// // Успех на Московском кинофестивале не гарантирует фильму ничего

Успех на Московском кинофестивале не гарантирует фильму ничего

338

Не прокатит!

Каждый год на МКФ солируют исключительно российские звёзды
Фото: ИТАР-ТАСС
Каждый год на МКФ солируют исключительно российские звёзды Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

С 17 по 26 июня в столице проходил Московский международный кинофестиваль – уже 32-й по счёту. На этот раз в конкурсной программе приняло участие 17 картин, и среди них всего одна – российская. Больше половины фильмов – от авторов из Восточной Европы. По словам кинокритиков, было представлено много работ неизвестных или малоизвестных авторов. Корреспондент «Нашей Версии» решил выяснить, зачем России нужен ММКФ и получают ли победители фестиваля что-нибудь, кроме статуэток.

До того уровня, на котором находился фестиваль в советские годы, сегодняшнему Московскому международному, безусловно, далеко. Тогда он действительно котировался высоко, и в конкурсную программу попадали очень серьёзные картины: достаточно назвать имена режиссёров – Феллини, Висконти, Коппола. Кроме того, здесь было широко представлено латиноамериканское, азиатское, африканское кино. Московский кинофестиваль был своеобразным мостом между Востоком и Западом, и это определяло его уникальность.

Несмотря на то что киносмотр в Москве прежде проходил раз в два года, в 1972 году Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров присвоила ему класс «А», включив в своего рода премьер-лигу наряду с фестивалями в Берлине, Каннах, Сан-Себастьяне, Карловых Варах, Венеции.

По правилам в конкурсную программу класса «А» могут отбирать только ранее не демонстрировавшиеся фильмы: это должны быть всемирные или хотя бы международные премьеры. Но в последние годы режиссёры и продюсеры не спешат отдавать свои фильмы в Москву, надеясь на приглашение в Берлин, Канны или Венецию. И даже Карловы Вары выглядят уже престижнее российской столицы. Неудивительно, что постепенно внеконкурсная программа перетягивает на себя основное внимание зрителей. Именно там, как правило, показывают самые интересные картины.

«Московский кинофестиваль сейчас становится всё более бесцветным, работы участников конкурсной программы, как правило, не вызывают никаких эмоций, – считает режиссёр Юлий Гусман. – ММКФ нужна помощь мозгами, свежей кровью, креативными идеями. А главное, надо определиться, каким ему быть. Он занимает очень почётное место фестиваля класса «А», но никак не может найти собственное лицо. У всех крупных смотров есть «лицо», а не «общее выражение»: в Каннах показывают парад премьер, в Венеции поощряют эксперименты, в Сан-Себастьяне прекрасные ретроспективы, в Карловых Варах широко представлено кино стран бывшего соцлагеря и так далее. У Московского кинофестиваля своего имиджа нет».

Понятное дело, что конкурировать с Каннами и Венецией Московский кинофестиваль сейчас не может, а вот нащупать что-то своё должен, иначе никогда не станет событием мирового масштаба. Просто показывать картины, даже хорошие, недостаточно, тем более что категории «хороший» и «плохой» очень субъективны: одному нравится, другому – нет.

«Нужен ли России Московский кинофестиваль? – задаётся вопросом режиссёр-документалист Виталий Манский. – Конечно, все фестивали нужны. Но не очень понятна роль такого дорогого кинофорума. Государство оказывает ему самую большую поддержку в размере 120 млн рублей. Для примера: второй по значимости кинофестиваль «Кинотавр» обходится государству в десятки раз дешевле – всего лишь в 5 млн рублей. В итоге мы имеем очень дорогой кинофестиваль, но до международного уровня он всё равно не дотягивает. Вошедшая в любую программу Каннского фестиваля картина просто обречена на мировой прокат. Участие не только в Каннах, но и в других фестивалях класса «А» – залог прохождения картины в прокат. Поверьте, я точно знаю. Показ картины на ММКФ никоим образом не влияет на судьбу фильма в мировом контексте. Даже получение Гран-при никак не повлияет на показ не только в Америке или Англии, но даже, думаю, в Казахстане. Может быть, повлияет на показ в России, да и то я в этом не уверен».

Вот и получается, что, Ведь для профессионалов Канны не только проход по ковровой дорожке в красивом наряде: посещение кинофестиваля значительно облегчает дальнейшую прокатную судьбу любого фильма. А это большие деньги.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2010 11:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх