// // Объединение Москвы с областью может больно ударить по жителям обоих регионов

Объединение Москвы с областью может больно ударить по жителям обоих регионов

385

Область обломилась

Объединение Москвы с областью может больно ударить по жителям обоих регионов
В разделе

Столичные власти намерены вновь поставить об объединении Москвы и области в один субъект Федерации. Официально «москвичи» идею объединения объясняют тем, что дальнейшее развитие столичного региона затруднено из-за отсутствия общей с Московской областью системы перспективного планирования. Хрестоматийный пример – строительство дорог: в столице магистрали расширяют, а за Московской кольцевой автодорогой они остаются узкими...

Однако очевидна и другая проблема, хотя столичные власти предпочитают её напрямую не озвучивать: богатая Москва практически исчерпала ресурсы развития в пределах существующих границ. На практике подобное объединение может сильно ударить по жителям как Москвы, так и Подмосковья. В первую очередь возможное слияние регионов скажется на ценах на землю за МКАД – они сравняются с московскими. Далее – цепная реакция, которая затронет даже розничную торговлю.

Как известно, идея объединения Москвы и области не нова. За последние годы уже не раз создавались инициативные группы граждан, которые намеревались провести референдум по этому вопросу, но их усилия так ни к чему и не привели. Последний раз дискуссия разгорелась летом прошлого года, причём инициаторами её выступили столичные власти: о целесообразности слияния Москвы и области заявил сам мэр Юрий Лужков. Ответ губернатора Подмосковья Бориса Громова не заставил себя ждать: «В результате мы получим внутри страны трудноуправляемого монстра». По словам Громова, идею объединения не поддержал президент Владимир Путин. И споры на время стихли.

Глава комиссии Мосгордумы по градостроительной политике и перспективному развитию Москвин-Тарханов уверяет, что полученный от руководства страны отказ вовсе не был категоричным. «Тогда в администрации президента нам ответили, что вопрос этот преждевременный, – рассказывает депутат. – Сейчас появятся новая Дума, новое правительство, новый президент, и мы будем обсуждать с ними этот вопрос». При этом депутат ищет и обходные пути. Например, вместо объединения в один субъект Федерации, предлагает он, можно принять согласованный генеральный план развития двух регионов. Или федеральный закон о развитии Московского региона и создать общий координационный совет под руководством одного из руководителей федерального правительства.

«Реальные границы агломерации простираются намного дальше линии МКАД, разделяющей Москву и область, – аргументирует Москвин-Тарханов. – И потом, у Москвы и Московской области единое водоснабжение, единая энергетика, всё единое». Спору нет: огромное количество жителей Подмосковья приезжает ежедневно на работу в Москву, и немало москвичей покупают квартиры в Подмосковье – просто потому, что зарплата в столице выше, а цена квадратного метра в области ниже. Но и это ещё не всё. Москвин-Тарханов уверен, что отмена административной границы станет катализатором экономического роста обоих регионов. Он ссылается на расчёты Научно-исследовательского и проектного института генерального плана (НИиПИ Генплана): к 2025 году валовый региональный продукт на душу населения в Москве и области вырастет в три раза, а если регионы объединятся, то рост будет уже четырёхкратным. Заместитель гендиректора НИиПи Генплана Георгий Юсин приводит другой аргумент. «Титанические усилия столичных властей по расширению Ленинградского шоссе до 19 полос потеряют смысл, если за МКАД поток машин по-прежнему будет упираться в 4 полосы Ленинградки на территории области».

По теме

Реакция областного руководства на новые старые инициативы Москвы оказалась вполне ожидаемой. Пресс-секретарь губернатора Бориса Громова Андрей Барковский повторил слова своего руководителя: «Подобное объединение не принесёт никакой пользы ни Москве, ни Подмосковью».

Интересно, что высказывания как столичных властей, так и областных подчас идут вразрез с мнением жителей их регионов. По крайней мере, если верить социологам. Год назад, на волне дискуссии, ВЦИОМ провёл соответствующий опрос. Выяснилось, что

Мотивация людей – на поверхности. Бюджеты Москвы и области несопоставимы: в 2008 году доходы столичного бюджета приблизятся к триллиону рублей, доходы же бюджета Подмосковья составят чуть более 230 миллиардов. От доходов зависят и расходы: хотя оба бюджета социально ориентированы, обеспеченность льготников в Москве куда выше. Например, уже в конце будущего года за счёт лужковских надбавок столичные пенсионеры будут получать не менее 6500 рублей в месяц. Конечно, и эта сумма, мягко говоря, не выглядит достойной, но нигде больше в России такой пенсии не платят. Столичный бюджет позволяет решать и другие социальные задачи: например, в будущем году аж 40 млрд. рублей пойдут на капитальный ремонт ветхого жилого фонда, и уже в течение семи лет московские власти обещают отремонтировать все дома, в этом нуждающиеся. На это выделят около 500 млрд. рублей – в два раза больше, чем выделяется на эти цели всей стране из федерального Фонда содействию реформе ЖКХ. Объединение с Москвой распространило бы все столичные льготы и надбавки и на жителей Подмосковья.

Понятно и нежелание москвичей объединяться: бюджет города хоть и огромный, но не резиновый, на всех его не хватит. Впрочем, на первый взгляд как минимум один плюс будет и для людей со столичной пропиской. Дело в том, что в Москве существует достаточно много программ по продаже квартир нуждающимся в улучшении жилищных условий горожанам. В очередь на бесплатную муниципальную квартиру может встать далеко не каждый: согласно действующему с 1 марта 2005 года Жилищному кодексу РФ для этого надо, чтобы очередника признали малоимущим. И тем, кто в очередь встать не может или не хочет стоять в ней десятилетиями, столичные власти предлагают купить квартиру с помощью города. Например, по программе «Молодой семье – доступное жильё» город может сдать семье жильё в наём на то время, пока она копит деньги в одной из накопительных систем на приобретение собственной квартиры, или может продать жильё по льготной цене с рассрочкой платежа или с использованием ипотеки. Причём в зачёт новой покупки идёт жильё, уже принадлежащее семье. К тому же город списывает часть долга, если в семье появляются дети. Всё бы хорошо, но у этой и других программ есть серьёзный изъян: строить в Москве негде. Так, в 2006 году город должен был возвести 270 тыс. квадратных метров по программе «Молодой семье», а в результате на эти цели выделили лишь 165 тыс. квадратных метров. Если Москва получит возможность активно осваивать подмосковные земли, дело может сдвинуться с мёртвой точки. Правда, это – идеальная картинка. В реальности, скорее, всего всё будет иначе.

Первым делом, считают многие эксперты, в области серьёзно подскочит цена на землю. Это приведёт к удорожанию строительства и повышению цен как на рынке жилья, так и на рынке коммерческой недвижимости. Столичные власти давно обижаются на то, что инвесторы предпочитают строить гипермаркеты, в которых приемлемые для многих москвичей цены на продукты, на территории Подмосковья. Обижаться тут не на что: там и земли больше, и цена на неё значительно ниже. Поэтому торговля дешёвыми по среднемосковским меркам товарами, мягко говоря, не приносит владельцам гипермаркетов убытков. Что будет в случае подорожания земельных участков – большой вопрос. И он, к сожалению, из разряда риторических.

Есть и ещё одна опасность. В Москве сейчас полным ходом идёт сокращение промышленных зон: территории заводов урезают, на их месте возводят бизнес-центры и жильё. А это значит, что остающиеся пока в Москве заводы окончательно перекочуют в область. А вместе с ними – вообще всё самое непрезентабельное, ненужное столице. Вот и думай после этого. С одной стороны, заводы – значит, новые рабочие места. А с другой – вряд ли кому понравится идея получить в соседи экологически неблагополучное предприятие.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.12.2007 16:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх