Версия // Культура // «Мальчик и птица» и «Убийцы цветочной луны» – продолжаем обозревать новинки кино

«Мальчик и птица» и «Убийцы цветочной луны» – продолжаем обозревать новинки кино

6227

Возвращение дедушки Хаяо

«Мальчик и птица» и «Убийцы цветочной луны» – продолжаем обозревать новинки кино
В разделе

На этой неделе в российском прокате выходит анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». За компанию с ним поделимся впечатлениями от просмотра «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе.

Мальчик и птица

(16+)

Реж. – Хаяо Миядзаки

В ролях – Сома Сантоки, Аимён, Кэйко Такэсита, Ёсино Кимура, Каору Кобаяси, Ко Сибасаки, Такуя Кимура, Дзюн Кунимура, Масаки Суда

Производство – Япония

Фэнтезийное драматическое аниме от живого классика жанра Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Рыбка Поньо на утёсе», «Ветер крепчает» и др.). Оригинальное название ленты – «Как поживаете?».

Действие этой истории начинается во время Второй мировой войны. Мальчик Махито из-за пожара в больнице теряет маму. Через год он переезжает с отцом в пригород Токио, где в большом старинном поместье живёт младшая сестра его матери. Там с первого дня его начинает преследовать нагловатая цапля. Птица приковывает внимание мальчика и в какой-то момент обещает провести его в иной мир, где он может вновь увидеть маму.

Десять лет назад на кинофестивале в Венеции Хаяо Миядзаки громогласно заявил, что «Ветер крепчает» станет его последней полнометражной работой. Многомиллионная армия фанатов творчества режиссера встретила это заявление с горестью. Ведь для многих фильмы студии «Гибли» стали открытиями, проводниками в бескрайний мир аниме.

Дело Хаяо продолжил его сын Горо. Но, как это зачастую бывает, потомку было далеко до своего легендарного предка. Студия выпустила всего четыре полнометражных проекта за последние десять лет, среди которых была очень пришедшаяся нам по душе «Красная черепаха». Тем не менее, то ли от скуки, то ли чтобы вернуть своему детищу былую славу, восьмидесятилетний Хаяо решил вернуться в режиссерское кресло.

Мы будем использовать оригинальное название ленты «Как поживаете?», так как «Мальчик и птица» очень неверно передаёт смысл истории. А история здесь – главное. Все работы Миядзаки имеют много выдающихся черт, но главная – это крепкая, интересная, драматическая сюжетная основа, которая зачастую имеет двойное дно. «Как поживаете?» можно назвать образцовым фильмом своего создателя. В нём личная драма мальчика-подростка находит выход через волшебное путешествие в другой мир, наполненный причудливыми существами. Миядзаки всегда умел мастерски создавать миры, переплетать их с реальностью, вписывать в фэнтези исторические эпохи. Так произошло и на этот раз.

Во главе истории, как мы уже отметили, стоит трагедия, утрата, которую надо пережить. Именно это запускает весь дальнейший сюжет. Именно поэтому мультфильм сходу овладевает вниманием своего зрителя. Как бывалые ценители работ студии «Гибли» мы с самого начала почувствовали саспенс, который также зачастую создает Миядзаки в своих работах. Здесь он поначалу скрыт. Но напряжение капля за каплей нарастает по мере развития истории, чтобы в финале взорваться фонтаном эмоций в кульминации. Неопытному зрителю из-за этого начало картины может показаться скучным и монотонным. Но на деле всё оказывается куда тоньше.

Над Хаяо Миядзаки не властно время. Это читается не только из-за его подхода к работе в преклонном возрасте, но и в стилистике анимации. «Как поживаете?» своей рисовкой отсылает едва ли не к самым ранним работам студии из 80-х годов. Здесь вы не увидите ни гиперреалистичных фонов (привет Макото Синкаю), ни заигрываний с трёхмерной анимацией (где себя как раз пробовал Горо Миядзаки), ни каких-либо других нововведений и изменений канонов. Наоборот, лента выглядит максимально консервативно, передавая в себе характерную рисовку студии. Рука Миядзаки здесь читается буквально в каждом кадре, ведь рисовали проект вручную. Лента пестрит красками и причудливыми образами параллельно с упрощенным реализмом.

Специально хотим отметить музыкальное сопровождение. Саундтрек к аниме написал Дзё Хисаиси, который работает с Хаяо со времён «Навсикаи из долины ветров», «Небесного замка Лапута» и «Мой сосед Тоторо». Помимо этого, талантливый композитор работал с Такеши Китано, Ёсикадзу Ясухико, Ёдзиро Такита и другими японскими режиссерами. Музыка в «Как поживаете?» если не самая, то одна из лучших его работ для фильмов вообще. Её можно слушать и в отрыве от мультфильма, настолько она выразительна.

И под занавес скажем пару слов о том, как надо правильно делать отсылки на своё творчество. В этом мультфильме, на первый взгляд, нет никаких явных отсылок или пасхалок на предыдущие работы студии. Но если смотреть более внимательно, то в глаза попадут очень похожие образы из других аниме Миядзаки, будь то «Унесённые призраками» или «Небесный замок Лапута». Думаем, поиск хорошо припрятанных отсылок в этой ленте – это отдельное развлечение для преданных поклонников. Ведь не так сложно не тыкать пасхалками прямо в лицо зрителю, только чтобы вставить их в своё детище. Неправда ли, Disney?

Эпикриз: «Как поживаете?» можно назвать огромным подарком всем любителям творчества Хаяо Миядзаки и просто любителям японской классической анимации. Пока что для нас это главный претендент на Оскар в номинации «Лучший анимационный фильм года». И, разумеется, ждём новых работ мастера. Пусть берёт пример с Клинта Иствуда, который не покидал съёмочную площадку до 92 лет!

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Мальчик и птица» (2023), реж. – Хаяо Миядзаки.

Убийцы цветочной луны

(18+)

Реж. – Мартин Скорсезе

В ролях – Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джесси Племонс, Танту Кардинал, Джон Литгоу, Брендан Фрейзер, Кара Джейд Майерс, Дженей Коллинз

Производство – США

Историческая криминальная драма от еще одного культового режиссера – Мартина Скорсезе («Таксист», «Славные парни», «Казино», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Остров проклятых», «Молчание», «Ирландец» и другие). Фильм основан на реальных событиях.

В начале прошлого века на территории, где проживали индейцы племени осейджи (что, в Оклахоме), были обнаружены огромные запасы нефти. Бывалый вояка Первой мировой войны Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) приезжает туда к своему дяде Уильяму Хейлу (Роберт Де Ниро), достаточно богатому землевладельцу, который за своё влияние получил прозвище Король. Тот устраивает Эрнеста работать в такси, где ветеран-простофиля знакомится с Молли (Лили Гладстоун), местной девушкой из разбогатевшей индейской семьи. Король настаивает на том, чтобы его племянник соблазнил Молли, а впоследствии женился на ней. Так права на земельные паи попадут в его руки.

«Убийцы цветочной луны» вышли в мировой прокат еще в конце весны, разумеется, минуя Россию. Несмотря на то что режиссером картины был сам Мартин Скорсезе, а актерский состав пестрил громкими именами, фильм с треском провалился в прокате. Лента при бюджете в $200 млн. собрала всего $150 млн. (чтобы выйти в ноль, фильму надо собрать два своих бюджета, то есть детищу Скорсезе надо было заработать не менее $400 млн). Осенью фильм вышел на стримингах, и только сейчас до него добрались мы. Сейчас посмотрим, что послужило причиной кассового провала, отражают ли сборы, качество картины и может ли восьмидесятиоднолетний Скорсезе до сих пор снимать шедевры?

Криминальная драма «Ирландец» – предыдущая работа режиссера, вышла четыре года тому назад прямиком на Netflix. То есть фильм окупился еще на стадии съёмок. Провал фильма состоялся на церемонии вручения Оскара, когда из десяти номинаций кино не получило ни одной статуэтки. Печально, но Скорсезе привык к холодному приёму голливудских кинокритиков. Несмотря на невысокие оценки кинокритиков и сдержанные отзывы зрителей, он не стал брать паузу и взялся за очередную криминальную драму. Жанр, который сделал его культовым режиссером.

Содержание «Убийц цветочной луны» полностью соответствует названию. Здесь нас сходу знакомят с антигероем и главным злодеем, в то время как положительные персонажи остаются на втором и третьем планах. Зритель начинает сразу догадываться, откуда и куда дует ветер. Интрига состоит в том, кто и какое наказание понесёт за свои злодеяния. А их в картине показано немало. Убийства разной степени жестокости и изощрённости и в действительности выкашивали осейджей, что нашло своё отражение в этом кино. Скорсезе показывает эти события именно глазами «плохих парней», центральный из которых – персонаж ДиКаприо. Эрнеста нельзя назвать однозначно плохим. Здесь он кажется непутёвым пройдохой, которого жизнь заставила встать на скользкую дорожку. Главный комбинатор, разумеется, его хитрый, изворотливый и не обделенный интеллектом дядя.

Фильм не носит развлекательного характера, а это уже отсекает значительную часть современной аудитории. Это серьезная криминальная драма, основанная на реальных событиях. К тому же кино длится три с половиной часа, что на многих любителей попкорновых блокбастеров работает как красный флаг. Да, лента и правда длится немало, но благодаря неровному темпу смотреть её не наскучивает. То ли это просчёт монтажёра, то ли сделано намеренно, но фильм хаотично меняет свой темп. Нас преследует едва ли не клиповый монтаж, чередующий сцены одна за другой, и лента резко притормаживает для диалога или даже статичного кадра. Это смотрится непривычно, но своё дело делает. Зритель боится отвлечься, чтобы не потерять канву повествования, нить самой истории – важный сюжетный нюанс. В этом плане тот же «Ирландец» смотрелся куда более однородным и монотонным. Но для массового зрителя подобный рваный темп – скорее минус, чем плюс.

Почему фильм не привлёк в кинотеатры хотя бы поклонников ДиКаприо, тоже кажется нам странным. Актёр здесь примеряет на себя не самый характерный для себя образ простака-неудачника, бывшего ветерана, который вынужден искать работу у собственного дяди, так как сам добиться ничего в жизни не сумел. Эрнест глуповат, наивен, страдает от пристрастия к алкоголю и азартным играм. Не гнушается наш герой и криминалом. Но за всей этой завесой ДиКаприо сумел показать, что в глубине души его персонаж имеет доброе, любящее сердце, которое, правда, не искупляет всех его злодеяний. ДиКаприо исполнил очень сильную роль, не столь драматичную, сколько органичную и насыщенную. На эмоции актёр в кадре не скупился. Хотелось бы увидеть его в номинантах на Оскар следующего года.

Не хуже себя показал Роберт Де Ниро. Ветеран голливудских криминальных драм предстаёт здесь в образе антагониста всей истории. Король вышел таким, какими и являются продажные чиновники и управленцы: полукриминальным, наглым, напористым и ненасытным. Он готов прибрать к рукам всё, что плохо лежит, хотя сам уже одной ногой в могиле. Это кино примечательно тем, что две центральные роли в нём сыграли два альтер-эго самого Скорсезе: картины с Де Ниро и ДиКаприо составляют подавляющую часть фильмографии режиссера. И наконец-то они встретились в одном проекте. На вторых ролях отметились такие актёры, как Джесси Племонс, Джон Литгоу и Брендан Фрейзер. Но никто даже не старается перетянуть одеяло на себя. А наиболее выдающимся на втором плане стал персонаж Лили Гладстоун, которая сыграла Молли. Девушка является единственным полноценным драматическим персонажем, которому хочется сопереживать. По актерской игре Гладстоун не уступала даже экспрессивному ДиКаприо, что он сам отмечал в многочисленных интервью.

Снят фильм просто отлично. Оператор – Родриго Прието, ранее уже работавший со Скорсезе над «Волком с Уолл-стрит», «Молчанием» и «Ирландцем». Выглядит картинка дорого, качественно и аутентично. Образы эпохи воссозданы до мелочей, за что также спасибо декораторам и костюмерам.

Эпикриз: говоря простым языком, то провалился фильм только под весом собственной тяжести. Он слишком долгий, охватывает большой временной отрезок и массу персонажей, требует пристального внимания и не пытается развлечь зрителя. Для киноманов и кинокритиков это отличная «еда». Широкий зритель закономерно прошёл мимо. Надеемся, кассовый провал не подкосит режиссера, и Скорсезе еще порадует поклонников новыми криминальными драмами.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.12.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх