// // В России не останется бесплатных школ и медучреждений

В России не останется бесплатных школ и медучреждений

425

Злокачественные образования

Образование может стать роскошью, доступной лишь мало-мальски обеспеченным родителям
Фото: Сергей Тетерин
Образование может стать роскошью, доступной лишь мало-мальски обеспеченным родителям Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Сколько вы готовы платить за бесплатное образование или лечение? Абсурд? Ничуть не бывало. В России начинается реформа, которая затронет миллионы граждан: меняется схема финансирования школ, больниц, детских садов. Госучреждения получат возможность подзаработать, а государство – оптимизировать расходы. В результате, как опасаются многие, коммерческие услуги постепенно вытеснят бесплатные.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» – так называется законопроект, который одобрила уже в трёх чтениях Госдума. Цель его в том, чтобы изменить существующую бюджетную сферу – действительно громоздкую и не очень эффективную.

Государственные и муниципальные учреждения сейчас получают финансирование по утверждённым сметам, и, если им не хватает денег на выполнение гарантированных услуг населению, например на обучение школьников или лечение пациентов, субсидиарную ответственность несёт бюджет. Другими словами, государство должно в случае чего добавить.

Сметное финансирование по определению нечто усреднённое: малоэффективная школа получает столько же, сколько и продвинутая. К тому же госучреждения имеют мало свободы в собственной финансовой деятельности и не так уж много полномочий для дополнительных заработков: каждый чих необходимо согласовывать с большой бюрократической машиной. Получается, что в проигрыше те, кто способен заработать и вложить деньги в собственное развитие. Более того, значительная часть коммерческой деятельности, которую и школы и больницы всё же ведут, оказывается в тени. Нельзя легально заработать – зарабатывают нелегально.

И вот каково предложение (закон инициирован Минфином РФ): все государственные и муниципальные учреждения будут поделены на три категории – казённые, автономные и новые бюджетные. Казённых будет меньшинство, и для них мало что изменится: всё то же сметное финансирование, субсидиарная ответственность государства по их обязательствам. А кроме того, все доходы от платных услуг таких организаций будут направляться в бюджет. К казённым учреждениям законодатели отнесли: военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, противопожарную, миграционную и таможенную службы и т.п. В общем, стратегически важные объекты.

Подавляющее большинство организаций, среди которых школы, поликлиники, детские сады, больницы, получат статус новых бюджетных или автономных учреждений. И вместе с этим – определённую свободу. Прежде всего в оказании услуг на коммерческой основе.

Автономное учреждение будет избавлено от необходимости отчитываться перед государством по своим заработкам да и имуществом, кроме особо ценного, сможет свободно распоряжаться. При этом, разумеется, и государство не несёт ответственности за деятельность предприятия. Единственное, из бюджета им будут выделяться субсидии в рамках госзаказа на оказание бесплатных услуг гражданам.

Впрочем, всей бюджетной сфере столь откровенный рынок не грозит: большинство школ и больниц получат всё-таки статус новых бюджетных учреждений, он прописан более аккуратно. Общее то, что государство и здесь перейдёт от сметы к госзаказу: есть две сотни школьников, есть утверждённый минимум предметов, который им нужно преподать, – на это получите деньги. А на всё, что сверху, заработайте сами.

По теме

Это положение вызвало понятные опасения: школы и поликлиники в первую очередь будут задумываться, на чём бы подзаработать, и лишь потом – о бесплатных услугах. Особенно в бедных регионах, где случаются перебои с поступлениями из муниципальной казны.

Ко второму и третьему чтениям авторы законопроекта постарались снять претензии. В частности, прописали, что платные услуги могут оказываться только сверх того, что есть по госзаданию, но никак не вместо него. Есть и другие ограничители. Так, крупные сделки бюджетное учреждение сможет заключать только с согласия учредителя (то есть государства или муниципалитета), ему будет запрещено открывать счета вне казначейской системы, распоряжаться закреплённым за ним недвижимым имуществом. Да и обанкротить такое учреждение нельзя будет, разве что уволить руководство.

Однако и в таком виде законопроект удовлетворил далеко не всех. Дело в том, что нечто подобное мы уже проходили, когда принимался печально памятный закон о монетизации льгот. Идея тогда была примерно та же: субсидировать каждого льготника деньгами, чтобы он сам мог платить за положенные ему по статусу товары и услуги (лекарства, путёвки в санатории, проезд на транспорте и тому подобное). Так и бюджетные средства тратятся рачительнее, и оказывающие услуги организации сразу получают живые деньги, а не абстрактные компенсации от государства. А то как было? Даёт государство субсидии какому-нибудь транспортному предприятию по смете с учётом количества льготников, но ведь не каждый льготник часто выезжает по делам. Получается, что и бюджетные деньги потрачены неэффективно, и пенсионер свою льготу не востребовал. В общем, идея реформы выглядела логично.

Однако в результате получилось по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Местные бюджеты по своей бедности не смогли выделить достаточно средств, а официальные расценки на льготные услуги и лекарства оказались намного ниже реальных, рыночных. В итоге пенсионеры оказались и без бесплатных лекарств, и без средств на покупку платных.

По всей стране тогда прокатились митинги протеста льготников. Пенсионеры перекрывали дороги, заполняли площади перед местными администрациями, лозунги на плакатах становились всё резче. Разве что в Москве было спокойно, потому что столичные власти отказались от кардинального варианта этой реформы: мэрия мегаполиса предоставила выбор – оставить натуральные льготы или получить их денежный эквивалент. Да и перебои с финансированием в Москве наблюдаются куда реже, чем в среднем по стране.

Одной из причин фактического провала той реформы (от резкой монетизации льгот властям в итоге пришлось отказаться) было то, что она опередила своё время. Экономика страны, социальная инфраструктура, госучреждения, сами льготники оказались не готовы. Да и сами преобразования были проведены слишком поспешно: уточнять положения закона и подзаконных актов пришлось уже по ходу.

Создаётся такое ощущение, что и нынешняя реформа опережает время и страна окажется просто не готова к ней. Причём такие опасения высказывает не только оппозиция или представители социальной сферы. Обеспокоены, например, и в столичной мэрии.

«Я не понимаю, какие возможности есть для коммерческого заработка у бюджетных и социальных учреждений города, – цитирует «Интерфакс» заявление московского градоначальника Юрия Лужкова, традиционного оппонента инициатив Минфина. – Я здесь вижу только попытку сократить бюджетное финансирование, больше ничего другого в этом предлагаемом законе нет». Мэр отметил, что ранее в Москве помещения школ сдавались отдельным частным предпринимателям: «Сдавали школьные помещения отдельным фирмочкам, а потом слышали выстрелы на территории школ, когда эти предприниматели устраивали свои «междусобойчики».

Конечно, сейчас до такого скорее всего не дойдёт. Но последствия реформы, если провести её поспешно, могут оказаться ещё более печальными, чем перестрелки бандитов. Уже пошли никем официально не подтверждённые слухи, что в школах ограничатся парой бесплатных часов русского, математики, физкультуры и ещё нескольких предметов, без которых совсем уж никуда. А всё, что сверху, – за деньги. В поликлиниках и сейчас без денег помощи не дождаться, а что же будет, если их коммерцию легализуют?

Гарантированные лимиты бесплатных услуг ещё предстоит обсудить. А кроме того, нужно подготовить и принять около сотни нормативных правовых актов. Нужно перестроить работу 328 тыс. государственных и муниципальных учреждений. Между тем времени на это на самом деле не осталось: новый статус школы, больницы, детсады обретут с 1 января 2012 года. Всего через полтора года.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.05.2010 11:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх