Версия // Общество // Как художникам-карикатуристам удавалось заглядывать в далёкое будущее

Как художникам-карикатуристам удавалось заглядывать в далёкое будущее

1570

Взгляд в завтра

Как художникам-карикатуристам удавалось заглядывать в далёкое будущее
В разделе

Похоже, советские карикатуристы обладали даром предвидения. Чем дальше, тем более свежими и злободневными воспринимаются их рисунки. Смотришь и думаешь: неужели это нарисовали полвека назад?!

Расцвет творчества киевского карикатуриста Валерия Зелинского пришёлся на 60–70-е годы. Признак высокого класса – ему доверяли иллюстрировать книги классиков украинской сатиры Остапа Вишни и Степана Олейника. И взлёт карьеры Зелинского не случайно совпал с «царствованием» Владимира Щербицкого. В списке возможных сменщиков Леонида Брежнева тот значился первым, но продвижению Щербицкого помешали обвинения в антисемитизме. Напрасно первый секретарь ЦК Украины доказывал, что он не антисемит, просто он против сионизма (а в СССР сионизм почитался за зло). Киевский сатирический журнал «Перец», который курировал лично Щербицкий, изобиловал карикатурами на «израильскую военщину», действующую, как правило, рука об руку с окопавшимися на Западе украинскими отщепенцами-националистами.

Вот карикатура с первой полосы «Перца» 1981 года, где телегу холодной войны тянут украинец и еврей под звон колокольчиков-долларов на хомуте, лишь одна из многих подобных. В издававшемся в Москве «Крокодиле» столь откровенных рисунков не публиковали – антисемитизм старались бичевать осторожно, не задевая чувств советских евреев. Зато киевский «Перец» оттягивался на эту тему в полный рост. Был ли художник Зелинский антисемитом, как Щербицкий? На его классической карикатуре «Вороны слетаются» (над Чили, где накануне победили путчисты во главе с Пиночетом) у ворон-банкиров подозрительно кривые и горбатые характерные носы, будто бы это орлы какие-то. Спроста ли? Вот и сегодня телегу войны – только уже не холодной – тянут еврей Владимир Зеленский и украинские националисты в единой упряжке. Определённо художник Зелинский обладал даром научного предсказания.

(фото: Журнал «Перец»/В. Зелинский)
(фото: Журнал «Перец»/В. Зелинский)

«Крокодилец» Борис Ефимов прожил долгую жизнь – 107 лет. Наряду с Кукрыниксами он считается первостепенным классиком советской карикатуры – не потому ли, что даже сегодня его рисунки выглядят актуально? Вот ракета «Гремучая змея» с надписью made in USA и с головой тайваньского диктатора Чан Кайши, бывшего «друга Советского Союза», придавленной красным прикладом винтовки с флагом КНР. Разве этот рисунок сегодня не актуален? Точно так же сегодня китайцы противостоят вооружаемому американцами Тайваню, словно с 1958 года ничего ровным счётом не изменилось. А вот рисунок Юлия Ганфа – «Кривая американского спада: в Америке аукнется, а Западной Европе откликнется». Этой «кривой» придавило Британию и Францию – практически как сегодня. А ведь минуло более полувека! Или другая карикатура Ганфа – Ливан, вокруг которого «нарезают круги» американские и израильские военные, а на рейде стоит американский военный корабль. Разве сегодня эта карикатура утратила актуальность?! Мостик в будущее или спираль истории? Очень далеко глядели наши карикатуристы – или длительность и невозможность решить эти конфликты были изначально заложены теми же американцами или ООН?

(фото: Журнал «Крокодил»/Б. Ефимов)
(фото: Журнал «Крокодил»/Б. Ефимов)

(фото: Журнал «Крокодил»/Ю. Ганф)
(фото: Журнал «Крокодил»/Ю. Ганф)

Примечательно, что в советских юмористических журналах поощрялась жёсткая критика краеугольных устоев, например среднего образования. Или партийных функционеров, сетующих на то, что народ не так глуп, как им бы хотелось. Отдельно отметим то, что рисунок Германа Огородникова датируется горбачёвской перестройкой, а Генриха Валька – хрущёвской «оттепелью». А что изменилось-то? Да ничего ровным счётом – эти карикатуры можно публиковать сегодня, и они будут выглядеть вполне свежо и злободневно. Разве это не удивительно?!

(фото: Журнал «Крокодил»/Г. Огородников)
(фото: Журнал «Крокодил»/Г. Огородников)

(фото: Журнал «Крокодил»/Г. Вальк)
(фото: Журнал «Крокодил»/Г. Вальк)

А вот ещё одна пророческая карикатура Ротова. Треть своей короткой жизни он провёл в тюрьме и на поселении, опубликовав в 1934 году карикатуру, «дискредитирующую советскую торговлю и кооперацию». Реабилитировали художника в 1954-м, оставалось ему работать всего пять лет. Но за это время он нарисовал множество карикатур, которые сегодня выглядят не иначе как пророческие. Самокаты и гироскутеры на московских улицах, дроны с пропеллерами, телеэкраны с дистанционным управлением в квартирах – и это в предновогоднем «Крокодиле» за 1958 год!

Сегодня интернет заполнен визуальными мемами, в том числе и рисованными. Этаким современным пониманием (и воплощением) классической карикатуры. Но мемы рождаются в спешке, без должного осмысления факта или события, которые они иллюстрируют, и потому жизнь у них, как правило, недолгая. Карикатуры в советских юмористических журналах, прозорливости которых мы поражаемся до сих пор, вынашивались авторами подолгу, трепетно осмысливались ими, зачастую в соавторстве с журналистами. И не было этих сиюминутности и поверхностности. А ведь чтобы понимать и должным образом отражать ухваченные тенденции, нужно уметь мыслить более длинными горизонтами. Учитывать исторический опыт, изучать общественно-исторические процессы. Советские карикатуристы, которые именно так и действовали, дают гораздо больше пищи для понимания текущей реальности. Потому стоит изучать историю, читать еженедельные газеты, а планы строить долговременные, на поколения – тогда будет проще отделять действительно важные вещи от модной и наносной шелухи.

(фото: Журнал «Крокодил»/К. Ротов)
(фото: Журнал «Крокодил»/К. Ротов)

Считается, что «ихтамнеты» – переодетые в гражданское или камуфляж без знаков отличия – наша придумка. Как бы не так: на карикатуре Константина Ротова 1958 года маршируют одетые в белые гражданские костюмы американские военные, перебрасываемые в Иран.

(фото: Журнал «Крокодил»/К. Ротов)
(фото: Журнал «Крокодил»/К. Ротов)

Справедливости ради отметим, что даром предвидения обладали не только советские карикатуристы. На Западе издавалось великое множество сатирических журналов на языках народов СССР («Бич» в Белоруссии времён гитлеровской оккупации, «Лис Микита» в Канаде и т.д.), в которых авторы карикатур, похоже, тоже умели заглядывать в будущее. Вот карикатура «Дипломатические победы СССР» на Сталина (на мундире – орден Победы и звезда Давида!), которого, раболепно расшаркиваясь, обступили послы Уругвая, Коста-Рики, Сальвадора и Панамы – толстый намёк на то, что у Советской России после Великой Отечественной войны якобы не осталось других союзников в мире. Или рисунок из «Бича» – Сталин ссыпает «золото из Алдана и Колымы» в корабль с надписью USA. Подпись: «Я избавлю страну от презренного металла». А разве сегодня не так, разве сегодня российское золото не вывозится в Британию через страны-посредники («Наша Версия» недавно об этом писала)?

(фото: Журнал «Бич»)
(фото: Журнал «Бич»)

(фото: Журнал «Бич»)
(фото: Журнал «Бич»)

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2023 12:00
Комментарии 0
Наверх