Версия // Культура // Юбилейная 25 книжная ярмарка non/fiction просвистела в Гостином дворе

Юбилейная 25 книжная ярмарка non/fiction просвистела в Гостином дворе

5580

Игра в классики. Часть 11

Юбилейная 25 книжная ярмарка non/fiction просвистела в Гостином дворе (фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№25, прошедшая с 30 ноября – по 3 декабря в Гостином дворе, явилась завершающим календарный книжный год мероприятием. Она проводилась в разное время и иногда (во время эпидемии ковида) переносилась и отменялась. В 2023 году её провели дважды – в апреле и в начале декабря. Взглянем, на представленные на ней тренды и тенденции книжного рынка.

Некоторые её итоги, представленные организаторами, можно зафиксировать и опубликовать в виде цифр. На ярмарке non/fictio№25 присутствовало: 40157 гостей с учетом четырехдневной продолжительности проекта. 340 участников – крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры. Прошло более 300 мероприятий – творческих встреч с авторами, презентаций новых книг, лекций, семинаров, круглых столов и панельных дискуссий. Было представлено 409 книг в трёх топ-листах – «Литература для взрослых читателей» (252 издания), «Детская литература» (115) и «Комиксы» (42).

Как обычно, от ярмарочной кутерьмы, солидности представленных цифр, шелеста перелистываемых страниц и круговорота ярких обложек, подчас, дёргается глаз и кружится голова, но, что скрывается за сухими статистическими данными и внешней благополучной видимостью? Рассосались или усугубились проблемы и сложности, с которыми в последнее время столкнулся российский издательский бизнес и его участники? Попробуем проанализировать, как мы это делали ранее. Начнём с главного. Очевидно, что российская книжная индустрия как продолжала, так и продолжает испытывать серьезные затруднения, связанные с недостатком качественной бумаги, с нехваткой комплектующих и расходных материалов для типографий, поставки которых попали под санкции!

Проведём параллель с производством мебели, где некоторые производители переводят производство в Китай. Почему в Китай? Потому, что там нет санкций. Если вы вдруг не в курсе, нынешнее производство мебели весьма технологично. Оно требует разнообразных лаков, фурнитуры, пропиток дерева и так далее. Опять же надо чинить станки, для которых требуются импортные запчасти. Где их брать (как и специалистов по их обслуживанию)? То же касается и производства книг. В современной полиграфии имеется и применяется огромное количество видов красок, картона, специальной бумаги, которые необходимы типографиям и издателям, чтобы произвести качественный продукт. Они также, в основном, импортные. Откуда их поставят? Опять же полиграфическое оборудование. Оно снова импортное! А откуда теперь взять запчасти и расходные материалы для его ремонта? Большая головная боль, однако. Отсюда проистекают сложности с логистикой и увеличением сроков печати.

По теме

Анализируем дальше. Что у нас с иностранными авторами? А всё также. Никуда не делись проблемы, связанные с отзывом лицензий крупными иностранными издательствами на издание книг некоторых популярных иностранных авторов, в число которых попали Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Чак Паланик, Нил Гейман и другие. Что ощутимо влияет на работу книжных магазинов, сокращение ассортимента и даже закрытие торговых книжных площадок в различных регионах РФ.

Не всё ладно и с некоторыми российскими литераторами. В декабре 2023 года дело уже дошло до того, что одно из крупных российских издательств приостановило сотрудничество с рядом известных российских писателей, продажу написанных ими книг, а также вроде как приступило к изъятию их произведений с полок книжных сетей без судебных решений. Тенденции, мягко говоря, настораживающие...

Инфляция ощутимо растёт. Центральный банк РФ постоянно поднимает учётную ставку, что, в свою очередь, отражается на цене, выдаваемых банками кредитов (в том числе издательствам), а также другими финансовыми и организационными вопросами.

В общем, напасть, поразивший российскую книжную индустрию, никуда не делась. Конечно, всё началось далеко не сегодня, но усугубилось с приходом двухгодичной эпидемии ковида (чьи причины так и остаются покрытыми мраком неизвестности) и продолжает критически балансировать на грани краха из-за санкций, введенных против РФ после старта известных всем жутких событий, начавшихся с 24 февраля 2022 года. Поэтому прогнозы малоутешительны. В 2024 году ассортимент выпускаемых книг вновь сократится, а сами книги продолжат дорожать! И это, к сожалению, далеко не предел…

Тем не менее, есть и некоторые обнадёживающие моменты. Худо-бедно, но какие-то книги продолжают выходить. Мы, конечно, не можем объять весь спектр жанров выходящей литературы. Оно и не нужно. Тем не менее, «Наша Версия» старается держать читателей в курсе самых интересных и свежих новинок.

На non/fictio№25 было вновь анонсировано немалое количество дискуссий и презентаций в различных разделах, вроде кулинарии, мемуаристики, дневников, комиксов, биографий. Не спадает интерес к детской, учебной, музыкальной, классической литературе (на что мы не раз обращали внимание). Обо всём расскажем по порядку. Начав с того, что пока остаётся более-менее стабильным на общем изменчивом книжном фоне.

Жан-Леон Жером, «Pollice Verso (Большой палец вниз)»
Жан-Леон Жером, «Pollice Verso (Большой палец вниз)»

Как обычно, поклонники с нетерпением ожидали выхода свежего опуса Виктора Пелевина. Маститый автор (есть версия, что под псевдонимом «Виктор Пелевин», возможно, работает группа авторов, периодически подключая мощности искусственного интеллекта, а общую редакцию и стилевую правку осуществляет непосредственно сам знаменитый литератор) не подкачал! Он не изменил своему графику по выпуску ежегодной новинки и не подвёл своих обожателей. Их подстерегал увесистый том «Путешествия в Элевсин», где главный герой в лице «баночного» следователя Маркуса Зоргенфрея расследует засекреченное восстание компьютерных алгоритмов, едва не погубившее всю планету.

По теме

Бунт (через взрыв Кобальтового «Товарища Гейзера») может уничтожить всех – как переехавших в подземные мозгохранилища толстосумов, так и живущих на поверхности обитателей. Руководитель службы безопасности транснациональной корпорации «Transhumanism INC.» некий адмирал-епископ Ломас посылает Маркуса в пространство нейросетевой симуляции Древнего Рима 3 века до н.э., созданного для воплощения фантазий клиентов упомянутой корпорации, под названием «ROMA-3». Нити заговора ведут именно в это время. Зоргенфрею предстоит пройти немало испытаний, став римским легионером, посвящённым в таинства мистом и много кем ещё, по ходу сюжета взаимодействуя с продвинутым во многих отношениях императором Порфирием, в свою очередь, являющимся литературным алгоритмом и изощрённым искусственным интеллектом.

Книга получилась на этот раз неординарная. На мой взгляд, в ней Пелевину удалось потрафить многим книголюбам. Одним дать повод для критики, другим – восхититься недюжинным талантом автора, его умением мастерски сопоставлять и жонглировать актуальными смысловыми кодами и трендами. В его несомненных достоинствах кроются и недостатки. Ибо три последние книги Пелевина продолжают намеченную «баночную» линию, которую, не читавший все означенные опусы, читатель, вряд ли поймёт. Зато для людей «в курсе» здесь будет полное роскошество ранее плотно не затрагиваемых тем Древнего Рима, включая дотошную классификацию гладиаторов, философских изысков Гегесия, стёба над некими бриттами, известными своим концертом в Помпеях (догадаетесь сами) и прочими интеллектуальными вывертами, которыми славится Виктор Олегович, включая рассуждения об известном изречении «In vino veritas» («Истине в вине»), бое на световых мечах из знаменитой киноэпопеи «Звёздные Войны», наречении Маркуса - Дарт Аньяном и многих других неожиданных и остроумных смысловых кудесах…

Фокус внимания Пелевина ушёл от исследования личных проблем и страданий главного героя, как было в предыдущей книге «KGBT+» и на что мы обращали внимание. Ушёл, конечно, не совсем, будучи искусно вплетён в литературно-футуристический с элементами конспирологии и тонкой иронии над происходящим бурлением «веществ» в различных сферах, дискурс. Получается так, что, как ни крути, но реальность, подчас, радикально расходится с действительностью в мировосприятиях различных людей. Многим продолжает чудиться некий «слом эпох», в то время как биографии, мемуаристика, кино, музыка или комиксы просто делают своё дело, успокаивая растревоженных читателей, находящихся в постоянном ожидании неких будоражащих новостей и перманентном стрессе. В этом, конечно, нет ничего хорошего, поэтому, по нашей версии, имеет смысл лишний раз задуматься, сделать пересмотр сотворённого за год, выдохнуть и немного отвлечься на традиционно освещаемые нами темы кулинарии и напитков, чему будет посвящено дальнейшее предновогоднее продолжение нашего исследования.

Также напомним, что теперь ярмарка non/fiction проводится два раза в год и следующая намечена в Комплексе «Гостиный Двор» (Москва, ул. Ильинка, 4) с 4 по 7 апреля 2024 года.

Также редакция еженедельника поздравляет читателей с наступающим новым 2024 годом! Желает всем мира, любви, терпения и увлекательного чтения!

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.12.2023 17:01
Комментарии 0
Наверх