// // Москвичей пытались заставить платить за электричество дважды

Москвичей пытались заставить платить за электричество дважды

608

Реформенное безобразие

Воистину «платёжные» испытания на людях, которые практикуют московские энергетики, опасны для спокойной жизни населения столицы
lori.ru
Воистину «платёжные» испытания на людях, которые практикуют московские энергетики, опасны для спокойной жизни населения столицы lori.ru
В разделе

Жители сразу двух округов Москвы – Восточного (ВАО) и Юго-Восточного (ЮВАО) – не до конца пришли в себя после истории с двойными платежами за электроэнергию. С начала года они стали получать платёжки одновременно от двух организаций – привычного уже «Мосэнергосбыта» и нового участника рынка «Русэнергосбыта М». Более того, поначалу обе эти компании призывали платить именно им, а не конкурентам. А ещё – плата для «Русэнергосбыта» оказалась фиксированной и включённой в единый платёжный документ (ЕПД), что также вызвало возмущение.

В середине марта стороны объявили о завершении конфликта, устранить нарушения предписало и управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве. Однако на интернет-форумах ВАО и ЮВАО по-прежнему кипят страсти. По официальной версии, в Москве началась демонополизация рынка сбыта энергии, что по законам экономики – только благо для потребителей. А горожанам кажется, что их банально надули. Дело тут в особенностях реформы ЖКХ по-российски. Судя по всему, в ближайшем будущем нас ждёт не один подобный конфликт.

Идеология реформ в области жилищно-коммунального хозяйства, которые со скрипом идут уже многие годы, в принципе понятна. Государство пытается внедрить в эту область рыночные отношения, чтобы превратить ЖКХ из убыточной отрасли в прибыльную, чтобы привлечь сюда инвестиции и повысить качество услуг. Чтобы, наконец, модернизировать наше ветхое и аварийноопасное коммунальное хозяйство. Соответственно на рынке должна быть конкуренция, что выгодно и покупателям услуг. Разные компании должны бороться за потребителей – и цену сбивать, и качество повышать.

Проблема только в том, что российский складывающийся рынок ЖКХ до сих пор лишён самого важного звена – самостоятельно думающего и выбирающего покупателя. Нас с вами то есть. Жители многоквартирных домов так и не соизволили создать товарищества собственников жилья или другие кооперации, они так и не хотят деятельно влиять на выбор управляющей компании. В результате в реальности совсем не они решают, с какими поставщиками коммунальных услуг заключить договоры и сколько им платить.

История в ВАО и ЮВАО началась с того, что местные ДЕЗы подписали договор о поставке электроэнергии с 1 января 2009 года с «Русэнергосбытом» вместо «Мос-энергосбыта». Жителей об этом, естественно, никто не спрашивал. Всё было наоборот. Как говорится в опубликованном 27 марта определении московского УФАС по этому делу, «органы исполнительной власти города Москвы, давая указания ГУП ДЕЗам районов ВАО и ЮВАО г. Москвы о заключении договоров энергоснабжения с ООО «Русэнергосбыт М», не реализовывали правомочия собственника, а использовали административно-властный ресурс, вмешавшись в гражданско-правовые отношения субъектов хозяйственной деятельности».

Под органами власти антимонопольная служба имеет в виду столичный комплекс городского хозяйства и префектуры. В общем, ДЕЗам приказали, и они взяли под козырёк.

Появление на рынке сбыта электричества второго игрока (до этого «Русэнергосбыт» работал только с крупными организациями) горожанам объяснялось вполне хорошей идеей – развитием конкуренции. Вот только, во-первых, сделано это было сверху. Одно дело, если бы «Русэнергосбыт» провёл рекламную кампанию и убедил жителей покупать электричество именно у него, но ничего подобного не было. Во-вторых, эксперимент был проведён из рук вон плохо.

По теме

Как следует из всё того же определения УФАС, гарантирующим поставщиком электроэнергии в Москве является «Мосэнергосбыт». Это значит, что «Русэнергосбыт» должен заключить с «Мосэнергосбытом» договор «в части приобретения электрической энергии для энергоснабжения потребителей ВАО и ЮВАО города Москвы». Однако на 1 января никакого договора не было. О заключении «мировой» между компаниями было объявлено на специальной пресс-конференции 12 марта. Однако до сих пор неясно, был ли подписан полноценный договор.

Получается, что «Мосэнергосбыт» имел право и дальше рассылать свои квитанции. Что и было сделано. В итоге (это уже от «Русэнергосбыта»). При этом, по свидетельству многочисленных очевидцев, оплатить в банке ЕПД за вычетом строчки «электроэнергия» не удавалось – в этом попросту отказывали. Мало того, одновременно начались сразу две информационные кампании, которые окончательно дезориентировали горожан.

16 января появляется официальное сообщение «Мосэнергосбыта»: «Оплачивать электроэнергию во избежание образования задолженности и её последующего взыскания жителям данных округов следует по платежным документам ОАО «Мосэнергосбыт». В сообщении также говорилось, что, до тех пор пока компания официально не сообщит о переводе платежей в ЕПД, они будут считаться недействительными. Через несколько дней появилось заявление префектуры Восточного административного округа, в котором сообщение «Мосэнергосбыта» назвали «дезинформацией жителей» и призвали жителей платить по единому платёжному документу (то есть «Русэнергосбыту»).

«Плата за электричество по отдельной платёжке – последний анахронизм, который будет ликвидирован в Восточном административном округе к весне 2009 года. Отныне все платежи по жилищно-коммунальным услугам, включая и платежи за электроэнергию, необходимо осуществлять в составе единого платёжного документа. А все прочие «квитанции на электричество» можно смело выбросить в мусорное ведро», – говорится в сообщении. Это, конечно, хорошо, вот только почему-то 80% москвичей предпочитают платить за электричество всё же по отдельной платёжке.

Дело здесь в том, что в традиционной квитанции потребитель указывает показания счётчика и платит за реально израсходованное электричество. А в ЕПД по умолчанию стоит средняя фиксированная сумма, которая раз в полгода требует перерасчёта. Как показывает практика, перерасчёт оказывается не в пользу потребителя: приходится доплачивать. Можно добиться того, чтобы и в ЕПД проставлялись реальные показатели. Но для этого нужно совершать дополнительные манипуляции: передавать собственные данные в районные расчётные центры. Вот только по указанным телефонам дозвониться не всегда можно. Более того, на прошедшем недавно в Мосгордуме «круглом столе» жители округов демонстрировали ЕПД, в которых по строке «электричество» заплатить предлагалось на несколько сотен рублей больше, чем горожане платили обычно.

Конечно, в этом случае перерасчёт показал бы переплату, которая пошла бы в счёт будущих платежей. Вот только не все готовы «одолжить» деньги энергетикам, да ещё и без процентов. К тому же, уверяют жители, специалисты «Русэнергосбыта» не приходили снимать показатели счётчиков на 1 января 2009 года. Так как же тогда делать перерасчёты?

Несколько лет назад систему с усреднёнными показателями пытался ввести «Мос-энерго». Тогда эта идея подверглась резкой критике со стороны мэра Юрия Лужкова.

«Сложность этой схемы такова, что для её понимания требуется по меньшей мере диплом доктора экономических наук, – заявил он. – Мы будем воевать с такими дурацкими принципами и, используя наши права, защищать потребителей».

В результате «Мосэнерго» предоставил выбор: платить по средним показателям с перерасчётами (это избавляет от необходимости заполнять бумажки) или платить в соответствии с показателями счётчика. С «Русэнергосбытом» этот выбор оказался формальным.

К началу февраля столичные власти вмешались в противостояние компаний в качестве арбитра: был подписан трёхсторонний «Регламент перехода гражданина-потребителя на обслуживание к другому поставщику электроэнергии», согласно которому граждане по собственному усмотрению могут выбирать поставщика, а стороны обязуются им в этом не препятствовать. Однако и в феврале свои счета потребителям вновь выставили обе организации. И лишь в середине марта, спустя три с половиной месяца после старта эксперимента, было объявлено о завершении конфликта. Однако достаточно полазить по форумам ВАО и ЮВАО, чтобы понять: как минимум неудобства жители испытывают до сих пор.

«Была сегодня в ЕИРЦ «Кузьминки» на Зеленодольской с соседкой. Соседка первая подавала документы на удаление из ЕПД статьи «энергоснабжение», и тут началось, –

пишет пользователь форума на ЮВАО.Ru с ником ПТЮ. – Гражданка отказалась учитывать уже имеющуюся оплату по электроэнергии «Мосэнергосбыту», потребовала, чтобы соседка написала сначала (в отдельном окне) отказ от «Мосэнергосбыта» с требованием перечисления уже оплаченной суммы «Русэнергосбыту», и только при наличии такого договора с «Русэнергосбытом» она переделает платёжку!» Жалуются люди и на то, что в некоторых банках по-прежнему отказываются принимать ЕПД без оплаты по строке «электричество».

Всё-таки, похоже, эта конкретная история в итоге завершится хеппи-эндом: городское руководство вмешалось, и вряд ли оно позволит развиваться конфликту. Однако больно уж симптоматичная история. Одно из последствий реформы ЖКХ таково: если жители сами не будут следить за управляющими компаниями, никто другой об этом не позаботится. Общее собрание дома, выбор способа управления, подписание договоров с управдомами – это не формальность. И даже если управдомом выбрали старый добрый ДЕЗ (как чаще всего и случается), контролировать его работу жильцы могут – но для начала надо хотя бы собраться вместе. Увы, в такую сознательность российских собственников жилья пока не очень-то верится. Поэтому история с двумя «сбытами» в Москве может вскоре показаться только цветочками.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2009 12:25
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх