Попытки так или иначе закрепиться в Арктическом регионе стали трендом внешней политики первой четверти XXI века для многих стран, иногда весьма далеких от северных широт нашей планеты. Заинтересованность в использовании Северного морского пути выражают, например, Индия и Китай. А на Западе прямо объявляют Северный Ледовитый океан зоной своих интересов.
Это касается не только военных вопросов и торгового судоходства. Важным фактором для закрепления стала академическая и прикладная наука. Если в ХХ веке научными исследованиями Арктики занимался практически только Советский Союз, то в наши дни, кроме российской ледостойкой платформы «Северный полюс», каждый год проводятся комплексные международные, а фактически экспедиции Европейского союза, на шведских и немецких ледоколах. В этой статье мы расскажем об очень необычной попытке Франции принять участие в научной гонке с помощью небольшой ледостойкой платформы национальной разработки.
Фонд «Tara Осеаn». Шхуна «Tara»
Кроме государственных научных институтов наукой в мире занимаются различные частные фонды. Финансирование у них может быть бюджетное, от различных негосударственных организаций, или частных лиц. Одним из таких фондов является известный французский фонд «Tara Осеаn», занимающийся исследованиями проблем Мирового океана. Фонд был основан в 2003 году. Одной из глобальных проектов Фонда, осуществленных под эгидой ЮНЕСКО, была программа «Микробиомы океана». Над этим проектов в фонде «Tara Осеаn» работали с 2009 по 2013 годы. Есть у фонда и своё научно-исследовательское судно – двухмачтовая парусно-моторная шхуна постройки 1989 года. Этот парусник первоначально назывался «Antarctica», потом «Seamaster», а после приобретения Фондом «Tara Осеаn» шхуну переименовали в «Tara». Это современное парусное судно водоизмещением 130 тонн, с алюминиевым корпусом, длиной 36 метров. Тип научно-исследовательского судна выбран фондом не случайно. Характеристики шхуны позволяют проводить исследования как в морях и океанах, так и, в случае необходимости, заходить в устья крупных рек. Парусник «Antarctica» построен в 1989 году Оливье Пети и Люком Буве по заказу врача и исследователя Жана-Луи Этьена для научных экспедиций в Антарктиде. В период с 1991 по 1996 годы Этьен совершал на ней экспедиции в Антарктиду, к вулкану Эребус и на Шпицберген. Следующим владельцем шхуны стал известный яхтсмен Питер Блейк. Он переименовал её в «Seamaster» и отправился в экспедицию на Амазонку. Закончилась экспедиция для Блейка плохо – его застрелили местные пираты в 2001 году. После смерти Блейка шхуну купил Фонд «Tara Осеаn», и с тех пор она используется как НИС – научно-исследовательское судно – Фонда в различных экспедициях. «Tara» хорошо оснащена научной аппаратурой. На судне установлена система непрерывного отбора проб воды с поверхности моря. Такая практика позволяет существенно расширить познания ученых об исследуемом районе океана. Есть специальная система вертикального отбора проб воды, позволяющая брать пробы на разных глубинах. Для её работы на шхуне есть специальные лебёдки. На борту находится лаборатория видеосъёмки под водой и соответственно, оборудование для погружений под воду – водолазные костюмы, компрессор для накачки баллонов воздухом и т.д.
В Самарской области произошёл инцидент на промышленной насосной станции в Красноярском районе. Как сообщили в региональном управлении МЧС, утром 3 июля в системе водоснабжения одного из промышленных предприятий был зафиксирован резкий сбой, вызвавший кратковременное прекращение подачи воды.
«Tara» участвовала в самых различных экспедициях. В 2006-2008 годах шхуна дрейфовала во льдах Арктики. Эта экспедиция получила название «Тара Арктик». С 2009 по 2013 годы шхуна принимала участие в нескольких экспедициях, объединенных названием «Тара Оушенс». Это были дальние океанские походы для изучения планктона во всех океанах планеты. Расходы на экспедиции составляли три миллиона евро в год. Эти экспедиции финансировались частными лицами. Суммарно было собрано более 35 000 образцов планктона с 210 станций во всех океанах планеты. В 2014 году было проведено исследование в Средиземном море («Тара Медитерране»). Задача исследователей была необычной. Нужно было понять источники, маршруты перемещения и характеристики плавающего в море пластика. А его в Средиземном море оказалось много. Из 2 000 проб, взятых на 300 станциях, все пробы воды содержали фрагменты пластика. В 2016 году работы проводились в Тихом океане («Тара Пасифик»). Цели экспедиции – изучение коралловых рифов и загрязнение вод Тихого океана пластиком. Последним экспедициями на шхуне «Tara» с 2020 до 2023 годы стали исследования в Южной Атлантике вдоль побережья Южной Америки и Западной Африки до Антарктиды. Эта миссия получила название «Тара Микробиомс». Изучался Микробиом океана, и его взаимодействие с климатом планеты и загрязнением Мирового океана. В научной среде Фонд «Tara Осеаn» заработал известность и репутацию частной исследовательской компании, чьи научные интересы сосредоточены на исследовании вод Мирового океана.. Последние экспедиции по изучению микробиома были отмечены Океанографической комиссией ЮНЕСКО за вклад в Десятилетие ООН, посвященное науке об океанах в интересах устойчивого развития.
Дрейфующая полярная станция «Tara»
В последнее десятилетие отмечается резкое повышение интереса к Северному Ледовитому океану практически у всех развитых стран мира. Интересуются военные, транспортники, ученые. НАТО прямо готовится к боевым действиям в Арктике на море и на суше. В среде международных транспортных компаний то же царит нешуточное волнение. Протяженность маршрута из порта КНР в Роттердам (крупнейший контейнерный порт Европы) по Тихому океану и Северному морскому пути СМП вдоль арктического побережья России составляет около 8 500 морских миль. Это приблизительно 18 дней пути. Южный маршрут через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море и Атлантику – около 10 500 морских миль занимает приблизительно 37 дней пути. Разница в сроках доставки и в стоимости топлива существенна. Европейские и американские судоходные компании отказываются от прохождения СМП по политическим соображениям, китайские компании пользуются этим маршрутом, индийцы присматриваются. По СМП регулярно проходят танкеры-газовозы СПГ из арктических месторождений в страны Юго-Восточной Азии. Возросла и активность ученых по изучению Северного ледовитого океана. Регулярными становятся немецкие арктические экспедиции на научно-исследовательском ледоколе «Polarstern» «Полярштерн» – «Полярная звезда». Ледокол построен в 1982 году, водоизмещение 17 300 тонн, длина 118 метров, скорость 15,5 узлов – около 29 км/ч. В США своих исследовательских ледоколов нет, поэтому американцы, в основном, фрахтуют шведские ледоколы. За последние годы была организована только одна экспедиция в Северный Ледовитый океан на американском тяжелом ледоколе Береговой охраны США USCGC «Healy».
Странами, где обеды в ресторанах обходятся дороже всего, оказались Исландия и Швейцария, где обед на двоих превышает 10 тысяч рублей. Россия заняла 78-ю позицию в списке из 120 стран, а самыми доступными для питания вне дома стали Пакистан и Бангладеш.
В России пошли другим путем. Начиная с 30-х годов ХХ века, в Арктике работали расположенные на льдинах и дрейфующие по Северному Ледовитому океану станции «Северный полюс». Первую четверку полярников в 1937-1938 годах на «Северном полюсе-1» возглавлял Иван Папанин. Всего в СССР и России на льдинах работали 40 станций «Северный полюс 1-40» и станция «Северный полюс-2015». После этого было принято решение о проектировании и постройки специализированной ледостойкой самоходной платформы усиленного ледового класса. Назвали её «Северный полюс», так как её назначение было идентичным по отношению к одноименным дрейфующим полярным станциям. Разница была в том, что полярники жили и работали не в холодных палатках на льдине, а в комфортных помещениях современного судна, которое вмерзало в лед и совершало такой же дрейф, как и его одноименные предшественницы. Экономились серьезные ресурсы на десантирование и размещение, а также на эвакуацию ученых, а самое главное – повышалась безопасность дрейфа, так как современный «Северный полюс» – ледостойкая самодвижущаяся платформа ЛСП проекта 00903 – представляет собой судно водоизмещением 10 400 тонн, длиной 83 метра, способного работать автономно два года. Экипаж ЛСП 14 человек, на борту могут работать 34 ученых. ЛСП уникально, так как судна аналогичного назначения и возможностей в мире нет. С 2022 года на ЛСП работали экспедиции «Северный полюс-41 и 42»
Что побудило французских ученых начать вести активные исследования в Арктике, доподлинно не известно. Возможно, научный интерес, ведь Фонд «Tara Осеаn» с 2006 года успешно проводила экспедиции во всех океанах планеты. Может быть, ученых подтолкнули политические силы Европы, ведь возможностей для исследования Арктики у Евросоюза крайне мало, а закрепиться в научном плане в арктическом регионе чрезвычайно важно. Фонд не богатая организация, поэтому, судя по всему, было принято решение воспользоваться российским опытом, но на минимальных параметрах. Так появилась дрейфующая станция «Tara». Автор проекта французский инженер Оливер Пети. Формально, это исследовательское судно водоизмещением около 500 тонн, длиной 26 и шириной 16 метров. Корпус изготовлен из листов алюминия толщиной всего 20 мм! Арктическая «Tara» может двигаться со скоростью 9 узлов – около 17 км/ч. Экипаж 20 человек, на борту могут располагаться 24 ученых. Площадь под размещение экипажа и ученых составляет 400 квадратных метров на четырех палубах. Станция оснащена солнечными батареями, ветряной турбиной и биодизельными генераторами По экипажу есть ограничения в зависимости от сезона исследований. Зимой на борту могут находиться 12 человек, летом – 20. Она может работать при температуре до -52 градуса по Цельсию. Станцию проектировали 5 лет, и в 2025 году она была спущена на воду. Арктическая «Tara», так же, как и одноименная шхуна имеет оборудование для взятия проб воды на разных глубинах. Может быть, автор ошибается, но эпоха освоения Арктики на небольших судах закончилась еще в 20-х годах ХХ века. История знает немало мрачных страниц, когда экспедиции на Север на небольших судах исчезали, и только потом, спустя годы, находили места их гибели. Арктику можно покорить только на могучих ледоколах, или с помощью судов усиленного ледового класса. Дрейфовать по Северному Ледовитому океану на научной базе водоизмещением около 500 тонн, на борту которой находятся 44 человека, просто опасно. Посмотрите на фотографии ЛСП «Северный полюс» и дрейфующей станции «Tara». Разница очевидна. К сказанному нужно добавить, что количество людей на обоих судах приблизительно равно. Повторюсь, это мнение автора.
Неожиданные самоограничения
Первые испытания, как сомой станции, так и научного оборудования происходили летом 2025 года на Шпицбергене. Станцию «Tara» страховал немецкий исследовательский ледокол «Polarstern». В июле этого года станция и ледокол покинули норвежский Лонгйир на Шпицбергене и «Tara» начала свой первый дрейф. Основные исследования намечены на лето 2026 года. Во время дрейфа этого года команда станции получила разрешение на работу в российском секторе Арктики с 25 августа по 15 сентября. «Tara» должна была выйти на исходную точку дрейфа над подводным хребтом Гаккеля, который расположен приблизительно на одинаковом расстоянии между Сибирью и Гренландией. Французы. и это удивительно в наше время, взяли на себя обязательство не проводить чувствительные исследования в российском секторе. Было заявлено, что акустические исследования в нем проводиться не будут, установленный на станции гидролокатор будет выключен все время, пока станция дрейфует по российской части Арктики. Об этом сообщил директор Фонда директор «Tara Ocean» Ромен Трабл. Этот жест, безусловно, похвален. Вызван он, вероятно, тем, что Фонд боится за судьбу свой станции. Хотя, если честно, опасения вызывают планы Фонда по дрейфам в Арктике. Заявлено, что всего до 2045 года запланировано 10 экспедиций, которые будут продолжаться по 18 месяцев. 90% времени станция будет дрейфовать во льдах. Выдержит ли 500-тонное судно из алюминия такие испытания, неизвестно. Как бы то ни было, арктическая научная гонка продолжается.




