В начале ХХ века морское оружие военно-морских флотов состояло из трех компонентов: артиллерия, торпеды и мины. Испытания новых образцов проводились в простых условиях – артиллерия испытывалась на специальных полигонах, а мины и торпеды на выделенных боевых кораблях в море.
С 30-х годов ХХ века морское оружие значительно усложнилось, появилось оружие, основанное на новых принципах действия, например, телеуправляемые торпедные катера, морские радиолокационные станции, или морские магнитные и акустические мины. Появился новый класс вспомогательных судов – опытовые суда, а самое главное – нужно было создавать специальные морские полигоны для его испытания. В этой статье мы расскажем, как с 30-х годов до развала Советского Союза в Чёрном море испытывалось новейшие для своего времени морские вооружения.
Чёрное море, 30-е годы ХХ века
В конце 20-х годов для испытания новых видов оружия Советскому Союзу потребовались опытовые суда и полигоны. Первыми испытывали корабельные катапульты производства немецкой компании «Хенкель» для крупных кораблей советского флота. Испытания проводились в Финском заливе, базовым портом стал Ораниенбаум (сегодня Ломоносов). Опытовым судном являлась баржа, на которой были установлены корабельная катапульта и кран для подъёма гидросамолетов. Когда подошёл срок испытаний технических новинок Остехбюро, в Ораниенбауме была сформирована целая флотилия опытовых кораблей и судов. Флагманом её стал бывший миноносец «Сибирский стрелок», который после разоружения стал опытовым кораблем «Конструктор». О работе Остехбюро по морской тематике смотри статьи «Неизвестное оружие Советского Союза Часть 1» и «Неизвестное оружие Советского Союза Часть 2». Морская артиллерия испытывалась на наземном «Ржевском полигоне» под Ленинградом. На этом полигоне испытывались все морские артиллерийские системы, включая главный калибр для недостроенных линкоров типа «Советский Союз». Орудие Б-37 калибра 406-мм с дальностью стрельбы почти 46 км внесло весомый вклад в оборону Ленинграда во время блокады. Кроме артиллерийских орудий на полигоне испытывались снаряды различного калибра и назначения, корабельная броня, различные виды железобетонных укреплений, системы реактивной артиллерии и ракетные двигатели. Как мы помним до 1940 года все Балтийское море, кроме Финского залива, находилось под контролем враждебных СССР стран. Поэтому дальнейшее использование Ораниенбаума как базы для морского полигона в Финском заливе стало невозможным. Требовалась более безопасная акватория.
Стало известно, что Сергея и Илью Пичугиных, которые погибли от истощения, обезвоживания и переохлаждения во время дрейфа в Охотском море, похоронят не в одном городе.
В то время наиболее безопасным местом с точки зрения соблюдения секретности было Чёрное море. Турция в те годы было дружественным Советскому Союзу государством. О помощи СССР молодой Турецкой республике смотри статьи «Забытая война. Большевистская поддержка» и «Забытая война. Чёрное море». Болгарская Варна и румынская Констанца заходятся в западной части Чёрного моря, что делало тогда черноморскую акваторию идеальным местом для создания морского полигона. Базовым портом была выбрана Феодосия. История порта этого небольшого города интересна. Первоначально, Севастополь был не только Главной базой Черноморского флота России, но и, после Крымской войны, базовым портом для судоходных компаний «Русское общество пароходства и торговли» – РОПиТ и «Добровольного флота». РОПиТ был крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна и эксплуатировал регулярные линии в Чёрном и Средиземном море, а «Добровольный флот» работал на стратегической для России линии Одесса – Владивосток. Обе компании были с государственным участием, и суда обоих компаний подлежали мобилизации в случае военного времени. Но черноморские моряки были недовольны наличием торгового порта в своей Главной базе, поэтому, в конце концов, в 1885 году было принято решение о строительстве торгового порта в Феодосии (планировалось, что он станет главным торговым портом Крыма), и переводе торговых судов из Севастополя в Феодосию. Для успешного развития нового порта в город проложили железную дорогу. В советское время Феодосия использовалась для загрузки торговых судов оружием и военной техникой для Республиканской Испании. Решение о переносе центра по испытанию нового морского оружия на Черное море было принято в конце 30-х годов, поэтому документально известно только об испытании в крымских водах первой советской сверхмалой подводной лодки «Пигмей». Дополнительно можно сказать, что в Чёрном и Азовском морях проходили испытания всех гидросамолетов конструкции Георгия Михайловича Бериева. В 1934 году в Таганроге было создано Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения ЦКБ МС – ныне ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева». У этого предприятия есть две площадки для испытания морских гидросамолетов – в Таганроге и Геленджике.
Чёрное море. «Песчаная балка» 1945 – 1991 годы.
В 50-х годах ХХ века на вооружение ВМФ стало поступать ракетное оружие различного типа – баллистические ракеты для подводных лодок, крылатые и зенитные ракеты для надводных кораблей. Было принято следующее решение. Для испытаний баллистических ракет подводного базирования был оборудован 45-й центральный морской испытательный полигон ВМФ России в Белом море недалеко от старинного поморского села Нёнокса. Артиллерийские системы, в основном, испытывали под Ленинградом на «Ржевском полигоне», а для испытания крылатых и зенитных ракет под Феодосией в начале 60-х годов ХХ века был организован 31-й испытательный центр ВМФ «Песчаная балка». Фактически, полигон объединил несколько полигонов флота в единый большой испытательный центр. В состав 31 ИЦ вошли ракетно-артиллерийский полигон, минно-торпедный и радиотехнические полигоны и бригада опытовых кораблей и судов, которые базировались в порту Феодосия. Полигон был спроектирован следующим образом. Его морская акватория протянулась вдоль берегов Феодосийского залива, а на берегу, на вершинах местных гор на наземной территории «Песчаной балки», были построены несколько измерительных пунктов ИП, которые производили различные инструментальные замеры при проведении испытательных пусков ракет с кораблей в море. Расположение полигона было настолько удачным, что испытания прерывались только тогда, когда через Керченский пролив проходило иностранное торговое судно, или над полигоном пролетал американский разведывательный спутник. В 60-е годы советский ВПК подготовил к принятию на вооружение ВМФ большое количество различных ракетных комплексов. Испытания на «Песчаной балке» шли практически непрерывно. Все корабельные ракетные комплексы класса «корабль – корабль» и «корабль – воздух» были испытаны на Чёрном море в 31-м ИЦ. Немного отвлекаясь, скажем, что на полигоне закончил свой путь гвардейский крейсер «Красный Кавказ». Старый корабль был разоружен, и с 1952 года использовался как мишень при испытании крылатой противокорабельной ракеты комплекса КС-1 «Комета». Первые пуски проводили с ракетой, на которой был установлен габаритный весовой макет боевой части. Ракета пробивала крейсер насквозь, но он оставался на плаву. Заключительным испытанием была стрельба ракетой со штатной боевой частью. После попадания крейсер разломился на две части и затонул в 15 морских милях от мыса Чауда в районе Феодосийского залива. Испытывали на полигоне и сверхсекретное тогда советское лазерное оружие, установленное на опытовом судне «Диксон». Об этом смотри статью «Гиперболоид советского флота». Одно время флагманом флотилии опытовых судов был ОС-24 – разоруженный и переделанный в 1959 году в опытовый корабль черноморский крейсер проекта 26 «Ворошилов». На нем проводились испытания корабельных ЗРК М-11 «Шторм» и М-4 «Оса». Естественно, вся деятельность полигона была засекречена. Лишь один раз досужие домыслы коснулись полигона, причем с историей явно выдуманной. Речь идет о мифе о ядерных испытаниях в водах, омывающих Крымский полуостров. Об этом смотри статью «Советские морские мифы. Испытания ядерного оружия у берегов Крыма».
5 января российские средства ПВО сбили над Чёрным морем украинскую противокорабельную ракету «Нептун». Информацию об этом публикует Минобороны России.
После развала Советского Союза и раздела Черноморского флота 31 ИЦ остался в составе ВМФ России. Какое-то время на нем еще проводились испытания новых образцов. Например, на «Песчаной балке» испытывали береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег». Но поскольку Крым тогда входил в состав Украины, власти которой всегда проявляли враждебность к Черноморскому флоту, то испытывать новую технику на полигоне было опасно. В основном, на нём занимались отстрелом старых ракет флота для проверки их боеспособности для продления ресурса. Несмотря на трудности, полигон работал, и в порту Феодосии находились опытовые суда Черноморского флота. Правда, их было значительно меньше, чем в советскую эпоху. Будущее «Песчаной балки» сегодня под большим вопросом.
Чёрное море. Объект «Касатка»
Наш рассказ об испытании нового оружия флота на Чёрном море будет неполным без рассказа об ещё одном объекте. Торпеды – оружие, стоящее на вооружение флота более ста лет. После сборки на заводе, их обязательно отстреливают на специальном полигоне. После пуска и прохождения необходимой дистанции на установленной глубине, торпеда всплывает. Специальный катер-торпедолов поднимает её из воды и доставляет на завод. Там торпеду еще раз осматривают и отправляют на склады флота. Торпедное вооружение создавалось и испытывалось на Каспийском море в Дагестане. Там был построен специальный искусственный остров, с которого производили отстрелы – проверки новых торпед. Об этом смотри статью «Таинственные острова. Цех №8 завода «Дагдизель»». Глубина моря в районе цеха №8 составляет около 13 метров, а после войны на вооружении флота стали поступать торпеды со значительно большей глубиной хода. Испытания на Каспии новых торпед пришлось прекратить. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать об одном из столпов отечественного оборонного комплекса концерне «Морское подводное оружие – Гидроприбор» – АО «Концерн «МПО – Гидроприбор»». В цикле «Военная приемка» на телеканале «Звезда» один из фильмов посвящен этому предприятию. Желающие могут найти его в Интернете. «Гидроприбор» производит всю номенклатуру современного подводного оружия – торпеды, мины, различные подводные имитаторы и средства гидроакустического противодействия. Начало было положено в 1944 году, когда Постановлением Государственного комитета обороны был создан НИИ – 400 – минно-торпедно-тральный институт. В 1966 году НИИ-400 переименован в ЦНИИ «Гидроприбор».
В 1959 году на побережье Чёрного моря в местечке Алахадзы в Гагрском районе Абхазии под прикрытием строительства грузовых причалов построили базу для испытания морского подводного оружия. Первоначальное название – Лаборатория №5. В дальнейшем лаборатория получила статус Черноморского филиала ЦНИИ «Гидроприбор» и полуофициальное название – объект «Касатка». Что интересно. Базу назвали «Касатка» – именем небольшой деревенской ласточки. «Косатка» – это опасный морской хищник, занимающий промежуточное положение между дельфинами и китами. Назвать базу, на которой испытываются торпеды, было бы логично именем хищника, но – как есть, так есть. Возможно, это сделано для дополнительной конспирации. После развала Советского Союза база стоит заброшенная и разграбленная. До сих пор, к сожалению, Абхазия застыла в середине 90-х годов ХХ века (автор сейчас совсем не намекает о последних событиях в «мандариновой республике»). Объект «Касатка» стал целью посещения разных блогеров, которые выкладывают в сети подробные отчеты о запустении на базе. Неожиданным выглядят фотографии торпед, хранящихся в полуразрушенных помещениях. На большинстве из них надпись «Учебная». Выглядит это необычно. Как утверждают блогеры, секретной документации на базе нет – её вывезли сразу после развала СССР. Испытывать торпеды на Чёрном море прекратили после 1991 года. Несколько лет назад в состав Черноморского флота вошло опытовое судно «Виктор Чероков» проекта 20360ОС, предназначенное для испытания торпедного оружия.
По материалам открытой печати