны звезды. Но уже в 04-00 на небе появились тучи, а в 08-30 на море опустился густой туман. В 12-45 пошел снег, на траверсе Дувра пошел снег с дождем и сильным ветром. В 15-30 пошел сплошной ливень, и видимость упала до нуля. В результате, когда англичане всё-таки поняли, что немецкие корабли пошли на прорыв, атаки английских самолетов-торпедоносцев, торпедных катеров и эсминцев оказались абсолютно не эффективными. Несколько английских самолетов наткнулись на английские же эсминцы и атаковали их. В итоге, «Атлантическая эскадра» достигла немецких вод. Правда, корабли подорвались на минном заграждении, но не потеряли плавучесть и ход, и самостоятельно пришли в базу, где и встали на очередной ремонт.

Эта была победа немецких метеорологов. До нашего времени операция «Церберус» изучается в военно-морских училищах.

Метеорологические бои на Шпицбергене.

По теме

Шпицберген – архипелаг, который согласно международному договору, находится под управлением Норвегии, но другие страны имеют право осуществлять на нем хозяйственную деятельность. Реально этим правом пользовался только СССР (сегодня Россия). После оккупации Норвегии Германией, Шпицберген оставался формально не оккупированной частью страны. Местные власти были лояльны к Германии, и немецкое командование вполне устраивало такое положение дел. Дело дошло до того, что в 1941 году возобновилась перевозка добытого на Шпицбергене угля в оккупированную Норвегию. Великобритания решила прекратить эту практику, и в конце августа 1941 года к Шпицбергену направился отряд ВМФ Великобритании в составе лёгких крейсеров «Нигерия» и «Аврора», трех эсминцев и пассажирского лайнера «Эмпресс оф Канада». 25 августа отряд прибыл на Шпицберген. Были разрушены все радиостанции, подожжены угольные отвалы, а 3 200 шахтеров и служащих погрузили на борт лайнера. 3 сентября англичане ушли с архипелага. Норвежцев доставили в Норвегию, граждан СССР – в Архангельск. Шпицберген опустел.

В то время резко увеличилась важность прогнозов с Северного Ледовитого океана. Он всегда был «кухней погоды» для Европы, и информация с метеостанций, находящихся на территории Норвегии и в советской Арктике была очень важна для немцев. О немецких метеостанциях в советском секторе Арктики смотри статью «Свастика над Арктикой – 2». Но была еще и вторая «локальная» причина. Дело в том, что вдоль побережья Норвегии проходил маршрут северных конвоев, на судах которых союзники осуществляли поставки оружия для СССР по программе ленд-лиза. Шпицберген находился в самом центре этой арктической зоны, и немецкие метеорологи не могли оставить его без своего внимания.

К созданию базы метеорологов на Шпицбергене приступили Люфтваффе и Кригсмарине. Во время войны ВМФ Германии пришел к выводу о необходимости иметь в своем составе специальные суда – разведчики погоды – WBS. Как правило, это были небольшие (до 300 тонн водоизмещения) суда, в основном бывшие рыболовецкие траулеры. Их называли судами метеорологического наблюдения. Их команды состояли из гражданских моряков и нескольких метеорологов из соответствующей службы Кригсмарине. 12 октября из порта Тромсё к Шпицбергену вышли два судна метеорологического наблюдения WBS-1 «Саксония» и WBS-2 «Фриц Хоманн». Они доставили оборудование, снаряжение и продовольствие в бухту Зигнехамн, расположенную в северо-западной части острова Западный Шпицберген. Параллельно, самолеты Люфтваффе, транспортные Ju-52 и бомбардировщики Ju-88 и Не-111 доставляли на архипелаг всё необходимое для развертывания и работы метеостанции.

По теме

Во время работы этого воздушного моста, экипажи двух самолетов заметили английские тральщики, направляющиеся в сторону архипелага. Как потом выяснилось, англичане шли из Архангельска в Исландию, и получили приказ по пути проверить, что происходит на Шпицбергене. Находившиеся на архипелаге немецкие самолеты улетели, но были замечены англичанами. Они высадились на острове и уничтожили всё, что успели завести немцы. Послу ухода тральщиков, немецкий воздушный мост возобновил свою работу. Тем временем, была введена в строй метеостанция Кригсмарине, получившая название «Кроспе». Для того, чтобы уйти с архипелага, судам метеорологического наблюдения пришлось взрывчаткой пробивать проход в ледяных полях. Была построена и метеостанция Люфтваффе.

Весной 1942 англичане снова вспомнили о забытом Шпицбергене и направили к нему на разведку летающую лодку «Каталина». Об этих знаменитых самолетах смотри статью «Легендарные самолёты. «Каталина»».Экипаж летающей лодки увидел Не-111 на полевом аэродроме, и обстрелял его из бортовых пулеметов. Попадания в «Хенкель» были, но они не повлияли на исправность самолета, и Не-111, взлетев с полевого аэродрома, приземлился в Норвегии. Получив донесение от экипажа «Каталины», английское Адмиралтейство направило информацию поисковой группе флота, находившейся в тех водах. Группа состояла из ледокола «Исбьорн» и противолодочного корабля «Селис». На борту ледокола находись 70 норвежских пехотинцев. Поскольку Шпицберген даже во время войны формально сохранял за собой статус демилитаризованной зоны, для контроля архипелага англичане привлекли норвежских солдат. Но радиограмма Адмиралтейства на ледоколе принята не была. Мощность судовой рации не позволила её принять. Тем временем, немецкие самолеты продолжали доставлять на Шпицберген грузы для метеорологов. Во время одного из таких транспортных полетов, экипаж Ju-88 заметил «Исбьорн» и «Селис», которые ломали лед в Ис-фьорде, пытаясь подойти поближе к берегу. Для нейтрализации угрозы, Люфтваффе направило два четырехмоторных FW-200 «Кондор» для атаки на корабли. Первоначально «Кондоры» были дальними транспортными и пассажирскими самолетами, но во время войны часть из них переоборудовали в разведчики и бомбардировщики. Цель была не сложная – корабли стояли без движения в ледяном поле. После атаки FW-200 «Исбьорн» и «Селис» были потоплены. Уцелевшие члены экипажей и солдаты с трудом достигли берега, и пришли в брошенный советский поселок Баренцбург. Именно там их заметил экипаж очередной патрульной «Каталины». После этого, с «Каталин» регулярно сбрасывались продукты и оружие.

На архипелаге установилось своеобразное «двоевластие». Немецкие метеостанции продолжали работать, и сообщать в Тромсё данные о погоде, а в бывшем советском поселке шахтеров находились англичане и норвежцы. Наступила весна, начал таять лёд. Немецкое командование приняло решение об эвакуации метеостанции. Правда, была смонтирована автоматическая метеостанция «Кроте» – «Жаба», которая продолжала информировать немцев о погоде в регионе. Через некоторое время англичане и норвежцы заняли бывшую метеостанцию. Для обороны архипелага, уже не обращая никакого внимания на его статус, в Баренцбурге были установлены зенитные батареи. Они несколько раз обстреливали немецкие самолеты метеоразведки. Не смотря на наличие сил союзников на Шпицбергене, немецкие самолеты продолжали совершать посадки на архипелаг.

Такое противостояние на Шпицбергене продолжалось довольно долго. В истории Второй мировой войны это уникальный случай, когда союзники боролись не за контроль за архипелагом, а за то, чтобы не дать на нем работать немецким метеорологам. Обе стороны прекрасно понимали значение прогнозов погоды в этом регионе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.06.2022 13:10
Комментарии 0
Наверх