Версия // Культура // «Оставленные» и «Оставь мир позади» – обзор сетевых премьер этой недели

«Оставленные» и «Оставь мир позади» – обзор сетевых премьер этой недели

5456

Рождество с врагом

«Оставленные» и «Оставь мир позади» – обзор сетевых премьер этой недели
В разделе

В сегодняшнем кинообзоре мы пристально посмотрим на: трагикомедию Александра Пэйна «Оставленные» и фантастический драматический триллер от Netflix «Оставить мир позади».

Оставленные

(18+)

Реж. – Александр Пэйн

В ролях – Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф, Кэрри Престон, Брейди Хепнер, Иэн Долли, Джим Каплан, Майкл Провост, Эндрю Гарман

Производство – США

Трагикомедия от режиссера фильмов «О Шмидте», «Потомки», «Небраска» и других Александра Пэйна.

Действие фильма происходит в 1970 году в академии Бартон, где обучаются мальчики из богатых и влиятельных семей. В канун Рождества, перед каникулами, все разъезжаются по домам. Но те дети, чьи родители по какой-то причине не могут забрать их домой, вынуждены остаться на праздники в академии. Одним из таких детей становится старшеклассник Ангус Талли (Доминик Сесса). Присматривать за учениками остается учитель истории Ханэм (Пол Джаматти) которого за тяжелый характер и железную принципиальность ненавидят не только ученики, но и учителя. Компанию ему составляет местная кухарка Мэри (Давайн Джой Рэндольф) у которой совсем недавно погиб во Вьетнаме сын, окончивший академию Бартон.

Мы не станем разбирать «Оставленных» на компоненты, выделять плюсы и минусы, акцентировать внимание на тех или иных составляющих, как делаем это с большинством других обозреваемых фильмов. Встаёт логический вопрос: почему? Ответ прост: фильм Александра Пэйна нас очаровал с первых секунд просмотра и не ослаблял этот эффект до самых титров.

Во вступительных титрах создатели вставили шуточный копирайт, будто бы лента снята в 1970 году. Но в каждой шутки есть доля шутки. Смотрится это кино как полноценный выходец из того времени. Зернистость изображения, постановка кадра и особенности работы оператора и монтажа не просто отсылают к семидесятым – всё это и есть семидесятые. Неопытный зритель может запросто принять эту ленту 2023 года за «старьё» из 1970-го. Но здесь и кроется существенная доля очарования этого кино, которое вызывает чувство приятной и тёплой ностальгии.

Картину можно расположить в той же плоскости, что и «Общество мёртвых поэтов», «Над пропастью во ржи» и ремейк «Запаха женщины». Она рассказывает историю, казалось бы, двух абсолютно разных людей – своенравного студента Талли и не менее своенравного преподавателя Ханэма по прозвищу «Лупоглазый». Их непростые отношения развиваются в стенах пустующего кампуса. Добавленная к ним повариха Мэри является наиболее драматичным персонажем фильма и одновременно катализатором развивающихся по ходу истории событий. Территория кампуса только поначалу сдерживает героев, которые волей-неволей отправляются на каникулах во внешний мир. Можно сказать, что «Оставленные» на деле оказываются куда большим роуд-муви, чем кажется на первый взгляд. Именно раскрытие двух главных героев является основной задачей этой работы, с которой Александр Пэйн мастерски справляется.

Лёгкий и ненавязчивый, изредка немного абсурдный юмор пронизывает картину насквозь. Он абсолютно неназойлив, отчего кажется настоящим, живым. Переплетённый с драмой каждого из трех центральных героев, да еще и приправленный новогодней атмосферой юмор задаёт тот приятный ностальгический тон всей картине. Здесь нет ни постиронии, ни метаюмора, ни хитроумных отсылок или пасхалок. «Оставленные» даже не старается идти в ногу со временем, но у этого кино получается нечто большее – стать машиной времени и перенести зрителя в совершенно другую эпоху, но всё с теми же проблемами и радостями, что и сейчас.

После просмотра одной из первых мыслей было: «Трудно же придётся Киллиану Мёрфи бороться с Полом Джаматти на предстоящем Оскаре». И правда, для Джаматти, актёра незаурядного, берущегося за достаточно сложные проекты и серьезно подходящего к делу, роль преподавателя Ханэма стала одной из лучших в карьере (на наш взгляд, самой лучшей). Джаматти редко исполнял центральные партии, в основном застревая на втором плане. Но здесь его персонаж – центр фильма. И то, как он вжился в эту роль, как показал эволюцию персонажа, какие чувства вызывал у зрителей при просмотре, заслуживают куда больше, чем просто золотую статуэтку. Пока не объявлены даже лонг-листы, поэтому про Оскар говорить рано. Но мы уже предвкушаем сражение Джаматти и не менее талантливого Мёрфи, так скрупулёзно исполнившего свою роль всей жизни в «Оппенгеймере».

Не хуже показали себя Доминик Сесса, исполнивший роль Талли. Для него это первая большая работа в кино. Настолько сложный дебют должен стать для парня трамплином в мир большого кино, потому что Сесса отлично справился со своей работой. Их дуэт с Джаматти не просто колоритен и гармоничен. Их вынужденный тандем поднимает сразу несколько тем. Отношения ученика и учителя лишь на поверхности, в глубине же можно разглядеть тягу сына, у которого не было хорошего отца, и отца, у которого никогда не было ребёнка. Этот мотив усиливает трагедия Мэри – матери, у которой перед Рождеством война отняла собственного сына. Всё это рождает на экране водоворот эмоций, который передаётся зрителям.

Александр Пэйн снял очень доброе, приятное смысловое кино. Не стоит судить о людях по обложке. Некоторые, если копнуть поглубже, могут раскрыться с самых неожиданных сторон. Это кино – отличный новогодний подарок всем киноманам и просто любителям добрых жизненных историй.

Эпикриз: Сказать, что фильм нам понравился – не сказать ничего. «Оставленные» одна из лучших трагикомедий этого года и точно лучший новогодне-рождественский фильм последних нескольких лет. Его абсолютно не за что ругать. В особенности сейчас, когда на носу Новый год, пора приятных встреч с будущим и время грустных расставаний с прошлым. В списке новинок кино последних лет, которые стоит посмотреть под ёлкой, это кино должно стоять на первом месте.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Оставленные» (2023), реж. – Александр Пэйн.

Оставь мир позади

(18+)

Реж. – Сэм Эсмейл

В ролях – Джулия Робертс, Махершала Али, Итан Хоук, Майхала Херролд, Фаррах Маккензи, Чарли Эванс, Кевин Бейкон, Алексис Рэй Форленца, Ванесса Аспильяга

Производство – США

Фантастический драматический триллер, снял который Сэм Эсмейл («Комета», сериал «Мистер Робот») по собственному сценарию. Производством картины занимался стриминговый сервис Netflix.

Аманда (Джулия Робертс) и Клэй (Итан Хоук) с двумя детьми отправляются в загородный дом в пригороде Нью-Йорка. Они хотят провести выходные подальше от людей и городской суеты. Прибыв в роскошный особняк, они не успевают расслабиться, как вокруг начинает происходить странное. К вечеру по всей стране происходят перебои с интернетом и связью. Ближе к ночи в дом прибывают два незнакомца: отец (Махершала Али) с дочерью (Майхала Херролд). Они представляются реальными владельцами виллы и просят остаться здесь на ночёвку из-за того, что в Нью-Йорке нет света и повсюду царит паника.

«Оставь мир позади» в первую очередь привлёк наше внимание незаурядным актерским составом: в главных ролях здесь Джулия Робертс, Итан Хоук, Махершала Али (который сменил ранее выбывшего из проекта Дэнзела Вашингтона). Режиссер фильма Сэм Эсмейл нам по большому счету незнаком. Для него это первый проект такого уровня. Зная, что Netflix может снимать как вполне себе годные триллеры, так и абсолютно проходные, невзрачные поделки, мы отнеслись к премьере настороженно и без каких-либо ожиданий. Возможно, поэтому лента нас не особо разочаровала.

Главное, что нам понравилось в этом кино, как ни странно, не актерский состав, а работа оператора. Вот уж кто здесь оторвался на полную катушку, так это Тод Кэмпбелл, ранее в основном снимавший сериалы («Мистер Робот», «Очень странные дела»). Кэмпбелл смог показать всем, что он мастер своего дела. Камера здесь влетает и вылетает через окна, сквозь этажи дома, парит в облаках, после чего стремительно бросается вниз, снимает крупные планы с наездами и отъездами, в статичных сценах грамотно выстраивает кадр, подчас с «кубриковской» манией к симметрии. Простор для творчества оператора дают этому достаточно посредственному фильму много очков. Всё это делает ленту визуально привлекательным, что еще более усиливают качественные интерьеры и живописные места съемок. Для рядового стримингового триллера картинка здесь заслуживает высоких похвал. Полагаем, вскоре Тода Кэмпбелла пригласят снимать какой-нибудь крупнобюджетный блокбастер.

Слабое место фильма – это сценарий. Такое регулярно случается с работами от Netflix, и фильм Сэма Эсмейла не стал исключением. Лента разбита на несколько глав, что немного облегчает наш обзор. Если первые три главы строго и четко следуют тропой триллера с претензией на герметичность (камерность обусловлена ограничением места, времени и количеством действующих лиц), то уже в четвертой главе фильм начинает резко проседать. Тот саспенс, нервное напряжение, ожидание чего-то плохого, что передавался зрителю первые три отрезка картины, уже в её середине начинает улетучиваться. Главная причина этого, как мы считаем, – недожатый сценарий и попытки развить драму, которая здесь совсем не нужна. Это также отразилось на хронометраже. Сюжет, который можно спокойно сжать до полутора часов, здесь растянут на два двадцать!

Видимо, режиссер с самого начала хотел снять что-то наподобие лёгкого мета-хоррора, завёрнутого в оболочку фантастического триллера. Это повлияло на то, что с четвертой главы лента не понимает, чем хочет быть – то ли драмой, то ли триллером. Гармонично скомпоновать эти два жанра у режиссера не вышло – зрителя то и дело переносят из одного в другое. Ну и сама сюжетная подоплёка, которую сценаристы старательно обходили стороной весь фильм, в финале оказывается не совсем убедительной. И уж точно не ужасающе страшной, как можно было подумать поначалу. Об этом подробно говорить не будем, иначе неминуемо наспойлерим.

Неплохо себя показали актёры. Им с лёгкостью удавалось выжимать из себя все чувства и эмоции, которые требовал режиссер. Но меньшего от Али, Робертс и Хоука мы и не ожидали. Также на пять минут в кадр забежал Кевин Бейкон.

Эпикриз: «Оставить мир позади» еще один одноразовый триллер от Netflix с любопытным актерским составом, талантливым оператором и посредственным режиссером. Для одного раза фильм может зайти, но пересматривать вам его точно не захочется.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.12.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх