// // Почему главы регионов спешат поделиться частью своих полномочий с областными премьерами

Почему главы регионов спешат поделиться частью своих полномочий с областными премьерами

293

В два лица

У исполнительной власти в регионах теперь тоже
будет две «головы»
Фото: ИТАР-ТАСС
У исполнительной власти в регионах теперь тоже будет две «головы» Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Губернатор Кировской области Никита Белых заявил о целесообразности размежевания полномочий между губернатором и председателем областного правительства. Аналогичная реформа уже проводится в Оренбургской области. А в прошлом году властью с местным премьером поделился глава Красноярского края. Означает ли это, что губернаторы хотели бы снять с себя часть ответственности за последствия экономического кризиса на вверенных им территориях, и какими могут быть последствия подобных трансформаций, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Как заявил губернатор Оренбургской области Алексей Чернышёв, к полномочиям председателя правительства будут относиться «оперативное и эффективное управление социально-экономическими процессами», а также принятие «повседневных управленческих решений». Собственно же глава cубъекта РФ займётся «определением масштабных направлений социально-экономического развития региона», а также «защитой его экономических и политических интересов».

Примерно так же видит грядущее разделение функций и губернатор Кировской области Никита Белых: «Те блоки, которыми занимается администрация губернатора, например выборы, общение с партиями, силовыми структурами и СМИ, – это не хозяйственные функции, которыми должно заниматься правительство».

В принципе структура региональной власти, в которой наряду с должностью губернатора или президента субъекта РФ присутствует и пост председателя его правительства, – совсем не новое явление в постсоветской истории. Однако до сих пор, как правило, эти должности совмещались в лице губернатора.

: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карелия, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Удмуртия, Чечня, Чувашия. А вот на Алтае, в Бурятии, Коми, Марий Эл, Тыве, Хакасии подобного разделения исполнительной власти не наблюдается.

Нет «двухголовой» структуры и в других субъектах РФ. Лишь Астраханская, Курская, Пензенская, Свердловская и Пермская (недавно ставшая краем) области составляли до недавнего времени исключение из правила.

В прошлом году к этой пока немногочисленной компании присоединился Красноярский край. Как уже было сказано, в ближайшее время «двухголовая» исполнительная власть появится как минимум ещё в Кировской и Оренбургской областях. И можно быть уверенным, что список «разделенцев» этим не ограничится. Уж слишком привлекательной для главы субъекта РФ выглядит децентрализация региональной власти в период экономического кризиса.

С помощью этого аппаратного хода «хозяин» области сможет уверенно переложить вину за социальные последствия кризиса на «вторую голову» – председателя правительства. Дескать, президент республики или губернатор обязан был решать политические вопросы и поддерживать взаимодействие вверенного ему региона с федеральным центром, поручив отвечать за социально-экономическое благополучие субъекта РФ главе регионального правительства. А тот, неумеха этакий, не справился с ответственным поручением и довёл область (край, республику, округ) до инфарктного состояния.

Демонстрируя бдительность и заботу о вверенном ему населении, губернатор увольняет председателя правительства и назначает нового. Тасовать колоду из подчинённых чиновников можно хоть несколько раз в год – и никакой ответственности!

Помимо введения должности «премьера» главы регионов предпринимают и другие шаги по усложнению системы исполнительной власти. Например, глава Республики Хакасия Виктор Зимин в последних числах марта подписал постановление о новой структуре органов власти республики. Вместо прежних шести заместителей теперь в подчинении главы Хакасии окажутся аж восемь замов! А в числе новых ведомств появится, например, Государственный комитет по размещению государственных заказов.

По словам Зимина, нововведения обусловлены необходимостью повысить эффективность руководства регионом, оптимизировать процесс выработки и принятия управленческих решений. Как говорится, на кризис решили навалиться всем чиновным миром.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что нет худа без добра. По словам депутата Госдумы (фракция «Единая Россия») Игоря Игошина, «модель управления, когда губернатор делегирует часть своих полномочий, более современна и принесёт пользу региону». Кроме того, не исключено, что децентрализация исполнительной власти в регионах сыграет положительную роль и в развитии российской политической системы. Так, по словам руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, стремление губернаторов «усложнить культуру управления» станет «шажочком к переходу от президентской республики к парламентаризму на региональном уровне».

Опубликовано:
Отредактировано: 13.04.2009 11:42
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх