Мы продолжаем наш разговор о нынешних непростых и не слишком радостных человеческих жизненных реалиях и путях их развития, рассматривая их через призму современного отношения людей к книгам, их месту и значению в существующих и возникающих культурных дискурсах.
Начнём на этот раз немного издалека. Взглянем на окружающую нас современную архитектуру. Какую цель она негласно ставит перед собой? Мишель Уэльбек в «Репликах 2020» пишет, что её цель можно определить как «постройку секций и прилавков для общества гипермаркета». Он отмечает, что речь идёт о «прозрачности» архитектуры. О создании «разных по форме, но одинаково безликих и обязательно подвижных конструкций». Та же тенденция прослеживается в оформлении интерьеров – сломать стены, заменив их подвижными перегородками, позволяющими изменять имеющееся пространство по прихоти человека (заказчика). Причём такой подход касается, как гигантских торговых центров (где он может быть хотя бы частично объясним), так и индивидуальных квартир.
То есть, архитектура (за редкими исключениями, лишь подтверждающими правило) подстраивается под усреднённый запрос потребителя, становясь, по сути, обслуживающим сервисом. А если мы взглянем на образование? Что представляет собой обучение в университетах и вузах? Вам снова предлагается набор знаний (конструкций) обязательных для изучения или индивидуальный подход через личность преподавателя, дающего вам осмысленную картину мира и развивающего вас? Перед нами опять сервис или нечто большее? Такие же вопросы можно задать про медицину и много чего ещё…
Не ошибёмся, если скажем, что книги (как архитектура, образование, медицина и прочие окружающие нас важные науки, культуры и искусства) по-прежнему ждут своих читателей. Их издаётся до сих пор немало. В разном качестве и форматах. На 25 ярмарке non/fiction 2023 года таких книг было немало. Например, известный художник Михаил Шемякин презентовал книгу «Моя жизнь: до изгнания». Музыкант и переводчик Умка (Анна Герасимова) представила том своих «Дневников» — воспоминаний о 1990 –х годах прошлого столетия. Комиксы предстают в свежем формате арт-новелл, графического романа «Механизмы Хендрика: Стимпанк снова в моде?» или книги «Графический роман-квест Bettersburg» Андрея Саблина, притворяющейся фотоальбомом с подписями к снимкам. «Большая книга самолётов. Фюзеляж. Багаж и экипаж», мастер-класс с экспертом по наскальной живописи Елены Долговесовой, автором книги «Самая большая и древняя картинная галерея в мире» или дискуссия о «Психологизме в литературе» могли сориентировать всех интересующихся означенными темами читателей.
Из истории видно, что на протяжении предыдущих тысяч лет развития человечества тексты, иллюстрации и книги (в тех или иных видах) сопровождали его. Книги (как и их авторы) горели и превозносились, обожествлялись и приносили беды, запрещались и издавались миллионными тиражами. Но, как отмечал Мишель Уэльбек: «У читателей всех этих произведений было и должно быть своё индивидуальное, стабильное существование. Они не могут быть чистыми потребителями, чистыми фантомами. В каком-то смысле они должны быть субъектами».
Вспомним награждение 17-й по счёту Премии «Большая книга» 2022 года, где впервые все призовые места взяли лишь книги нон-фикшн. Мы тогда задались вопросом: «Почему художественные произведения оказались вне пьедестала?». И версия ответа на этот счёт состояла в бытовании нынче на дворе показательно тревожного времени. Оно, к сожалению, мало изменилось и в странном 2023 году. Его события по-прежнему происходят слишком быстро и просто не успевают быть осмысленными и объективно описанными в художественной прозе, которая, конечно, продолжает иметь большее влияние на людей. Накал современных страстей велик. Смогут ли люди понять ту самую «игру краплёными картами» и обрести искомую субъектность, о которой речь шла выше? Предположу, что смогут. Но не все. Так как вектора дальнейшего развития неисповедимы, а «Show must go on» («Шоу должно продолжаться»), как пели незабвенные Queen…
Вы не устали? Анализируем дальше? Хорошо. Ещё немного и на время закончим наши изыскания. «Мир ныне предстаёт как супермаркет и насмешка», — горько констатирует Уэльбек. Рулит «непрерывная ритуальность вечно длящегося спектакля общества потребления». А что же книга? Книга, вопреки ожиданиям, оказалась «крепким орешком». Поп-музыка и кино на наших с вами глазах постепенно утрачивают свою магию под мощным обезличивающим воздействием телевидения. За примерами далеко ходить не надо. Кинотеатры пустуют, как и многие концертные площадки. Куда зрители приходят лишь привлеченные новыми техническими новшествами (очки 3D, звук Dolby Surround и пр.) или чтобы посмотреть вживую на любимых музыкантов. Благодаря цифре различия стали стираться. Появился новый продукт – универсальный жанр «Зрелища» («Шоу» — англ. «Show»)! В отличие от них книга стала очагом активного сопротивления происходящему глобальному «маркетингу».
Поясним. Несмотря на шумные фанфары и упования по адресу безликого цифрового книгоиздания в начале «нулевых» интерес на интернет-сервисах, в итоге, вызвали лишь энциклопедии, словари, справочная литература и близкие к ним по тематике издания. На электронных бук-сервисах продаж удобно полистать предлагаемые опусы, чтобы понять их суть – нужны они вам или нет. И не более того. Некоторым людям подходят аудио-книги. Но уже к 2010-м годам стало ясно и пришлось признать очевидное (и не такое уже невероятное) – публика по-прежнему отдаёт предпочтение печатной книге (жанры фикшн и нонфикшн не играют особой роли) как более практичной, более привлекательной внешне и более удобной в обращении «Вещи» (объекту)! Опасности, подстерегающие книгу, несомненно, есть! Об этом мы поговорим в дальнейшем. Но пока, скажем: «Стоп!».
Ибо, на мой взгляд, сейчас настало самое время прекратить приём информации и подумать о предстоящем Новом годе. Равномерно подышать, размяться, по возможности поплавать, вспомнив о Жёлтой подводной лодке, уже отправившейся на поиски приключений. Успокоиться и понять, что реальность некоторых людей может во многом отличаться от действительности. Поэтому отвлечься от рассуждений и подкрепиться чем-то вкусным, умеренно проверив истинность утверждения «In vino veritas» — «Истина в вине» на практике, ознакомившись с опусом «Виномания». Любопытно, но почти все винные книги, как правило, обещают научить читать этикетку и разбираться в вине (и его истине). Но то, что описывается длинными текстами, «Виномания» обещает представить графично и наглядно. И у неё получается! Книга научит точно предсказывать, чего ждать от жидкости, находящейся, в стоящем перед вами, бокале. С помощью профессиональной системы дегустации «Винспектор» вы сможете: четко раскладывать каждый сорт по его основным свойствам (аромат, структура, тело) и группировать сорта в зависимости от этих свойств. Оценивать вино с помощью описания его вкусовых свойств и сопоставлять эту оценку с ожиданиями, которые создает этикетка. Правильно подбирать блюдо и выбрать бокал в соответствии с основными свойствами вина. На примере карт важнейших мировых винных регионов, вроде Франции, Италии, Испании, Грузии, а также США, Германии и РФ, вы узнаете, как факторы премиальности этикетки связаны со стилем и качеством вин.
Эта книга — шаг в глубины винного мира, в котором суммирован многолетний опыт преподавания, собственной учебы и личные беседы автора с важнейшими людьми винного мира. Она является основой курса, где её материал дополняют практические дегустации. «Эта книга — смена парадигмы описания вин! Такого ещё никто не писал, но я бы выразилась более ёмко — не рисовал! Наконец-то первое в истории эно-литературы визуальное описание и систематизация вин! Вам не придётся по диагонали читать текст, вычленяя важные знания. Автор настолько лаконично и филигранно описал вино от рождения ягоды до бокала и вашей тарелки, что даже если вы начинающий любитель или уже действующий профессионал, эта книга станет для вас маяком в океане вина. Погружение в органолептику и дискрипторы вин, мозаику сочетаний с едой пройдёт для вас четко, без лишней воды и надувания щёк. Представьте, вы не просто читаете книгу, а словно по картам раскладываете пасьянс вина. Открыв для себя её один раз, к ней можно будет обращаться всю вашу удивительную винную жизнь, словно вы возвращаетесь к любимому вину и каждый раз находите в нём новые оттенки», — так оценивает опус Кира Ефимова из винодельни «Le K2».
«Искусство коктейля» является настоящей энциклопедией, которая, пожалуй, сможет ответить на большинство вопросов заинтересованной и благожелательно настроенной публики. Она составлена таким образом, чтобы вы могли осваивать рецепты постепенно. Они ранжированы от самых простых к более сложным, так что, вдохновившись успехом первого, вы отправитесь дальше. Кроме того, глава перед рецептами посвящена теории, технике, оборудованию и ингредиентам. Произведение позволит вам лучше подготовиться к работе над конкретным рецептом, а в будущем создать свои собственные неповторимые творения. Одним же из преимуществ этой книги являются великолепные иллюстрации к каждому коктейлю, а на последних ее страницах — четкие схемы количества ингредиентов в каждом бокале.
Далее настаёт черёд разговора о трендовых мировых напитках. Например, о кофейных коктейлях. Вы узнаете о различных сортах кофе, о том, как их готовить. А также поймете, почему автор выбирает определенные сорта под каждый коктейль, описанный в его книге. Возможно, после прочтения «Кофе и алкоголь» вы станете квалифицированным специалистом по приготовлению кофе! Автор представляет вашему вниманию замечательную коллекцию из более 75 простых в исполнении рецептов, созданных им за двадцать с лишним лет работы в барменской индустрии. Книга предназначена для обучения, мотивации и вдохновения читателей всех уровней. Её могут читать и практиковать все желающие: от новичков до уже опытных барменов и бариста. Ибо автор предлагает сочетать две важных для многих вещи, дарящих наслаждение в нынешней странной жизни (а именно — кофе и алкоголь) творческими, умеренными и, главное, вкусными способами! Пьём меньше и вкуснее, как говорилось в книге о российском крафте, достигнув 18 лет! Что вполне применимо и в данном случае.
И закончим наше книжное представление «Кулинарной книгой Ghibli. Рецепты, вдохновленные легендарной анимационной студией». Но перед тем, как приступить к знакомству с вкусным, овеянным классной анимацией, опусом, можно задаться вопросом: «Есть ли хоть один фильм Хаяо Миядзаки и студии Ghibli, который оставлял вас равнодушным?». Трогательные, виртуозно нарисованные сюжеты, невероятная музыка, щемящая нежность, любовь, мир, жвачка и дружба… И, конечно, еда! Пожалуй, ни один фильм студии Ghibli не обходился без миски лапши, кусочка торта, онигири, суши или другого блюда, которое всегда было немного большим, чем просто пища. Поэтому рискнём и следуя заветам автора, попробуем:
— Обуздать своего домашнего Кальцифера, приготовив завтрак из «Ходячего замка».
— Испытать радость долгожданной встречи с другом, приготовив «Сио рамэн» из «Рыбки Поньо на утесе».
— Почувствовать итальянский вкус к жизни со «Спагетти аль рагу» из «Порко Россо».
А также попробовать на вкус еще 32 приключения — от классики аниме до новых фильмов!
Кроме рецептов, автор и профессиональный повар Тибо Вилланова подробно расскажет о принципах и секретах японской кухни (не такой сложной, как кажется!). А страницы, искусно украшенные тематическими рисунками, вернут вас в сюжеты любимых историй. «Кулинарная книга Ghibli» — прекрасный подарок каждому ценителю эстетики и творчества Миядзаки и всей анимационной студии.
Под занавес напомним, что теперь ярмарка non/fiction проводится два раза в год и следующая намечена в Комплексе «Гостиный Двор» (Москва, ул. Ильинка, 4) с 4 по 7 апреля 2024 года.
«Наша Версия» поздравляет Хаяо Миядзаки с предстоящим 83-летием (он родился 5 января 1941 года)! Желает ему здоровья и новых отличных произведений!
Редакция еженедельника выражает признательность за взаимодействие и предоставленные обложки обозреваемых книг редакции «Хлеб-Соль», Светлане Ильичевой. Также поздравляет читателей с наступающим новым 2024 годом! Желает всем здоровья, мира, терпения, любви и увлекательного чтения!