Версия // Культура // «Наша Версия» проводит юбилейные звуковые изыскания на примере The Zombies

«Наша Версия» проводит юбилейные звуковые изыскания на примере The Zombies

5212

Оракулы и Одиссеи

«Наша Версия» проводит юбилейные звуковые изыскания на примере The Zombies (фото: Wikimedia Commons/Raph_PH)
В разделе

Не все, считающиеся ныне классическими, рок и поп-альбомы получили своё признание сразу после выхода в свет и появления на магазинных прилавках. Рано или поздно они находили путь к слушателям, но он был у них всегда разный, неповторимый и индивидуальный. Поговорим о ряде подобных феноменов, сопровождающих и составляющих немалую прелесть нынешней звукозаписывающей индустрии.

В закромах коллекционеров музыки и меломанов найдётся немало интересного и загадочного. Вспомним, к примеру, про пластинку стильно названной команды The Zombies («Зомби») под названием «Odessey And Oracle» («Одиссей и Оракул»), где уже в само название закралась опечатка (Odessey вместо правильного Odyssey – «Одиссей» – или как его ещё именуют «Улисс» – персонаже греческой мифологии), вышедшей в 1968 году и празднующей свой 55-летний юбилей! Этот альбом может представлять отличный пример такой малоизвестной и доступной современным широким массам слушателей рок и поп-классики.

К сожалению, формации The Zombies мало воздавалось должное. Тем паче, что пластинка «Odessey And Oracle», несомненно, является одним из больших «потерянных» и чудесным образом ускользнувших от внимания многих альбомов 1960-х годов. Восстановим справедливость, обратив ваше внимание на этот музыкальный артефакт и присущие ему особенности, которые могут быть интересны не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Заход британцев The Zombies в большой шоу-бизнес начался весьма бодро на волне музыкального «британского вторжения» начала-середины 1960-х годов, о котором мы не раз писали. Число тогдашних групп исчислялось тысячами. Музыки записали столько, что архивы разгребают до сих пор. Контракт у героев нашего исследования сложился с лейблом под названием «Decca», «прославившегося» тем, что их продвинутый менеджмент как-то умудрился, не разглядеть в своё время феномен The Beatles, с ходу отвергнув сотрудничество с великолепной ливерпульской четвёркой Fab Four.

Понятно, что после такого промаха, руководство лейбла было весьма озабочено поиском новых талантов. The Zombies повезло. Контракт сложился (поначалу на запись одного сингла) и вроде всё пошло на лад, так как в 1965 году был выпущен крепкий дебютный альбом «Begin Here» (куда в основном вошли синглы, каверы и несколько новых песен). Здесь артисты сумели показать свои сильные стороны, которых было немало. Достаточно вспомнить такой воодушевляющий трек, как «She’s Not There», ставший хитом. Но что-то пошло не так. То ли «злой» рок продолжал преследовать продвигаемых «Decca» музыкантов, то ли просто не повезло, но зомби пропадают из поля зрения публики почти на три года.

По теме

Причём такая неприятность случается с ними именно в важный промежуток между 1965 и 1968 годами, когда постоянно проходили разнообразные концерты и фестивали, собиравшие тысячи людей, на музыкальном горизонте одна за одной возникали гениальные и неповторимые звёзды, вроде The Doors, Джими Хендрикса, Дженис Джоплин, The Monkees, The Mamas and The Papas, The Byrds и многие другие, а также много чего ещё любопытного.

То есть, по моей версии, спрос на стильную музыку, записанную на дебютнике The Zombies, мог бы становиться всё более большим. Ибо, сама общественная атмосфера весьма располагала к нестандартному музыкальному, поэтическому и философскому осмыслению действительности. Наши герои, будучи натурами творческими, не могли не чувствовать такие вибрации. Поэтому они всё-таки попытались запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда золотой эпохи рока и попа, до конца которой оставалась ещё пара-тройка лет.

В 1967 году The Zombies меняют лейбл на «CBS» и выпускают в 1968 году, исследуемый нами «Odessey And Oracle». Причём делают это за свой счёт. Альбом, в итоге, доходит до слушателей ближе к началу 1969 года, но тогда происходит столько событий, что он остаётся почти незамеченным. Поэтому попытка осталась незасчитанной, так как группа к тому времени распалась. Положа руку на сердце, стоит отметить прекрасное применение меллотрона и струнных, которые были оригинально синтезированы клавишами органа и пианино Рода Арджента, так как музыканты не могли позволить себе пригласить оркестр для записи. Гитарные партии Пола Аткинсона, бас Криса Уайта и барабаны Хью Гранди также весьма оригинальны.

Тексты принадлежат Роду Ардженту и Крису Уайту. Музыка альбома была виртуозно стилизована под джазовые импровизации. Песни, вроде заглавной «Care of Cell 44», утончённых «A Rose for Emily», «Maybe After He's Gone», «Beechwood Park», «Brief Candles», продолжающих их идеи «Hung Up on a Dream», «Changes» (где спели Пол Аткинсон и Хью Гранди), «I Want Her, She Wants Me» (где подпел Род Арджент), «This Will Be Our Year», «Butcher's Tale (Western Front 1914)» (где подпел Крис Уайт), «Friends of Mine» и венчающей всё великолепие «Time of the Season», получились ненапряженными. В них были заметны элементы фолка, джаз-рока, психоделии, софт-рока, барокко-попа и даже блюза, что сполна подчёркивалось донельзя расслабленным и по-особому приглушённым вокалом Колина Бланстоуна.

Обложку создал Терри Квирк, применив в её дизайне знаменитые «дутые» буквы, яркие цвета и нестандартные шрифты, характерные для оформления психоделических и джаз-роковых альбомов того времени. Он допустил опечатку (о которой мы рассказали выше) в названии альбома, которую музыканты сразу не заметили, а заметив, решили не исправлять. Идея, по словам Арджента, «заключалась в путешествии и открытии». Джулс Де Вер сделал оформление и вёрстку. Основным звукоинженером стал Питер Винс, которому на одной из песен помог Джефф Эмерик.

В 2004 году журнал Rolling Stone поместил «Odessey And Oracle» на 80 место в списке «500 величайших альбомов всех времён». Журнал Mojo поставил его на 97 место среди величайших альбомов мира, а New Musical Express (NME) – на 32 место в списке ста лучших британских альбомов. «Odessey And Oracle» занимает 50-70 места среди величайших альбомов в постоянно меняющемся рейтинге базы Rate Your Music.

Впоследствии музыканты несколько раз объединялись для живых выступлений в начале в конце «нулевых», собирая аншлаги. В 2001 году произошло знаковое воссоединение Арджента и Бланстоуна под названием «Colin Blunstone and Rod Argent of The Zombies». Но настоящий триумф снискало сценическое исполнение «Odessey And Oracle», состоявшееся весной 2008 года, по достижении 40-летнего юбилея с даты его выхода. Тогда бывшие зомби (кроме почившего в 2004 году Пола Аткинсона) решили отжечь и сыграть большое шоу. Концерт 2008 года стал первым выступлением Арджента, Бланстоуна, Уайта и Гранди перед британской публикой с декабря 1967 года.

Проект «The 40th Anniversary «Odessey and Oracle» Concerts» с участием оригинальных членов коллектива оказался вновь востребованным в конце апреля 2009 года. The Zombies вновь собрались «старым» составом и дали концерты в нескольких английских городах (в том числе в Лондоне) что стало окончательным прощанием музыкантов со зрителями.

Композиции The Zombies времён их последних совместных выступлений были записаны и сохранены в хорошем качестве. Они ныне доступны для поклонников на двух CD и DVD. «The Zombies: Odessey & Oracle Revisited. The 40th Anniversary Concert» и «Live at the Shepherd’s Bush Empire, London 2008». И, конечно, все слушатели могут (при желании) найти, послушать и посмотреть желаемые видео The Zombies на YouTube и на различных стриминговых платформах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.11.2023 13:10
Комментарии 0
Наверх