// // Почему фильмы ужасов, бьющие кассовые рекорды во всём мире, непопулярны в России

Почему фильмы ужасов, бьющие кассовые рекорды во всём мире, непопулярны в России

480

А нам не страшно!

Новый Фредди Крюгер избавился от мрачных шуток и стал более кровавым
Новый Фредди Крюгер избавился от мрачных шуток и стал более кровавым
В разделе

«Добро пожаловать в ваш новый кошмар!» – с таким слоганом вышел ремейк самого знаменитого фильма ужасов всех времён и народов «Кошмар на улице Вязов». Злобный человек в ковбойской шляпе, вязаном свитере в кроваво-красную полоску и с кожаной перчаткой, из которой торчат четыре ножа, вернулся на киноэкран с триумфом. В первую же неделю проката лента собрала рекордные для такого жанра 32,2 млн долларов. В России поклонников ужастиков также предостаточно, но вот своих Фредди Крюгеров мы почти не снимаем. Подробности выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Ремейки популярных некогда хорроров оказались прибыльным делом. Продюсеры уже успели хорошо заработать на новых версиях «Техасской резни бензопилой», «Ужаса Амитивилля», «Пятницы, 13-е». Маркетинговые исследования показали, что большое число любителей фильмов ужасов – подростки и совсем молодые люди. Поэтому начиная примерно с конца 1980-х годов в США стали выпускать такие картины, специально рассчитанные на подростковую аудиторию. Основное внимание в них уделялось кровавым спецэффектам, а сюжеты практически не разрабатывались. Так, в киноэпопее «Пятница, 13-е», состоящей к настоящему времени более чем из 10 фильмов, Джейсон Вурхис методично убивает подростков на базе отдыха. Появление маньяка в очередном продолжении никто и не пытается объяснять логически. Он просто выходит в своей хоккейной маске и рубит мачете глупых подростков.

Фильм ужасов – жанр, главная цель которого – напугать зрителя, пробудить в нём какие-то тайные и явные иррациональные страхи. Возможность испытать острые ощущения «понарошку» привлекает зрителей.

Первый «Кошмар на улице Вязов», снятый в 1984 году режиссёром Уэсом Крейвеном, стал одной из самых страшных лент в истории ужастиков. Благодаря «Кошмару» звёздами стали такие актёры, как Роберт Инглунд и Джонни Депп.

Согласно опросам в США и России, Фредди Крюгер признан самым колоритным персонажем фильмов ужасов за всю историю кино. Он оставил позади и вампира Дракулу, и людоеда доктора Лектера. Как свидетельствует статистика, «Кошмар на улице Вязов» смотрели по меньшей мере 3 млрд человек, то есть практически половина населения Земли.

Нынче Фредди сильно изменился. Привычный внешний облик, правда, особых изменений не претерпел, но вот говорить Крюгер стал гораздо меньше, а привычные мрачные шутки и вовсе исчезли. Зато способы убийств стали намного изощрённее. По мнению создателей, заинтересовать зрителей можно, только делая картины ещё более кровавыми.

В то время как режиссёры и сценаристы ищут новые ходы, психологи продолжают исследования, пытаясь выяснить, чем же так привлекают людей хорроры. В прошлом году специалисты Техасского университета изучили влияние фильмов ужасов на психику человека и его агрессивность и пришли к заключению, что качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования профессор клинической психологии Дэвид Радд утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. По мнению Радда, неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает в мозге определённую «привычку», и он перестаёт реагировать на угрозу, что может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств.

По теме

«Фильмы ужасов и триллеры выполняют важную функцию – это хорошее психотерапевтическое средство, чтобы справиться со своими страхами, – уверена директор психологического центра «Психолог и Я» Юлия Галанова. – Зачастую ужастики помогают снять стресс и избавиться от агрессии. Но особо впечатлительным людям смотреть такие фильмы я бы не советовала. Что касается подростков, то они и так друг друга пугают всяческими страшилками и видят на нашем телеэкране вещи гораздо более ужасные. Тем не менее рекомендации по возрастному ограничению обязательно должны быть: даже подросткам лет 16 лучше ходить на эти ленты с родителями».

Есть и другая точка зрения. В некоторых странах подобное кино просто запрещено, поскольку считается, что оно провоцирует вспышки насилия.

В 2006 году тревогу забили власти Китая, начавшие масштабную кампанию по борьбе с бытовым насилием, которое стало представлять для страны серьёзную угрозу. По мнению чиновников, «серьёзное негативное влияние на развитие общества» оказывали фильмы ужасов и материалы о всевозможном насилии.

Вскоре после появления на китайском рынке DVD пользовавшегося бешеным успехом японского аниме «Дневники смерти», в котором были показаны различные виды насильственной смерти, власти зафиксировали необычный всплеск подросткового насилия. Дальше – больше. Китайские СМИ стали отмечать, что уличные банды заимствовали многие приёмы из иностранных фильмов. Так, после выхода в Китае японских фильмов ужасов «Звонок» и «Звонок-2» одним из самых модных развлечений в Пекине стал «киберсталкинг»: подростки звонили в офисы зарубежных компаний и угрожали расправиться с иностранцами за все обиды, якобы причинённые Китаю. Поэтому власти КНР запретили в стране фильмы ужасов, мотивируя это заботой о «психологическом здоровье детей и подростков», а всю уже находившуюся в продаже кинопродукцию, содержащую сцены насилия, конфисковали.

Родоначальником жанра в литературе считается британский аристократ Хорас Уолпол, издавший в 1764 году роман «Замок Отранто». А в 1818 году Мэри Шелли опубликовала роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», который стал классикой жанра. Первым же фильмом ужасов является немецкий «Голем», снятый режиссёром Паулем Вегенером в 1915 году. С тех пор появилось множество произведений такого рода. И эксперты отмечают, что часто они не просто развлекали – в них отражались подспудные страхи перед войной, голодом, тайными обществами, преступниками, эпидемиями, инопланетянами и пр. Популярный американский писатель Стивен Кинг в книге «Данс Макабр» отмечал: «Если фильмы – это сны массовой культуры, то фильмы ужасов – её кошмары».

, уверены эксперты. «Я считаю, что последний ужастик «Фобос. Клуб страха» не получился, поскольку режиссёр не понимал, как снимать хоррор, не соблюдал законов жанра, – говорит главный редактор интернет-издания ProfiCinema Нина Ромодановская. – В картине нет нагнетания обстановки. Например, должна звенеть музыка перед смертью. А там смерти наступают в совершенно неожиданный для зрителя момент. И они необъяснимы, хотя в хорроре всё должно быть ясно. Например, в ленте есть две героини: одна боится воды, другая – крыс. По логике они должны побороть свои страхи, но почему-то обе тонут. Это ошибки. Чтобы снимать жанровое кино, нужны определённые профессиональные навыки, которые в силу объективных причин во ВГИКе не приобретаются. Я не могу говорить, что ВГИК плохо готовит режиссёров. Просто он учит своеобразно, в нашей традиции».

Некоторые, правда, уверены, что соответствие жанровым канонам на самом деле мало волнует зрителей. Они идут в кинотеатры, чтобы получить удовольствие и испытать те эмоции, которых не хватает в жизни. «Это такая компенсация эмоционального дефицита, – убеждён кинокритик Кирилл Разлогов. – Страх, ужас, сексуальное наслаждение, разврат – в кино и литературе эти чувства переживаются в полной мере, потому что не ограничены, как в жизни, моральными, нравственными, культурными и экономическими причинами. Люди по своей природе любопытны, им нравится разгадывать тайны – для них снимаются детективы, фантастические и мистические фильмы. Людям свойственно стремление к счастью – пожалуйста, романтические комедии и мелодрамы. В этом ряду особое место занимают фильмы ужасов и триллеры, пользующиеся неизменной популярностью».

Вообще-то неудачи в жанре хоррор существуют не только в российском кинематографе. Многие специалисты отмечают, что ленты начала XXI века существенно отличаются от снимавшихся ранее, причём не всегда в лучшую сторону. Развитие компьютерной графики на рубеже веков привело к тому, что зачастую из-за обилия навороченных спецэффектов суть фильма, его сюжетная нить теряется. Примерами могут служить «Ван Хельсинг» и «Рассвет мертвецов». Подобная ситуация наблюдалась и в 50-х годах ХХ века. Так что остаётся ждать, когда же бум новых технологий пройдёт и на мировые экраны вновь выйдут истинные ужасы и страхи человечества...

Опубликовано:
Отредактировано: 17.05.2010 12:07
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх