// // Необычайная популярность сериалов «для умных» в Интернете обусловлена качеством перевода

Необычайная популярность сериалов «для умных» в Интернете обусловлена качеством перевода

394

Серийные убийцы

О том, что в фильме «Остаться в живых» на самом деле все умерли, телезрители узнали намного позже пользователей Сети
О том, что в фильме «Остаться в живых» на самом деле все умерли, телезрители узнали намного позже пользователей Сети
В разделе

Появление сериалов «для умных», таких как Lost, «Доктор Хаус», породило новое явление. Самые продвинутые предпочитают не дожидаться появления очередного сезона в телеэфире, а следить за развитием событий с помощью Интернета. Почему всё большая часть аудитории предпочитает смотреть сериалы в Сети, откуда берутся альтернативные переводы, как реагируют на это правообладатели, разбиралась «Наша Версия».

Стремительный рост популярности сериалов привёл к появлению большего количества фанатов, которым, естественно, хочется увидеть новые эпизоды своих любимых фильмов как можно раньше и как можно лучшего качества. А ещё им хочется обсудить все подробности – и экранные, и закадровые, – высказаться по поводу увиденного, поспорить о том, что будет происходить дальше, что станет с героями. Телевидение им подобной возможности не предоставляет, а вот Интернет – пожалуйста! С появлением сетевых ресурсов под названием «торренты», фанатских групп в социальных сетях и сайтов, на которые выложены в сеть эпизоды, переведённые поклонниками жанра, такие как Lostfilm.TV или Novafilm.TV, зрители уже не зависят настолько от политики телеканалов.

На сайте LostFilm.TV, к примеру, в данный момент зарегистрировано около 1,5 млн пользователей, и в основном это молодёжь в возрасте от 14 до 24 лет – те люди, запросам которых телевидению становится всё труднее угодить. Как рассказал в своём интервью газете «Наша Версия» Андрей Кравец, один из создателей проекта LostFilm.TV и владелец студии «Кравец», занимающейся переводом и озвучиванием сериалов, управленцы, занятые в области ТВ, боятся рисковать, показывать новинки и делают зрителей заложниками своих консервативных вкусов. Те, кто с пультом обращается лучше, чем с клавиатурой и мышью, покоряются их воле, но компьютеризированное молодое поколение, привыкшее, как водится, на всё смотреть свободнее своих родителей, проявлять смирение не намерено. Юные фанаты жанра в сети сами решают, что и когда им смотреть, программа передач им не нужна, покуда есть список сериалов на любимом ресурсе.

Как признался Андрей Кравец, сам он начал с того, что нашёл в сети и перевёл для себя несколько эпизодов сериала «Вавилон-5». А ресурс LostFilm.TV был назван в честь сериала «Остаться в живых», который в своё время Кравец также переводил для собственного удовольствия, а потом решил поделиться своей радостью с Рунетом. Оказалось, что желающих разделить его чувства в сети предостаточно. Проект стал расти, и вскоре голосами команды студии заговорили герои практически всех историй, которые популярны среди телезрителей, а также тех сериалов, о существовании которых приверженцы ТВ не имеют ни малейшего представления.

«Уже довольно долгое время телевидение являлось оторванным от той части аудитории, которая имеет доступ в Интернет, диалога между ТВ и фанатами попросту не существовало. Сами фанаты писали на сайтах телеканалов множество отзывов о своих впечатлениях от просмотра, но ответа не было, не было интерактива, – объясняет Андрей Кравец. – Сейчас ситуация меняется, и телевидение активно начинает использовать сетевые ресурсы. Появляются сайты, где выкладываются материалы, которые можно официально скачать».

По теме

Пересмотреть позицию ТВ заставило появление весьма примечательной статистики, показавшей, что у людей, имеющих возможность регулярного доступа в сеть, по сравнению с теми, кто такой возможности лишён, объём телевизионного просмотра снижен на 25% (согласно данным исследований группы компаний TNS Россия). Быстрее всех отреагировал Первый канал, изменивший схему показа сериала «Остаться в живых» на поистине медицинскую западную дозировку: новые эпизоды показывали раз в неделю, причём всего на неделю позже американской премьеры. Впрочем, поскольку показ сериала был перенесён из прайм-тайм на час ночи, рейтинг сериала, который в 2006 году составлял 12%, к маю 2010-го всё равно упал до 1,4%.

Даже с появлением в эфире самых «свежих» эпизодов многие всё равно предпочитают смотреть их в сети. Одна из причин – возможность выбрать удобное время и не зависеть от превратностей телепрограммы. Другая – перевод, предоставляемый сетевыми ресурсами, у продвинутых зрителей популярнее телевизионного. На вопрос, почему вообще понадобилось что-то переводить заново, владелец студии «Кравец» ответил: «У нас работают переводчики, которые любят сериалы и хотят, чтобы до зрителя они дошли с максимальным качеством, тогда как на ТВ часто заняты специалисты, для которых перевод фильмов – подработка, а не основное направление деятельности. Они переводят книги и там выкладываются полностью, а сериалы и фильмы – это так, халтурка. Большая часть перевода делается на слух, сценарии просматриваются редко, из-за чего многие моменты, которые трудно перевести, не зная субкультуры, многие шутки из сериалов до зрителя просто не доходят, поскольку заменяются отсебятиной. Оцениваются в основном технические параметры перевода, если дорожки совпали – всё в порядке, можно пускать». На студии «Кравец», по словам владельца, дела обстоят иначе: из 10 имеющихся переводчиков выбирается тот, которому нравится сериал, и пока готовится русскоязычный сценарий, проходит своеобразный кастинг среди актёров, сотрудничающих со студией. Подбираются они так, чтобы по-русски герои говорили голосами, максимально похожими на оригиналы. К слову, работают над проектами профессионалы: например, за Хауса говорит Валерий Кухарешин, озвучивший более сотни фильмов, в том числе и недавно вышедший на экраны кинотеатров блокбастер «Принц Персии: пески времени», а за Джона Лока из «Остаться в живых» – Сергей Паршин. После того как роли распределены, а текст перевода завершён, студия приступает к озвучиванию под присмотром редактора и звукорежиссёра, далее следует сведение материала – и эпизод готов, весь процесс занимает примерно от пары дней до недели.

На вопрос, откуда берутся деньги, чтобы обеспечить такое качество, Андрей Кравец отвечает, что их вкладывают он сам и владелец сайта LostFilm. А ещё есть деньги, которые получают с пользователей за возможность поднять скорость скачивания. Однако, как заявляет Кравец, «этих денег никогда не хватило бы на то, чтобы поддерживать проект на плаву, о прибылях никакой речи не может быть вообще, да и нет у нас такой цели – зарабатывать».

Цель проекта, по словам его создателя, – реклама самого жанра и отдельных произведений, созданных в его рамках: «Мы не пытаемся ни в коем случае конфликтовать с телевидением или дистрибьюторами, нам это невыгодно. Более того, мы уже давно пытаемся наладить с ними контакт, предлагаем сотрудничать. Для фаната главное что? Заразить своим увлечением как можно большее количество людей, а уж если удастся поучаствовать в судьбе любимого сериала, так это для многих просто счастье».

Надо сказать, что вероятным подтверждением эффективности такой «рекламы» может послужить любопытный факт. Суперпопулярный сериал «Доктор Хаус» почти целый год был доступен только в сети, после того как телеканал «Домашний» приостановил показ. По возвращении на экран сериал стал популярнее сначала в два, а затем и в четыре раза. По данным TNS Россия, рейтинг сериала к моменту завершения его показа в 2008 году держал в течение полугода отметку 0,2%; когда показ возобновили в октябре 2009-го, отметка поднялась до 0,5%, а в марте 2010 года составила уже 0,9%. Откуда взялись дополнительные 0,7%? Одной из причин таких изменений, по мнению специалистов компании TNS, является перенос времени трансляции эпизодов на 10 часов вечера – самый прайм-тайм. Тем не менее, похоже, что на телевидении существуют и другие предположения на этот счёт: Кравец говорит, что в данный момент студия уже ведёт переговоры с одним из ведущих телеканалов России. Подобное сотрудничество должно помочь объединить отечественных фанатов, вернуть «потерянных» зрителей к экранам ТВ, а заодно и избежать обвинений в «пиратстве». Ведь, продолжая функционировать в прежнем режиме, команда студии «Кравец» остаётся вне закона, а значит, в любой момент проект могут запретить. Возможно, переговоры пройдут успешно, а пока это не произошло, напоминаем, что, если вы скачиваете из Интернета и оставляете у себя в каком-либо виде эпизоды любимых сериалов, не приобретая соответствующую лицензионную запись, вы нарушаете законодательство о защите интеллектуальной собственности и авторском праве, что расценивается как видеопиратство и преследуется по закону.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2010 11:33
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх