Председатель высшего совета «Единой России» (ЕР) Борис Грызлов предложил назначить четырёх известных партийных функционеров председателями советов директоров крупнейших энергетических компаний страны. В ЕР эту инициативу объясняют необходимостью указания президента РФ Дмитрия Медведева о выходе членов правительства из советов директоров крупнейших госкомпаний. Однако ряд независимых экспертов считает, что это – профанация реформы, которая, по сути, приведёт к возрождению всевластных парткомов на госпредприятиях.
По мнению многих известных экономистов, в России сложился классический «государственный капитализм», при котором власть активно участвует в управлении крупным бизнесом. До недавнего времени никто не ставил под сомнение эту привычную для нашей страны модель. Однако 30 марта глава государства, выступая в Магнитогорске на заседании комиссии по модернизации и техническому развитию экономики России, заявил, что все представители администрации президента РФ и правительства, отвечающие за регулирование той или иной отрасли экономики, должны покинуть советы директоров компаний, работающих в этих отраслях. Как подчеркнул президент, государство не должно претендовать на тотальное регулирование.
Как пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов, речь идёт о компаниях с участием государства, коих в России более 1 тысячи. Тот же Шувалов отметил, что кандидатуры на вакантные посты станут подбираться в зависимости от профессиональных качеств претендентов. Первой ласточкой стала состоявшаяся в апреле с.г. замена замминистра энергетики Андрея Шишкина на старшего вице-президента ВТБ Сергея Шишина в списке кандидатов от государства в совет директоров ОАО «РусГидро». Вслед за этим должен прийти черёд и других компаний. Однако ЕР, неожиданно появившаяся на арене борьбы за хлебные места, решила внести партийный вектор в эту ротацию.
Грызлов направил председателю правительства Владимиру Путину письмо с предложением назначить председателями советов директоров ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)», ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ОАО «Русгидро» четырёх «единороссов». Это первый замруководителя фракции ЕР в Госдуме Владимир Пехтин, экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос, председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков и первый зампред думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнёв. Они призваны заменить в этих энергетических госкомпаниях вице-премьера правительства Игоря Сечина и министра энергетики РФ Сергея Шматко.
Если следовать логике Шувалова и рассматривать профессиональный уровень соискателей, то единственным, кто подходит под этот критерий, оказывается Пехтин, который почти 20 лет отработал в ОАО «Колымаэнерго», дойдя до должности гендиректора. В 1997–1998 годах он даже входил в совет директоров РАО «ЕЭС России» и имеет звание почётного энергетика.
Прочие потенциальные главы советов директоров имеют ещё меньший опыт в этой сфере. Так, Туголуков – бывший президент инвестиционной компании «Ринако» и экс- вице-президент Управляющей компании группы МДМ – связан с энергетикой лишь косвенно. Возглавляя совет директоров ОАО «Энергомашиностроительный альянс», он занимался изготовлением оборудования для электростанций и нефтегазовых компаний. Нюансы его эксплуатации Туголукову придётся постигать в случае реализации проекта ЕР сразу на посту главы одной из крупнейших энергокомпаний страны.
Минфином вынесено предложение по распространению режима «автоматизированной УСН» на все регионы страны со следующего года. На сегодняшний день такой экспериментальный режим применяется только в четырех пилотных регионах, в ФНС его результаты признают успешными.
Столь же косвенное отношение к энергетике имеет Боос. Выпускник Московского энергетического института по специальности «инженер-электрик световых приборов», он в начале 90-х руководил АО «Светосервис», внедрив подсветку московских высоток. Однако затем Бооса захлестнула политическая суета. Среди его функций была и должность зампреда Госдумы, и пост руководителя избирательного штаба в примаковско-лужковском движении «Отечество – вся Россия», и работа во главе Госналогслужбы, на которой он отличился призывом к отечественным кинематографистам снимать фильмы о работе налоговых органов. А с 2005 по 2010 год Боос являлся губернатором Калининградской области, где выдвинул, например, идею переселить сюда несколько миллионов граждан из стран СНГ и Балтии. Впрочем, губернаторство Бооса завершилось бесславно. За время его пятилетнего губернаторства было закрыто более 70 школ, несколько больниц и роддомов, ряд членов правительства области были привлечены к уголовной ответственности. В итоге в январе 2010 года в Калининграде прошёл многотысячный митинг с требованием отставки губернатора, каковое и было удовлетворено главой государства.
Наконец, ещё меньшее отношение к энергетике имеет четвёртая креатура ЕР – Головнёв. Бывший глава Ассоциации предприятий текстильной и лёгкой промышленности «Восток-Сервис», награждённый званием «Почётный работник текстильной и лёгкой промышленности», специализировался на производстве и дистрибуции средств охраны труда и индивидуальной защиты. Однако это не помешало Грызлову предложить Головнёву возглавить, по слухам, либо МРСК, либо ФСК…
Председатель Совета московского регионального отделения «Справедливой России» Александр Агеев считает: «ЕР должна отдавать себе отчёт в том, что недопустимо настолько извращать инициативы президента. Её предложение продиктовано узкокорпоративными интересами: захватить власть на всех фронтах, трудоустроить своих и ещё раз показать магию своего партийного билета, с которым сейчас только в рай не попадёшь, а остальное вполне доступно. Инициатива президента заработает в том случае, если места чиновников в госкомпаниях займут независимые профессионалы. Только так можно обеспечить подлинную эффективность работы госкомпаний и настоящий контроль над их деятельностью. Отношение инвесторов при новом раскладе станет ещё более настороженным. Сложно говорить об эффективности работы директора, назначенного по партийной разнарядке, будь он даже суперпрофессионалом в этой отрасли». К тому же, как видите, креатуры ЕР таковыми назвать весьма затруднительно.
А ведь все четыре энергокомпании, которые по замыслу ЕР нуждаются в её партийном контроле, поражают величиной своих активов. Так, ФСК – сетевая монополия страны с капитализацией 452,7 млрд рублей, почти 80% акций которой принадлежат Росимуществу. Почти не уступает ей по капитализации «Русгидро» – 437,2 млрд рублей.
«Интер РАО» – огромный энергохолдинг с капитализацией свыше 230 млрд рублей – совсем недавно, 24 мая, подвёл итоги масштабной допэмиссии, благодаря которой получил доли в 38 компаниях и увеличил свой капитал почти в 2,4 раза. Теперь это вторая по величине энергокомпания страны с мощностью 28,7 гВт, уступающая по этому показателю лишь «Газпром энергохолдингу». Компания не планирует останавливаться на достигнутом и ведёт переговоры о покупке «Нортгаза», предлагая его владельцу Фархаду Ахмедову почти 1,7 млрд долларов. Кроме того, по словам председателя правления «Интер РАО» Бориса Ковальчука, «Интер РАО» присматривается к «Башкирэнерго», ТГК-6 и ТГК-7. Среди её акционеров – ФСК, Росимущество, Росатом, «Русгидро», Внешэкономбанк – 5%.
Не менее впечатляющи масштабы «Холдинга МРСК» – правопреемника «РАО ЕЭС России». Он держит контрольные пакеты акций всех восьми МРСК, появившихся в результате раздела РАО «ЕЭС России» – «МРСК Волги», «МРСК Северного Кавказа», «МРСК Северо-Запада», «МРСК Сибири», «МРСК Юга», «МРСК Урала», «МРСК Центра и Приволжья», а также «Московской объединённой электросетевой компании», «Ленэнерго» и «Тюменьэнерго». Кроме того, в активах «Холдинга МРСК» – значительные пакеты акций в десятках распределительных сетевых, региональных сбытовых, научно-исследовательских, проектно-изыскательских, строительных, снабженческих и обслуживающих компаниях. Трудовой коллектив холдинга насчитывает более 190 тыс. квалифицированных специалистов.
Директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев отмечает: « Только в советский период такое двойное управление – по хозяйственной и по партийной линии – было хоть как-то оправдано. Вся система экономики имела такое двойное подчинение. Партком на заводе был продолжением руководящей и направляющей роли КПСС и совместных постановлений политбюро ЦК и Совета министров. Сегодняшняя идея насчёт партийцев на предприятиях – это шажок в том самом направлении. В мире ничего подобного не происходит. В бизнесе и государственных компаниях, конечно, могут присутствовать члены тех или иных партий. Но не партии должны их туда делегировать. В органах управления должны быть люди профессиональные и независимые».
Что ж, всё возвращается на круги своя. Вновь для руководителя главным и непреложным условием становится наличие партбилета. Интересно, партбюро и партячейки в трудовых коллективах скоро появятся? Как верно сказал Виктор Черномырдин, «у нас какую партию ни организуй – всё равно КПСС получится»…
- *
- Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента