// // Нефтяники провоцируют скачок цен на горючее

Нефтяники провоцируют скачок цен на горючее

373

Расход с топлива

По пессимистичным прогнозам, литр 95-го вскоре может
дорасти до 30 рублей
Фото: Сергей Тетерин
По пессимистичным прогнозам, литр 95-го вскоре может дорасти до 30 рублей Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Ситуация на топливном рынке вновь попала в объектив интереса Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Дизельное топливо в последние месяцы 2010 года совершило стремительный взлёт, который объяснить рыночными обстоятельствами не могут даже сами нефтяники. И это при том, что именно нефтяной сектор уже не в первый раз становится объектом особого интереса ФАС. Из года в год нефтяные компании получают многомиллиардные штрафы за ценовой диктат, однако, как видно, даже санкции не заставляют их снижать аппетиты. Как показывает статистика, несмотря на колоссальные даже по мировым меркам штрафы, число нарушений антимонопольного законодательства не только не снижается, но даже растёт. В загадках нефтяного рынка разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Руководитель ФАС Игорь Артемьев пригрозил российским нефтяникам третьей волной антимонопольных дел. Поводом для гневных заявлений стал необъяснимый рост цен на дизельное топливо: с ноября по декабрь 2010 года горючее подорожало на 38%. Солярка сравнялась, а в некоторых регионах даже перегнала по стоимости 95-й бензин. Подобное ценообразование абсурдно по своей природе, ведь дизельное топливо менее затратно в производстве и всегда стоило дешевле в сравнении с бензином.

Артемьев сообщил, что, по предварительным данным, некоторые нефтяные компании «гонят мазут за рубеж», сократив выпуск светлых нефтепродуктов. Это объясняется тем, что экспортные пошлины на тёмные нефтепродукты ниже. Именно это могло стать причиной формирования дефицита дизельного топлива.

«Дизельное топливо – экспортно ориентированный продукт: в среднем 50% идёт на экспорт, – соглашается с выводами ФАС директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. – Масштабный рост цен на дизельное топливо на внутреннем рынке связан с дорожанием продукта на мировом рынке, холодной погодой и высоким спросом в Европе, страдающей от аномальных холодов. В итоге на внутреннем рынке, особенно в рознице, наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, что приводит к росту цены на него».

Схожая ситуация наблюдается на рынке авиационного керосина. ФАС зафиксировала дефицит топлива, вызвавший взрывной рост цен. За декабрь и начало января авиакеросин подорожал на 21%. Это самый резкий скачок цен за последние два года.

С начала января дорожает и обычный бензин. По данным ИАЦ «Кортес», в среднем по России литр нормаль-80 поднялся в цене на 2,3%, до 21,03 рубля, регуляр-92 – на 0,9%, до 24,01 рубля, премиум-95 – на 0,7%, до 25,8 рубля. Эти процессы даже в антимонопольном ведомстве не склонны связывать с действиями нефтяников.

«Повышение цен на бензин связано с увеличением акцизов и пересмотром акцизной политики, что привело к значительному увеличению налоговой нагрузки, – объясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – С 1 января сборы выросли на 2 тыс. рублей за тонну бензина. Плюс ещё внешние факторы: рост мировых цен на нефть, увеличение налога на добычу полезных ископаемых, который привязан к внешним ценам, и т.д. Всё это вместе привело к росту налоговой нагрузки. Естественно, производитель закладывает издержки в цену продукта, и в конце концов за всё платит потребитель».

Но ситуацию с дизелем и керосином мотивировать объективными причинами не в состоянии даже сами нефтяники. Руководитель ФАС отметил, что делать окончательные выводы ещё рано, но компаниям разосланы предупреждения. Сейчас в ведомстве ждут объяснения нефтяников и проводят собственное расследование. Не исключено, что вскоре начнутся очередные громкие процессы против нефтяных картелей.

По теме

ФАС уже который год пытается удержать аппетиты топливных магнатов в рамках приличий, но, несмотря на громкие дела, ситуацию переломить не удаётся. После реформы антимонопольного законодательства и введения оборотных штрафов, одними из первых «под раздачу» ФАС в 2008 году попали крупнейшие нефтяные компании России.

В конце 2008 года в отношении главных игроков были вынесены беспрецедентные санкции: «ТНК-BP» был оштрафован на 1,11 млрд рублей, «Газпром нефть» – на 1,36 млрд, ЛУКОЙЛ – на 1,44 млрд, «Роснефть» – на 1,5 млрд рублей. Плюс к этому ещё порядка полутора миллиардов рублей штрафов по региональным делам. Столь высокие санкции никогда не применялись к российским компаниям прежде, и, как надеялись власти, они должны были подействовать на производителей топлива отрезвляюще.

Поначалу всё шло, как было задумано: топливо дешевело, народ ликовал. Однако эффект от таких мер оказался краткосрочным. Не прошло и пары месяцев после оглашения судебных вердиктов, как на оптовом рынке цены на бензин вновь поползли вверх. Довольно долго эти процессы происходили вдалеке от конечного потребителя, и падение розничных цен в 2009 году наблюдалось до конца весны. Но долго сдерживать натиск заправщики не могли, и к лету на бензоколонках цены начали подниматься темпами, в десятки раз превышающими инфляцию. Ситуация вновь потребовала вмешательства ФАС. Вторая волна антимонопольных дел принесла ещё большие санкции: ЛУКОЙЛ оштрафован на 6,54 млрд рублей, «Роснефть» – на 5,28 млрд, «Газпром нефть» – на 4,66 млрд рублей.

Если начнётся третья волна, то, как заявил Артемьев, ФАС будет рассматривать виновников «как рецидивистов».

Повторение одних и тех же названий из года в год и из процесса в процесс вызывает определённые вопросы. Штрафные санкции не такие маленькие, которые можно просто не замечать. Так в чём же дело? Как считают в ФАС, нефтяной бизнес до сих пор не приспособился к новым правилам игры.

«Ещё несколько лет правоприменения в новом режиме позволят переломить ситуацию, – уверен Голомолзин. – Россия сейчас проходит период, который некоторые страны, например США, прошли 50 лет назад. В середине прошлого века США ввели оборотные штрафы и уголовное наказание за нерыночные манипуляции. Там на изменение ситуации ушли годы, зато сейчас в развитых странах количество монопольных злоупотреблений исчисляется десятком. У нас, к сожалению, счёт идёт на сотни и тысячи».

В ФАС не питают иллюзий, что у нас этот процесс пройдёт быстро, но надеются, что через несколько лет юристы компаний сделают определённые выводы и начнут придерживаться установленных правил игры. По словам Голомолзина, первые две волны антимонопольных дел принесли свои плоды: нефтяники стали внимательнее относиться к предостережениям ведомства, охотнее предоставлять информацию по запросам; деятельность в целом стала прозрачнее, а также их удалось заставить выйти на биржу.

В ведомстве заявляют, что не дадут бизнесменам уйти от штрафов. По последним данным, из санкций 2008–2009 годов уплачено 5 млрд рублей. Наибольшую покорность проявил концерн «ТНК-BP», полностью рассчитавшийся с государством. Остальные продолжают упорствовать, надеясь через суд уменьшить выплаты. Как рассказал «Нашей Версии» г-н Голомолзин, сейчас судебные разбирательства находятся в завершающей стадии.

«Большей частью они завершаются отзывом исков нефтяных компаний к ФАС, – сообщил замруководителя ФАС. – Они признают факт нарушений и принимают меры к устранению их последствий. При этом мы взыскиваем штрафы, которые обсуждались ранее».

Эксперты рынка ТЭК не разделяют оптимизма антимонопольщиков. «Штрафы в итоге нефтяники уплатят, только они будут в 10 раз меньше, чем начислено, – говорит г-н Аркуша. – Можно сказать, дополнительная фискальная нагрузка, налог на сверхдоходы. Экономики здесь нет никакой».

По мнению эксперта, административное давление на нефтяные компании обречено на провал. «Формула цены в итоге ни к чему не привела, заставили выйти на биржу – ну есть биржевая торговля, но на бирже цены всегда выше спотового рынка», – рассказывает он. По мнению г-на Аркуши, единственный эффективный способ заставить цены снижаться – создать реальную конкуренцию. Необходимо разделить добычу, переработку и продажу нефтепродуктов и раздать их в разные руки. Но дробление гигантских корпораций, на создание которых власть потратила столько средств и усилий, явно не по зубам ФАС. Поэтому антимонопольному ведомству остаётся лишь идти по пути административного давления.

Надеяться на снижение цен на бензин, как это было после первой волны антимонопольных дел, в любом случае не приходится. Снижение возможно только на дизтопливо и керосин, а основное горючее продолжит рост. По оценке ФАС, бензин дорожает в силу объективных факторов, и полномасштабное вмешательство службы пока не требуется. Сейчас реагируют территориальные управления, если на их подведомственной территории наблюдается аномальное ценообразование.

По прогнозу исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, в течение ближайшего времени цены могут повыситься на 2,5–3 рубля за литр. Это значит, что 95-й бензин подберётся вплотную к психологически важной отметке в 30 рублей. А глава Вологодского управления ФАС Александр Сазонов напугал всех, сообщив, что такими темпами цена может добраться до 50 рублей. Впрочем, столь чрезмерный пессимизм мало кто разделяет.

Хуже всего придётся тем, кто использует самый дешёвый сорт – АИ-80: производить низкооктановый бензин стало невыгодно.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.01.2011 12:07
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх