Версия // Общество // Места ожидания общественного транспорта строит кто угодно и как угодно

Места ожидания общественного транспорта строит кто угодно и как угодно

6535

Остановка без требований

Результаты очередного «краш-теста» на автобусной остановке Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

12 апреля 2009 года в Ростове-на-Дону автомобиль «Москвич» протаранил автобусную остановку. В результате аварии пострадали 11 человек, один из них – 4-летний мальчик – позже скончался в больнице. По предварительным данным, причиной ДТП стала техническая неисправность «Москвича»: у него заклинило заднее колесо. Впрочем, технические детали произошедшего интересуют общественность лишь отчасти. Больше волнует другое: в России стали всё чаще происходить ДТП в местах ожидания общественного транспорта, а число погибших ни в чём не повинных пассажиров исчисляется десятками, если не сотнями человек. Похоже, пора рядом с расписанием движения автобусов и троллейбусов вешать табличку «Опасно для жизни»… Почему остановки превращаются в зону смертельного риска и можно ли как-то обезопасить пассажиров? Корреспондент «Нашей Версии» попробовал найти ответы на эти вопросы.

15 апреля в Москве была поставлена точка в расследовании одного из самых страшных ДТП, произошедшего в павильоне ожидания общественного транспорта. В августе 2008 года автомобиль «БМВ Х5», управляемый 24-летней москвичкой Юлией Лялиной, на огромной скорости врезался в остановку на Севастопольском проспекте столицы, где своего автобуса ожидали москвичи, спешившие на работу. В результате погибли четыре человека, ещё несколько получили серьёзные травмы. На прошлой неделе суд приговорил Евгению Лялину к 4,5 года лишения свободы.

С одной стороны, такой приговор может показаться слишком мягким, с другой – очевидно, что за безопасность пассажиров общественного транспорта должны нести ответственность не только водители, но и соответствующие транспортные или дорожные службы. Но оказывается, хозяев как таковых у остановок и нет.

Вопросы безопасности мест ожидания общественного транспорта уже давно вызывают серьёзную озабоченность в Движении автомобилистов России. «Странная ситуация. Есть чёткие нормы, что скорость автомобиля в городе не должна превышать 60 километров в час и что дорожные знаки должны висеть на определённой высоте, – рассказывает «Нашей Версии» вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – А вот об остановках в том же законе о безопасности дорожного движения есть лишь какие-то размытые определения. А ведь достаточно оборудовать их высокими бордюрами, и это решит сразу несколько проблем. Во-первых, автомобилю въехать в остановку будет затруднительно; во-вторых, это облегчит посадку и высадку пассажиров».

Ситуация с остановками тем более удивительна, поскольку в России, как известно, чиновники любят нормировать всё, что нужно и не нужно. Дай только волю. Неужели каких-то чётких норм по обустройству мест ожидания общественного транспорта не существует? Оказывается, они есть. Как удалось выяснить, они изложены в документе Минтранса под названием «Стандарт отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования». Впрочем, по словам специалистов, в нём нет каких-то внятных требований к обеспечению безопасности пассажиров.

«Каких либо ГОСТов по остановкам нет, – рассказал «Нашей Версии» сотрудник компании по производству автобусных павильонов «МДН-пром», представившийся Александром, – единственное обязательное условие – левая стенка павильона должна быть либо прозрачной, либо отсутствовать, чтобы пассажиры могли видеть дорогу. Что же касается остального, включая оборудование площадки, высоту бордюров и так далее, это на усмотрение заказчика. Никаких норм здесь не существует».

Впрочем, в том, что оборудование остановок производится исключительно по усмотрению ответственных служб, может убедиться любой из нас: .

По теме

Разобраться в том, какие именно службы отвечают за павильоны ожидания общественного транспорта в России, оказалось непросто. Официально, согласно положению «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утверждено приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 года № 2) на трассах остановками должны заниматься дорожные службы, в городах – муниципальные. Однако на деле единого хозяина мест ожидания общественного транспорта не существует. Например, в больших городах остановки находятся в распоряжении сразу двух служб. За асфальт и бордюры возле остановок отвечают структуры ЖКХ, за сами павильоны – транспортные службы.

«Получается, что остановки находятся на стыке двух зон ответственности, – говорит Леонид Ольшанский. – Отсюда, видимо, и все проблемы. Ну и, конечно, никто не желает платить лишние деньги. Хотя, на мой взгляд, павильоны вообще должны быть эдаким островком безопасности. Они должны быть освещены и оборудованы кнопками вызова экстренных служб».

Впрочем, говорить о том, что вопросы безопасности остановок никого не волнуют, было бы не совсем корректно. На помощь пассажирам приходит ГИБДД. Фактически это единственная инстанция, которая хоть как-то пытается влиять на транспортников и муниципалитеты. «У нас, слава богу, серьёзных происшествий на остановках не было, но вопросам их безопасности мы уделяем серьёзное внимание, – рассказывает «Нашей Версии» начальник отдела пропаганды ГИБДД ГУВД Московской области Александр Цыпкин. – Кстати, буквально через две-три недели в области начнётся операция «Остановка». Наши сотрудники проверят все автобусные остановки на предмет состояния разметки, знаков и так далее. Все выявленные замечания будут направлены в ответственные за их состояние службы».

Впрочем, очевидно, что панацеи от ДТП на остановках не существует. В мире проблему безопасности дожидающихся транспорта пассажиров решают по-разному. Например, в некоторых странах Европы используются так называемые остановки-кабинки. Во время ожидания транспорта пассажиры находятся в полностью закрытом со всех сторон павильоне. Правда, выдержит ли такая остановка удар «КамАЗа», вопрос спорный. Кстати, недавно в Женеве произошло крупное ДТП – 19 марта автомобиль врезался в автобусный павильон, в результате чего пострадали семь человек. Так что эта проблема актуальна не только для России.

Впрочем, в ряде регионов ситуация с безопасностью пассажиров общественного транспорта может улучшиться. Впереди традиционно шагает Москва, где на остановках вскоре будут оборудованы специальные противотаранные заграждения. Как рассказали нам в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства правительства Москвы, ещё в конце 2008 года в качестве эксперимента такие заграждения были установлены на трёх остановках на Ленинском проспекте столицы.

Заграждения представляют собой массивные гранитные конусы. Кроме того, там были установлены высокие бордюрные камни, выступающие над асфальтом на 40 сантиметров. А на проезжую часть перед многими столичными павильонами уже нанесено специальное противоскользящее покрытие из полимерной крошки, которая сокращает тормозной путь автомобиля в два раза. По оценкам правительства Москвы, на переоборудование всех остановок под новые стандарты безопасности уйдёт как минимум два года. Распространится ли такая практика на другие российские регионы, покажет время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2009 12:19
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх