// // Продавцов заставят согласовывать торговые наценки

Продавцов заставят согласовывать торговые наценки

349

Цена договорная

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

По данным Росстата, с начала этого года продовольствие подорожало уже на 3,5%. Согласно статистике, рост цен на продовольствие в России с начала текущего года оказался в три раза выше, чем в странах Евросоюза.

Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании антикризисной комиссии, хуже всего ситуация обстоит с мясом и сахаром. «Население беспокоит рост цен на эти продукты больше всего», – констатировал чиновник. По его словам, одной из главных причин столь резкого роста цен является тот факт, что большая часть мяса у нас экспортируется из-за рубежа. А вот каким образом правительство на этот раз собирается сдерживать цены, пока большой вопрос.

, – отметил Игорь Шувалов.

Споры о том, как именно участникам рынка следует договариваться о сдерживании цен, начались ещё в прошлом году – во время подготовки нового законопроекта о торговле. Одним из главных предложений, на котором и по сей день продолжает настаивать Минсельхоз, стало введение законодательного ограничения торговой наценки. Минпромторг выступал и выступает против, в итоге законопроект о торговле так и не принят по сей день.

В обоснование своей позиции чиновники Минсельхоза не устают ссылаться на зарубежный опыт: действительно во многих странах ЕС предельный размер торговой наценки прописан в законодательстве.

«Стоит иметь в виду, что там, как правило, прописана достаточно высокая наценка. И сделано это вовсе не для того, чтобы снизить цены, а чтобы монополисты не могли в полной мере использовать своё положение на рынке. На деле же наценка устанавливается намного ниже закреплённого в законодательстве предела», – поясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.

Впрочем, похоже, что теперь в споре ведомств будет поставлена точка. По словам первого заместителя председателя правительства Виктора Зубкова, вводить законодательное ограничение торговой наценки опасно, поскольку «товары будут вымываться из ассортимента, а магазину будет невыгодно держать у себя товары с фиксированной надбавкой». Интересно заметить, что это немаловажное «открытие» чиновникам удалось сделать только после провала политики по замораживанию цен на социально значимые продукты.

В качестве альтернативы регулированию торговых наценок Виктор Зубков предлагает ввести институт добровольных соглашений между производителями продовольствия и ретейлерами, «чтобы рентабельность была определена для каждого участника цепочки, выдерживалась и давала возможность развиваться, но не зашкаливали цены». Среди других предложений Зубкова – снижение порога доминирования торговых сетей с нынешних 35 до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге до 5%. Стоит отметить, что и в этом предложении нет ничего нового – данная норма уже была вписана в один из вариантов готовящегося законопроекта о торговле, однако против неё активно возражал Минпромторг.

По мнению аналитиков рынка, введение договорного института регулирования торговой наценки, безусловно, более прогрессивное предложение, нежели законодательное закрепление. «Добровольно заключённые соглашения всегда можно будет пересмотреть с учётом конъюнктуры рынка», – констатирует Владислав Кочетков. Впрочем, во введении добровольного порядка есть и свои минусы, ведь таким образом государство получает мощный рычаг давления на ретейлеров. «Если бы был закон, то давление было бы меньше. А так государство сможет диктовать свои интересы. Например, при возникновении социальной напряжённости в очередной раз могут заговорить о замораживании цен», – опасается аналитик.

Таким образом, если институт добровольных соглашений заработает, то это фактически может привести к тотальному государственному регулированию торговли. Тем более что в условиях кризиса ретейлеры оказались достаточно сильно зависимы от господдержки, ведь большинство крупных компаний в условиях кризиса получили или рассчитывают на получение государственных кредитов.

С другой стороны, введение законодательных ограничений торговой наценки открывает широкий простор для злоупотреблений: товаропроводящая цепочка может быть в разы увеличена, таким образом официально маржа ретейлера будет находиться в строго законодательных рамках, но на деле наценка может оказаться даже выше, чем сегодня. «Конечно, злоупотребления возможны, но любая проверка сможет это выявить. Для ретейлеров это будет большим риском», – возражает Кочетков. Это означает, что решение вопроса опять упирается в государственное регулирование либо наличие «индивидуальных» договорённостей с чиновниками. При этом очевидно, что ни то ни другое не окажет положительного влияния на снижение цен.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2009 12:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх