// // Российское кино отдают на откуп европейскому фонду поддержки

Российское кино отдают на откуп европейскому фонду поддержки

797

Камерная революция

Франция давно и очень открыто поддерживает отечественный кинематограф
Франция давно и очень открыто поддерживает отечественный кинематограф
В разделе

С тех пор как господдержка кинематографа в России досталась только восьми кинокомпаниям, остальным пришлось искать другие пути финансирования. Возможно, заполучить деньги на свои картины некоторым поможет вступление России в марте в европейский кинофонд Eurimages. Он создан Советом Европы для поддержки совместного кинопроизводства и проката европейского кино в европейском пространстве (читай – борьбы с засильем американских фильмов). Зачем нужен российскому кинематографу европейский фонд и где в Европе вообще берут деньги на кино, выяснила корреспондент «Нашей Версии».

Еurimages – один из самых важных в Европе фондов. В него входят 35 стран – как крупные кинематографические державы (Франция, Германия, Италия), так и малозаметные на кинонебосклоне государства вроде Македонии. Россия пыталась попасть в Eurimages очень давно, с 2002 года, однако только сейчас было принято окончательное решение. Теперь, во-первых, у продюсеров из России появится гораздо больше шансов на поддержку совместных с другими европейскими странами проектов. Ну и, во-вторых, наша страна получит дополнительные возможности для проката отечественных фильмов в Европе. Соответственно больше европейских лент появится на наших экранах.

В своё время европейцы, испугавшись засилья голливудских кинолент, попытались придумать способ спастись. Конкурировать с американским кино достаточно трудно, так как в него вкладываются огромные деньги, но и прибыль от него весьма велика. У европейских стран по отдельности не было ни таких финансовых возможностей, ни таких крупных кинокомпаний, поэтому было решено действовать вместе и снимать фильмы в складчину. В тот же фонд Eurimages участники каждый год платят членский взнос, размер которого исчисляется в сотнях тысяч евро. А в целом ежегодный бюджет фонда составляет 22 млн евро. Eurimages выдаёт беспроцентный заём до 700 тыс. евро на фильм, возврат начинается с первого же евро прибыли каждого из продюсеров, участвующих в проекте. В целом с 1988 года фонд поддержал 1248 проектов общей стоимостью около 497 млн евро.

В Европе к тому же не стесняются открыто помогать своим кинопроизводителям на государственном уровне. Ещё в сентябре 2001 года Еврокомиссия приняла директиву, которая позволяет отдельным странам ЕС оказывать помощь кино и телевидению для повышения конкурентоспособности европейской киноиндустрии в связи с наплывом фильмов американского производства. Согласно правилам ЕС государство может наполовину финансировать производство фильма. С тех пор срок этой директивы несколько раз продлевался.

В Европе традиционно пользовались и государственными гарантиями по кредитам, предоставляемым национальными фондами кино. В середине 1980-х годов во Франции, Италии, Германии для этого были созданы специальные госструктуры. Во Франции, к примеру, эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры. Помимо этого во Франции существует организация UniFrance, которая объединяет около 500 продюсеров, дистрибьюторов, режиссёров и актёров. Деятельность организации финансируется Национальным центром кинематографии и МИД Франции. «Нас субсидирует Национальный центр кинематографии Франции, а также Министерство иностранных дел, так как мы реализуем много программ за рубежом, – рассказал вице-президент UniFrance Жоэль Шапрон. – Что бы ни происходило в нашей политике, кто бы ни занимал высокие посты – левые или правые, – отношение к финансированию кинематографа остаётся неизменным. Дотации кинематографистам идут по особой статье и никак не ущемляют интересы налогоплательщиков, не затрагивают финансирование больниц и школ. Во Франции есть специальный счёт, который пополняют сами кинозрители и телезрители. Например, с каждого проданного билета 11% суммы отправляется на этот счёт. Бюджет спецсчёта пополняется и отчислениями от продажи DVD. Каждый телеканал вносит свой процент от коммерческого оборота. Так что, можно сказать, UniFrance живёт за счёт французских кинозрителей. В итоге в год мы собираем около 500 млн евро, которые вкладываем в кино».

По теме

В Германии система государственной поддержки кинематографа носит ярко выраженный региональный характер и нацелена на стимулирование всей национальной экономики. К тому же многочисленные фонды заботятся и об артхаусном кино. Получить деньги налогоплательщиков Германии могут не только немецкие кинематографисты, но и любые продюсеры или режиссёры, решившие снимать фильм в этой стране. «Для нас важно, чтобы деньги были потрачены в Германии, – рассказала руководитель Немецкого фонда содействия развитию кино (Deutscher Filmförderfonds) Кристина Берг. – Нам всё равно, где именно это произойдёт, но как минимум 25% производственной сметы фильма должно быть израсходовано на немецкой территории. И тогда на каждый евро, который будет здесь вложен, у нас можно автоматически получить дотацию в 20 центов, иными словами – покрыть 20% намеченных инвестиций в Германии». Получать деньги от властей Германии не чураются даже голливудские режиссёры. А поскольку картина снималась на базе знаменитой ещё со времён немого кино студии «Бабельсберг» в Потсдаме, Квентин Тарантино наряду с национальным источником финансирования использовал в Германии ещё и региональный фонд поддержки кино.

Европейские режиссёры часто находят деньги для своих фильмов именно в различных госучреждениях. Так, в 1982 году, когда Питер Гринуэй работал над фильмом «Контракт рисовальщика», его финансировал один из самых крупных финансистов независимого кинопроизводства Британии – Британский киноинститут, получающий деньги от государства, а также один из телеканалов британского телевидения. А когда в начале 2000-х Ларс фон Триер решил заняться крупным документальным проектом на датской киностудии «Центропа», финансирование проекта осуществлялось за счёт копродюсеров: Скандинавского киноинститута, местных каналов DR, SVT, NRK и британского Channel 4. Также желание финансово поучаствовать в проекте выразили Скандинавский кинофонд и голландская компания Isabella Films.

Протекционистские методы борьбы с голливудскими фильмами используют не только в Европе, но и в Азии. Например, в Китае несколько лет назад власти вообще запретили показ на своей территории голливудской продукции. Такое решение мотивировалось торговыми разногласиями с США и нанесением ущерба китайской киноиндустрии. Запрет на американское кино продлился около года. Голливудские фильмы находятся под контролем гиганта Sarft (Государственная администрация радио, кино и телевидения), который является не только главным в кинобизнесе КНР, но и главным цензором.

Надо заметить, что в КНР в 2009 году иностранные фильмы принесли китайским прокатчикам 45% кассовых сборов. Львиная доля пришлась на голливудскую продукцию, а аномальные сборы таких лент, как «Аватар» (127,6 млн долларов) и «2012» (67 млн долларов) заставили Госсовет КНР выпустить специальный циркуляр, оговаривающий, что демонстрация китайских фильмов в кинотеатрах должна занимать не менее двух третей экранного времени.

Кстати, потеснить Голливуд в Китае могут и российские ленты. Наши фильмы в последнее время очень популярны в Поднебесной. Например, картина «Скалолазка и последний из седьмой колыбели» при бюджете в 3,6 млн долларов в России едва собрала миллион, зато в Китае принесла 2,1 млн долларов. Правда, пробиться на китайский кинорынок достаточно сложно. «Согласно китайским законам только 20 иностранных фильмов в год могут быть показаны по системе распределения доходов между продюсером и прокатчиком, – поделился директор компании Pacifica Ventures International Александр Шапиро. – Остальные фильмы (не сумевшие попасть в квоту) приобретаются для проката в Китае в большинстве случаев за фиксированную сумму. Правда, Китай обещает увеличить квоту до 60 фильмов в год. Причём китайский кинорынок очень перспективный, уже шесть лет подряд бокс-офис растёт более чем на 30% в год. Китай уже оставил позади российский рынок. Сейчас в стране 4,7 тыс. залов, причём 1,8 тыс. – цифровые, а 800 способны демонстрировать картины в формате 3D».

Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2011 11:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх