// // Вскоре непопулярные законопроекты в Госдуму станут вносить от имени Генпрокуратуры

Вскоре непопулярные законопроекты в Госдуму станут вносить от имени Генпрокуратуры

393

Прокурорская подстава

Генпрокурор РФ Юрий Чайка (второй слева) может стать завсегдатаем Госдумы
Фото: ИТАР-ТАСС
Генпрокурор РФ Юрий Чайка (второй слева) может стать завсегдатаем Госдумы Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Член Совета Федерации от Санкт-Петербурга Виктор Евтухов разработал поправки в статью 104 Конституции России, наделяющие генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы. В ближайшее время это предложение будет передано в Госдуму от имени всего Совета Федерации и, вполне вероятно, принято в качестве закона. Ряд экспертов считают, что Генпрокуратура теперь станет вместо правительства и депутатов вносить непопулярные законопроекты и примет гнев населения на себя.

Право вносить законопроекты в Госдуму сейчас принадлежит самим депутатам нижней палаты парламента, их коллегам из Совета Федерации, президенту и правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному, Верховному и Высшему арбитражному судам РФ по вопросам их ведения. Теперь к этому перечню может присоединиться и Генеральная прокуратура РФ. Евтухов многозначительно назвал это «явлением, характеризующим процессы, происходящие в государстве». По его словам, в настоящее время влияние прокуратуры на содержание федеральных законов ограничено, а «порядок в полном объёме невозможно реализовать без усиления влияния контрольных и надзорных ведомств, что особенно необходимо в условиях развёрнутой борьбы с коррупцией».

В СССР генпрокурор обладал правом законодательной инициативы. Однако новая российская Конституция лишила его такой возможности. С тех пор прокурорские работники не раз пытались вернуть себе важные функции. В 1999 году соответствующий законопроект был внесён в Госдуму фракцией КПРФ. Его поддерживали подавляющее большинство субъектов РФ и правительство. Однако экс-президент Борис Ельцин выступил против, сославшись на незыблемость Конституции, и законопроект не набрал положенного квалифицированного большинства голосов депутатов.

Через год генпрокурор России Владимир Устинов вновь вернулся к этой теме. Он написал Владимиру Путину письмо под названием «О состоянии законности при издании органами госвласти субъектов РФ нормативных правовых актов», в котором предложил вернуть своему ведомству право законодательной инициативы. Просьба Устинова осталась без ответа.

Однако за прошедшие 10 лет ситуация, похоже, дозрела. На региональном уровне почва уже подготовлена. Соответствующие поправки в массовом порядке стали вноситься в областные уставы, и к настоящему времени правом законодательной инициативы обладают органы прокуратуры 72 субъектов РФ. В постановлении Совета Федерации, подписанном председателем Сергеем Мироновым, всем региональным парламентам рекомендовано данный вопрос «рассмотреть положительно».

Настал черёд довершить возвращение к былым нормам и на федеральном уровне. Об этом говорит тот факт, что поправкой в Конституцию занимается представитель «питерской» элиты Евтухов, прежде возглавлявший в региональном парламенте Северной столицы Комитет по законодательству. Разумеется, на его стороне поддержка и Генеральной прокуратуры РФ. По мнению председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова, «вполне обоснованно и логично» принять поправку «по аналогии с Петербургом, где городская прокуратура имеет право законодательной инициативы» и довольно активно им пользуется. Так, в Псковской области в 2009 году прокуратура разработала и внесла 917 (!) проектов нормативно-правовых актов.

Не все, разумеется, а только те, которые можно как-то привязать к её сфере деятельности. За прочие законопроекты по-прежнему придётся отдуваться исполнительной и законодательной власти.

Завкафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаил Краснов тем не менее считает, что «количество субъектов законодательной инициативы в России даже избыточно, ведь инициировать законы и принимать их должны политики, а не надзорные и прочие бюрократические по сути структуры». Не одобряет новшеств и председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина: «Во-первых, прокуратура сама участвовать в процессе создания и исполнения законов не должна, это контролирующий орган. Как только мы предоставляем ей возможность писать и вносить законопроекты, мы сразу делаем её пристрастной. Во-вторых, это будет осуществляться в ущерб основным функциям».

Однако поправку Евтухова уже поддержал глава аналогичного Комитета Госдумы Владимир Плигин, уверенный, что право вносить законопроекты усилит «аналитическиевозможности» прокуратуры. Как сказал политолог Станислав Белковский, «перекройка Конституции пройдёт, поскольку Основной закон страны – уже далеко не та священная корова, которой он был раньше».

Опубликовано:
Отредактировано: 25.02.2010 19:42
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх