Версия // Власть // Спасут ли кадровые чистки оборонно-промышленный комплекс?

Спасут ли кадровые чистки оборонно-промышленный комплекс?

2190

Гособороннаказ

В разделе

Президент Дмитрий Медведев на совещании по развитию оборонно-промышленного комплекса жёстко отчитал руководство отечественного ОПК. Причиной недовольства главы государства стали невыполнение госпрограммы вооружения и срывы планов по размещению гособоронзаказа. «Работа идёт очень плохо, медленно, хотя гособоронзаказ был утверждён в декабре 2010 года, – заявил президент. – Хочу услышать от всех присутствующих, почему это произошло, кто за это наказан и как. Предложения доложите с должностями. Если такие предложения не докладываются, значит, должны отвечать руководители отрасли, правительства». Гнев Дмитрия Медведева, в частности, был вызван срывом поставок в войска 300 единиц бронетехники, более 50 самолётов и вертолётов, нескольких десятков стратегических и тактических ракет и 3 атомных подводных лодок. «Всё это было согласовано со всеми здесь сидящими. Не сделано. Вы понимаете, что во времена оные половина из здесь присутствующих уже занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе», – подытожил президент.

Сергей Собко, председатель Комитета Госдумы по промышленности:

– Президент абсолютно правильно сформулировал проблему. Госдума на прошлой неделе рассматривала вопрос по изменению бюджета на 2011 год, и, в частности, рассматривался вопрос финансирования обороны страны. Те цифры, которые правительство предложило, к большому сожалению, идут вразрез с президентскими высказываниями. Дело в том, что почти 26 млрд рублей снимается с закупки вооружений, а около 4 млрд направляется на ремонт старой техники. Это же саботаж или непонимание существующей проблемы. Поэтому такие окрики со стороны президента должны были последовать. Президент имеет полное основание жёстко спрашивать с тех, от кого зависит выполнение гособоронзаказа, ведь ничего не выполняется. Оборонщики сетуют, что у них нет кадров. Ну что значит нет кадров? У нас есть министр обороны, есть генеральный штаб, и они должны решать все вопросы. Безусловно, качество кадров уже не то. Но в министерствах есть подразделения, которые должны этими вопросами заниматься. К сожалению, происходящие изменения в Министерстве обороны идут не на пользу укреплению обороноспособности страны. В частности, управление, которое занималось вопросами подготовки кадров для ВПК, фактически реорганизовано и сейчас находится в том состоянии, которое не позволяет выполнять возложенные на него обязанности. Естественно, теперь следует ждать серьёзных оргвыводов. Каких? Трудно сказать. Но мы надеемся на лучшее, надеемся, что всё изменится. К сожалению, эта ситуация длится не первый месяц и даже не первый год. Комитет Государственной думы по промышленности проводил не одно мероприятие с участием оборонно-промышленных предприятий, и все проблемы, о которых говорил президент, мы формулировали в своих рекомендациях, которые направляли в правительство и администрацию президента. В них мы указывали, что отрасль нуждается в системном комплексном подходе. Необходимо найти те производства, которые сыграли бы роль локомотива. Создание высокотехнологических предприятий должно рассматриваться как приоритетная задача государства. Такие предприятия должны быть отнесены к категории стратегических. Мы предлагали конкретные шаги необходимых решений. Первый блок – стимулирование спроса на продукцию отрасли. Здесь очень важное место занимают вопросы гособоронзаказа, госзакупок, вопросы закупок госкорпораций и госмонополий. Развитие специфических рынков: аппаратура ГЛОНАСС, универсальные электронные карты. Второй блок – поддержка инвестиционных процессов. Здесь есть свои эффективные инструменты. В частности, освобождение от уплаты НДС на ввоз отдельных видов технологического оборудования, не производимого в России, меры таможенно-тарифного регулирования. Со своей стороны, как законодатели, мы готовы ставить вопрос о снятии ограничений на передачу лицензий, технологий, оборудования и материалов в рамках межпарламентского сотрудничества. Предложен ряд мер в рамках кадрового и ресурсно-сырьевого обеспечения. Ещё раз подчеркну: рынок вполне может отрегулировать все эти проблемы, но результат будет выгодный нашим стратегическим конкурентам. Возрождение электронной отрасли и производства компонентной базы в России – это государственная задача. Нужны комплексная стратегия и целенаправленные капиталовложения. Надеемся, что теперь нас услышат и что-то изменится.

Владимир Рубанов, вице-президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям»:

– Рано или поздно президент должен был обратить внимание на проблемы в оборонно-промышленном комплексе. Так что этот разнос был ожидаемый, так как проблемы накапливались долгие годы. Ситуация в ОПК ухудшалась с начала 90-х годов. Об этом оборонно-промышленное сообщество неоднократно говорило, писало, вносило свои предложения, но его никто не слушал. Да, безусловно, когда появились деньги, их стали направлять в ВПК, но сами директора заводов уже признавались – слишком поздно. И главная проблема уже не нехватка средств, а нехватка кадров и как следствие новых технологий. Технологии утрачивались, кадровые цепочки разрывались – не было преемственности, а это в любой сфере самое важное. Кроме того, оборонный госзаказ формировался с большим опозданием. Деньги своевременно не выплачивали, директора предприятий вынуждены были брать кредиты, чтобы выплачивать зарплату персоналу. Соответственно прибыли у предприятий не было никакой. Они тихо умирали. Отрасль несколько десятков лет оставалась запущенной. Если же предприятию удавалось получить госзаказ, то его подчас было невозможно выполнить из-за какого-то слесаря, который не мог точно сделать подшипник – ошибался в разы. Поэтому на сегодня мы имеет то, что имеем. При наличии финансовых вливаний производственные фонды нарастить, конечно, можно, но кто этим будет заниматься? Произошёл невосполнимый кадровый разрыв. Сегодня в ВПК средний возраст сотрудников 60–70 лет. И за ними нет никого – отрасль, её опыт уходят, тихо умирают. Такого типа производства, как военные технологии, во всём мире держатся на кадрах. Если до сегодняшнего дня мы ещё торговали старыми запасами, поэтому могли скрывать промахи старыми успехами, то сейчас уже всё закончено – прикрываться нечем. Сделать современную разработку мы не в состоянии, мы сразу становимся неконкурентоспособными. Министерство обороны при этом решает свои задачи и не хочет брать то, что на рынке дороже. Также оно не хочет ждать, когда оборонщики выпустят что-то новое, и берут то, что есть на рынке – импортное. Соответственно гособоронзаказ сорван. Когда стали проводить реформы, надеялись, что и в ВПК всё наладится. Но не наладилось – сегодня до 30% оборонзаказа срывается. Кроме того, в ВПК потерпела крах идея менеджеров широкого профиля. Эти менеджеры не только не подняли оборонку – они её добили. Вместо того чтобы заниматься технологической цепочкой производства и растить кадры, они занялись акционированием, финансовыми схемами, слияниями и просто рейдерством. Производством никто не занимался. Эта волна людей просто добила умирающий сектор экономики страны.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

– Такая жёсткая критика со стороны президента – это отражение ужасного состояния, причём состояния не только конкретно вопроса госзакупок и не только в ВПК, но и системы управления в целом. И критика была вызвана очень серьёзным конфликтом между армией, реформаторами армии и ВПК, который просто брошен на произвол судьбы. Все прозвучавшие претензии открыты и высказывались неоднократно. Военные и армейские реформаторы говорят о том, что российское производство вооружения никуда не годится, оно безумно дорого, поэтому вооружение необходимо закупать за границей. А представители ВПК в открытую говорят: снизьте «откаты», тогда и производство будет нормальным и доступным. Нельзя производить конкурентоспособную продукцию, где «откаты» доходят до 60%. Если так будет продолжаться, то дойдёт до того, что мы будем не в состоянии производить автомат Калашникова. Кроме того, претензии прозвучали в период конфликта между президентом и премьером. За сектор ВПК отвечает правительство, поэтому оргвыводы, пусть даже и ритуальные, но в ближайшее время должны будут последовать. Так что перестановки в ВПК неизбежны.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации

Владимир РУБАНОВ, вице-президент ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям
Владимир РУБАНОВ, вице-президент ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям

Сергей СОБКО, председатель Комитета Госдумы по промышленности
Сергей СОБКО, председатель Комитета Госдумы по промышленности

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.05.2011 16:51
Комментарии 0
Наверх