Версия // Общество // «Принцесса Анабелла» до переоборудования была судном Красного креста

«Принцесса Анабелла» до переоборудования была судном Красного креста

7335

Теплоходы на реках России. «Шайтан-баржа» и лайнер для инвалидов

«Принцесса Анабелла» первоначально был судном Красного креста
В разделе

На реках России много пассажирских и других судов, построенных за границей. После окончания Второй мировой войны в Советском Союзе построили только три речных пассажирских лайнера – дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» проекта 20 – эти два судна были флагманами советского речного флота – и теплоход «Россия» проекта 1877 для высшего руководства страны.

Остальные пассажирские суда были построены в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Австрии. После развала СССР все речные пароходства стали частными компаниями, и централизованные поставки из заграницы прекратились. В современной России несколько раз покупали речные круизные суда в Европе. В этой статье мы расскажем об этих необычных лайнерах.

«Казань»

«Казань» был самым обсуждаемым в стране пассажирским теплоходом. На его борту побывал Президент России Владимир Путин. Речные путешественники в силу различных причин встретили теплоход негативно, и, в конечном итоге, его продали в Казахстан, где оно используется как плавобщежитие для нефтяников. Сегодня же раздаются голоса, что «Казань» идеально подходила бы для ряда маршрутов.

Этот теплоход был построен в Италии на верфи SMEB – «Cantieri Naval S.p/ A» в городе Мессина в 1999 году. Теплоход был назван «Cezanne GI. A». На верфи построили только одно судно этого проекта. Водоизмещение лайнера было 3 186 тонн, длина 126,5 метра, ширина – 11,2 метра. Теплоход мог брать на борт 150 пассажиров. Удивительным была архитектура лайнера – на нём совсем не было надстроек – только корпус. Вся верхняя палуба представляла собой большую зону отдыха для пассажиров. Но зато внутренняя отделка кают и общественных помещений поражала своей роскошью. Первоначально теплоход предназначался для круизов вдоль побережья Средиземного моря между испанскими и итальянскими портами с заходом в реки – он обладал классом «река-море». Но что-то не сложилось. «Cezanne GI. A» проработал круизным лайнером только год, а потом, до 2002 года, находился в отстое.

Далее история теплохода пошла по, увы, знакомому для нас пути. Если верить блогерам, специализирующимся на речной тематике, директору некого казанского ООО «Файда» Загиру Исрафилову по договору было выделено более 400 миллионов рублей из бюджета на строительство офисного центра на улице Гривка и еще нескольких объектов, приуроченных к празднованию 1000-летия Казани. Но вместо строительства офисного центра в Казани был куплен в Италии роскошный круизный лайнер. Теплоход перегнали в Россию, где он получил новое имя – «Казань». На российские реки «Казань» вышла в 2003 году. Его появление вызвало резкую негативную реакцию у людей, любящих речные круизы. Это было вызвано необычной архитектурой лайнера. Надо сказать, что все типы речных круизных лайнеров имеют в нашей стране свои прозвища. Есть «чемоданы», «верблюды», «пузыри», «крокодилы». К «Казани» сразу прилипло – «шайтан-баржа». Но на эксплуатацию лайнера это никак не повлияло, так как первоначально на нем проходили только различные региональные конференции и форумы. На «Казани» прошло заседание Президиума Госсовета РФ под председательством президента Владимира Путина. На лайнере делегация во главе с тогдашним мэром Казани Камилем Исхаковым совершила путешествие из Санкт-Петербурга в Иран!

По теме

Но одними VIP-мероприятиями не проживешь, и в 2006 году лайнер вышел на круизный рынок России. Работала «Казань» на линиях Санкт-Петербург – Валаам и Санкт-Петербург – Москва. Самым «золотым» маршрутом был круиз Москва – Вена. Оператором этих круизов была компания «Austrian River Cruises». Цены за круиз были запредельными. В те годы стоимость дня круиза у большинства компаний составляла 2 000 – 3 000 рублей за сутки. Каюта-люкс «Казани» стоила 35 000 рублей, а обычная каюта – 10 000 рублей за сутки круиза! На речных форумах путешественники публикуют рассказы и фотоотчёты о своих круизах. Есть несколько рассказов и о путешествии на «Казани». Обстановка на лайнере, действительно, была роскошной.

Благостная картина закончилась в 2007 году. Владелец «Казани» не имел никакого отношения к эксплуатации пассажирских судов, и, как следствие, у него появились серьезные долги. Он был вынужден заложить «Казань» в дочернем «Альфа-Банку» Амстердамском Торговом банке в качестве обеспечения по кредиту, взятому на покрытие долгов. Кроме этого, Следственное управление МВД по Республике Татарстан возбудило против Исрафилова уголовное дело. 400 миллионов рублей, на которые, судя по всему, куплен теплоход, были федеральными деньгами, выделенными на празднование 1000-летия Казани. Следователь потребовал от капитана лайнера привести его из Санкт-Петербурга в Калининград.

Есть две версии столь странного требования следствия. По одной версии, теплоход отправили в Калининград, чтобы его продать, и возместить потери федерального бюджета. По другой версии, лайнер вывели из Санкт-Петербурга, чтобы он не был поврежден льдами – в ту зиму в городе была очень сложная ледовая обстановка. «Казань» была лайнером типа «река-море» практически без ограничений, и зимний переход по Балтийскому морю для него не представлял сложностей. Лайнер вышел из Петербурга, но почему-то дошёл только до Таллина. Есть опять две версии. По одной «Казань» задержали эстонские власти, по другой – лайнеру потребовался срочный ремонт. Счет за нахождения в порту рос, как водится, с каждым днем, и кто будет его оплачивать, было непонятно. На «Казань» претендовали несколько компаний. Подследственный Исрафилов был готов помочь вернуть лайнер в Казань в обмен на подписку о невыезде. Кроме него, на «Казань» претендовала компания, которая взяла лайнер в бербоут-чартер, и эксплуатировала его на реках России. Третьим претендентом был Амстердамский Торговый банк, у которого теплоход был в залоге.

Кончилось всё тем, что весной 2008 года лайнер покинул Таллин и направился в Ригу, где на судоремонтном заводе встал в ремонт. У теплохода поменялся собственник, который переименовал судно в «London Night». Еще через год, в 2009 году теплоход уже под новым названием следует в Нидерланды на верфь «Holland Shipyards» для кардинального переоборудования.

Как выяснилось, лайнер был куплен Казахстаном как плавобщежитие для буровиков на Каспии. Для рядового и инженерного состава в Казахстане брали в аренду российские круизные лайнеры, или покупали в России плавказармы финской постройки, которые выводились из состава военно-морского флота. Для топ-менеджеров компании требовалось более комфортабельное судно. Бывшая «Казань» подошла как нельзя кстати. Пассажировместимость увеличили до 320 человек. Судно оснастили двумя кранами, рефрижераторными контейнерами и раздевалками. Внутренне убранство лайнера демонтировали, но все равно, уровень комфорта на судне был значительно выше, чем на остальных обеспечивающих работу на месторождении судах. Казахстанские нефтяники были очень довольны. Лайнер получил новое название – «Kurmangasy» «Курмангазы». После переоборудования, теплоход пришёл в Санкт-Петербург, откуда по внутренним водным путям России перешёл в Каспийское море для работы на месторождении Кашаган.

После ухода лайнера из России о нем стали забывать. В последние годы стал возрождаться российский речной круизный флот, появились новые маршруты. Одним из перспективных направлений стали круизы по рекам с выходом в прибрежные моря – Азовское, Каспийское, Белое. Но во всем российском речном флоте есть только шесть лайнеров класса «река-море», которым разрешены такие круизы, как например, Ростов-на-Дону – Новороссийск, или Москва – Соловецкие острова. Из этих шести только два современных теплохода, ещё один достраивается. Четыре теплохода имеют возраст около 50-ти лет. Всё чаще специалисты по речным круизам вспоминают «шайтан-баржу», и приходят к выводу о том, что не надо было теплоход уводить за границу, и о целесообразности его эксплуатации под российским флагом.

«Принцесса Анабелла»

По теме

Этот теплоход был построен в Голландии в 1973 году по проекту 463 и был назван «J. Henry Dunant». Здесь необходимо сделать небольшое отступление.

Во всем мире есть семь регионов, где успешно работают речные круизные лайнеры. В каждом регионе эксплуатируются лайнеры, построенные с учетом специфики водных путей, по которым проходят круизы. В Советском Союзе и России маршруты круизов проходят по рекам, большим волжским водохранилищам, и по Ладоге – самому большому озеру в Европе – и Онеге. Те теплоходы, которым разрешена эксплуатация во всех водоемах, имеют высокие борта, трех, или четырех палубную надстройку и водоизмещение около 3 500 тонн. Модернизированные под современные требования, они берут на борт 300 пассажиров. Все мосты в России имеют высоту, достаточную для прохождения речных пассажирских судов. Исключение только одно – мосты в Санкт-Петербурге. Но они, во-первых, разводятся, а, во-вторых, в Петербурге причалы речных пассажирских судов находятся на окраине, а под Вантовым мостом на КАД теплоходы проходят без ограничений. В Европе ситуация иная. Европейские реки, как правило, уже российских, а самое главное, через них перекинуто много низких неразводных мостов. Из-за этих требований европейские круизные лайнеры значительно меньше российских по водоизмещению, и, самое главное, по высоте. Как выглядят такие лайнеры можно посмотреть в Интернете – круизы по рекам в Европе продают и в России. Немного отвлекаясь от темы, скажем, что в деле минимизации европейцы существенно продвинулись вперед. Дело в том, что во Франции есть много искусственных каналов, которые были прорыты в XVIII – XIX веках. По ним ходили маленькие баржи, которые тянули лошади, или бурлаки. Сегодня появились туристические баржи, которые с 10-12 туристами совершают круизы по французской глубинке.

«J. Henry Dunant» был настоящим гигантом среди европейских теплоходов. Дело в том, что его построили по заказу голландского Красного креста для круизов с инвалидами, в том числе с инвалидами-колясочниками. На нем даже смонтировали лифт, чтобы инвалиды могли перемещаться по судну. Соответственным было и название. Анри Дюнан был инициатором создания Международного Красного Креста. Но что-то с такими необычными круизами не задалось, и теплоход поставили к причалу, переоборудовав его в общежитие рабочих-корабелов на верфи города Лобит-Толкамер. Судно переименовали, и оно стало называться просто «Henry». Водоизмещение теплохода 1 063 тонны, длина – 80 метров. В отличие от европейских речных пассажирских теплоходов, он имеет класс О – то есть может работать в крупных озерах.

Какие соображения были у российских коммерсантов, когда они покупали такой специфический теплоход, доподлинно не известно. После покупки в 2005 году лайнер переименовали в «Принцессу Анабеллу». Теплоход перегнали сначала в Санкт-Петербург, а потом в Гороховец, где поставили его на переоборудование. Поменяли двигатели, надстроили еще одну палубу. После этого проект теплохода стал обозначаться 463-П. На удивление, лайнер прижился на нашем круизном рынке. В 2009 году «Принцесса Анабелла» вышла в свой первый рейс по российским рекам. Портом приписки теплохода сначала была Москва, потом Ростов-на-Дону. Теплоход работал на маршрутах до Соловков, а потом на линии Москва – Санкт-Петербург. Несколько лет теплоход был недоступен для российских туристов – он обслуживал только иностранцев. В 2020 году теплоход прошел реновацию, после которой его пассажировместимость стала составлять 92 туриста.

В 2021 году теплоход из-за ковида в навигации не участвовал, в этом году из-за санкций отечественный бизнес лишился интуриста. Но владельцы лайнера нашли выход, и, судя по всему, нишу для этого необычного судна. «Принцесса Анабелла» стала совершать шестидневные круизы из Санкт-Петербурга в Великий Новгород по реке Волхов. Дело в том, что из-за ограничений по высоте мостов через Волхов по этой реке не могут ходить большинство российских теплоходов, так что будущее «Принцессы Анабеллы» на российских реках вполне устойчивое.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.06.2022 11:00
Комментарии 0
Наверх