Версия // Общество // В 1961 году неожиданно списали новый крейсер, который прослужил всего 6 лет

В 1961 году неожиданно списали новый крейсер, который прослужил всего 6 лет

5258

Советские морские мифы. Ядерные испытания у берегов Крыма

В 1961 году неожиданно списали новый крейсер, который прослужил всего 6 лет
В разделе

Исторические мифы, в том числе и мифы морские, имеют одну особенность. Они периодически всплывают в интернете. Это объяснимо. Поколение читателей, которые понимают, что прочитанная история – неправда, сменяется, поэтому необычная история находит себе новых благодарных читателей. К ним в полной мере относится и миф о легком крейсере Черноморского флота «Адмирал Нахимов», который якобы участвовал в испытаниях ядерного оружия под Севастополем.

Сюжет: Армия

В этой статье мы расскажем об этой истории и разберем, почему она не имеет никакого отношения к тому, что произошло на самом деле.

Морская мифология Советского Союза

В истории любой страны, а морская история является её составной частью, обязательно есть мифы. Причины их появлений разные – не рассекреченные документы из официальных архивов, туманные объяснения государственных органов о каком-то событии, что дает поводы для широкого толкования его причины, просто создание фейка. Причем последнее может быть как частью чьей-то информационной кампании, так и инициативой отдельного лица без всякой цели. Обычно мифы придумываются так, чтобы, с одной стороны, они были правдоподобны, а с другой – трудно проверяемы. С морскими мифами сложнее. Военный корабль или гражданское судно по определению невозможно полностью засекретить. Это не истории с разведчиками, танками, или самолетами, которые невозможно проверить. К строительству и эксплуатации кораблей и судов причастны тысячи человек, и придумать какой-то миф с их участием практически невозможно – слишком много людей что-то видели или знают. Секретной может быть задача, которую выполняет боевой корабль, но рассказ о каких-то таинственных кораблях в составе ВМФ, о которых никто не знает, действует только на обывателя. Корабль нужно где-то поострить, он базируется в каких-то базах, его эксплуатация отражается в тысяче документах. Но такие легенды появляются. О несуществующих сухогрузах и эсминцах смотри статьи «Советские морские мифы. «Пижма»» и «Советские морские мифы. Антарктический флот». Миф, о котором мы расскажем в этой статье, другой. В нем принимает участие реально существовавший корабль – легкий крейсер проекта 68-бис Черноморского флота «Адмирал Нахимов». И он действительно принимал участие в испытаниях первого советского ракетного оружия для надводных кораблей. Но то, о чём рассказывают периодически появляющиеся статьи (а фактически перепечатки одного и того же), к правде не имеют никакого отношения.

По теме

Крейсер проекта 68-бис «Адмирал Нахимов»

У крейсеров этого проекта извилистая и интересная судьба. Всё началось ещё до Второй мировой войны, когда по программе создания советского Большого флота был разработан легкий крейсер проекта 68. К 1941 году на верфях страны строились уже семь крейсеров этого проекта. Пять из них были спущены на воду до начала Великой Отечественной войны, правда ни один не был достроен и в боевых действиях не участвовал. После Победы встал вопрос – что делать с этими пятью корпусами? Дело в том, что моряков уже не совсем устраивал проект, ведь он основывался на довоенных представлениях, а война внесла свои коррективы. Страна находилась в сложном экономическом положении, поэтому, чтобы не сдавать на лом уже спущенные корабли, проект доработали, он стал называться 68К. Все пять крейсеров вошли в состав советского флота. Но проект 68К не полностью устраивал моряков, они хотели его усиления по многим параметрам. Промышленность разработала новый проект, являющийся логическим продолжением предыдущего – 68-бис. Они были последние, чисто артиллерийские крейсера в советском ВМФ, и, по своему, это бы идеальный проект артиллерийского крейсера. При водоизмещении около 17 000 тонн корабль был вооружен 12-ю 152 мм орудиями, 12-ю 100-мм универсальными орудиями, 16-ю спаренными 37-мм зенитными автоматами, двумя пятитрубными торпедными аппаратами. Крейсер мог принимать на борт морские мины. Скорость хода составляла 33 узла – около 61 км/ч.

Флот добился включение в судостроительную программу строительство 25 легких крейсеров проекта 68-бис. Были заложены 21 крейсер. Но тут вмешался Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Этот импульсивный руководитель страны посчитал, что все силы необходимо бросить на производство ракет, а самолеты и корабли стране не нужны. В результате такой политики ВВС сокращались полками, а флот лишился десятков кораблей. Последствия «эпохи Хрущева» ВМФ ощущал до 80-х годов ХХ века. Благодаря бурной деятельности Генерального секретаря из 21 заложенных крейсеров в строй вошли только 14. Остальные корабли, даже имеющие большую степень готовности, были разрезаны на металлолом. Немного отвлекаясь от темы статьи, скажем, что ценность крейсеров проекта 68-бис командование флота оценило в середине 70-х годов. Тогда выяснилось, что в советском ВМФ нет кораблей, способных оказать эффективную артиллерийскую поддержку десанту с моря. Эсминцы были вооружены 130-мм орудиями, которые не могли решить все задачи огневой поддержки десанта. После этого осознания, крейсера проекта 68-бис стали ценными единицами флота. «Старики» поддерживались в хорошем техническом состоянии, так как кораблей с крупнокалиберной артиллерией не было даже в планах развития флота. Завершая рассказ о крейсерах проекта 68-бис, скажем, что три корабля подверглись серьёзной модернизации. Два крейсера – «Жданов» на Черноморском флоте по проекту 68У и «Адмирал Сенявин» на Тихоокеанском флоте по проекту 68У-2 – были переоборудованы в крейсера управления, а «Дзержинский» на Черноморском флоте по проекту 70Э оснастили зенитным ракетным комплексом М-2 (аналог сухопутного С-75). Эксперимент вышел неудачным, и «Дзержинский» оставался единственным кораблем советского ВМФ с этим ЗРК. Остальные крейсера прошли модернизацию, включающую в себя усиление зенитного и радиолокационного вооружения. Все уцелевшие после «хрущевского урезания» крейсера прослужили до распада Советского Союза.

Испытания «Щуки»

По теме

В 50-х годах на флот стало приходить ракетное вооружение. В советском флоте практиковалось два варианта испытания новых систем вооружения. Первый вариант предусматривал проектирование и строительство специального опытового корабля, на который устанавливалось новое оружие. Такие опытовые суда (на бортах буквы ОС и номер) использовались при испытании торпедного и лазерного оружия. Второй путь заключался в выделении серийного боевого корабля, на который устанавливался образец нового комплекса корабельного оружия.

Сначала работы с управляемыми крылатыми ракетами пытались унифицировать. Был разработан комплекс КС-1 с ракетой «Комета» класса «воздух-море» для авиации флота. Ракету и систему наведения разрабатывали с нуля. Ракета была несколько уменьшенной копией истребителя МиГ-15. Потом на базе КС-1 был разработан комплекс С-2 «Сопка» для береговых войск флота. Была использована практически та же ракета, только в варианте «земля-море». КС-1 и С-2 были приняты на вооружение и эксплуатировались в ВМФ СССР. Следующим шагом было разработка под эту же ракету комплекса «корабль-корабль». Комплекс назвали П-1 «Стрела», пусковую установку - «Колчан», ракету – КСС. Для испытаний флот выделил легкий крейсер «Адмирал Нахимов». Корабль был построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе и поднял военно-морской флаг в 1953 году. Крейсер был флагманом отряда кораблей, совершивших первый послевоенный поход Черноморского флота в Средиземное море. «Адмирал Нахимов» и два эсминца проекта 30-бис «Буйный» и «Беспощадный» с 31 мая по 4 июня 1954 года совершили официальный визит в Албанию. Для поведения испытаний крейсер был переоборудован по проекту 67-ЭП (в некоторых источниках указывается проект 68-ЭР). Одна из носовых башен крейсера была переоборудована под одиночную пусковую установку «Колчан». Кроме этого, на фок-мачте крейсера разместили РЛС комплекса ДК-5С. Испытание проводились на Феодосийском полигоне – в дальнейшем НИП-31 «Песчаная балка». Пуски ракет проводились ночью. В ноябре – декабре 1955 года были проведены два пуска весового макета ракеты, а с января по май 1956 года – 20 пусков ракеты КСЩ по мишени – отсеку-цитадели недостроенного тяжелого крейсера «Сталинград» проекта 82. Было проведено 46 облетов, с целью отработки работы РЛС комплекса. Испытания завершились успешно, но П-1 «Стрела» на вооружение принят не был, так как комплекс планировался для новых крейсеров проекта 67. а их строительство отменили – Хрущев настаивал на сокращении флота. Чтобы не оставить ВМФ без ракеты «корабль-корабль» на вооружении был принят менее габаритный комплекс КСЩ. В конце войны немцы приняли на вооружение планирующую управляемую авиационную бомбу Henschel Hs 293 О боевом применении нового оружия смотри статью «Премьера в Средиземном море» Первоначально проектировали авиационный вариант «Щука-А». система управления которой копировала немецкую и требовала участие оператора. Развитием темы стала «Щука-Б» -–ракета класса «корабль-корабль» – с радиолокационной головкой наведения. КСЩ вооружили эсминцы проекта 57 и несколько эсминцев семейства проекта 56.

Вопросы, мифы и легенды

По теме

Всё вышесказанное подтверждает мысль о том, что со временем история боевых кораблей перестает быть тайной. Даже информация о такой секретной миссии, как испытания нового ракетного оружия, становится доступной. Всё началось со статьи, опубликованной севастопольцем Виталием Костриченко в начале 90-х. В ней он приводит некоторые факты, которые, с одной стороны трудно проверить, с другой – делает на их основе сенсационный вывод.

Что же произошло с новым крейсером, после окончания программы испытаний? На тот момент крейсер прослужил всего три года. После испытаний, «Нахимову» вернули штатное артиллерийское вооружение, он по прежнему был флагманским кораблем Черноморского флота, но неожиданно для всех, в 1960 году, его исключили из состава флота, разоружили и передали в ОФИ (отдел фондового имущества) для сдачи на разделку. В 1961 году его использовали как мишень при стрельбе ракетами КСЩ с эсминца «Прозорливый». Ракета попала в среднюю часть корпуса крейсера, пробила его насквозь, сделав крестообразную пробоину площадью 15 кв.м, и вызвав пожар. В 1962 году «Адмирала Нахимова» разделали на металл в Севастополе. Почему? Новейший корабль с подготовленным экипажем исключен из списков флота. Костриченко приводит несколько фактов. Давайте рассмотрим их и попытаемся оценить.

– При списании флаг корабля навечно передали на хранение в центральный военно-морской музей в Ленинграде. В ЦВММ на вечное хранение принимаются флаги кораблей и судов, которые были причастны к знаковым событиям истории страны. Что за 6 лет службы совершил легкий крейсер Черноморского флота?

– «Адмирал Нахимов» – единственный корабль ВМФ СССР, все документы которого (вахтенные журналы и т.д.) были изъяты из Центрального военно-морского архива КГБ СССР. На каком основании? Факт громкий, но не поддающийся проверки.

– Перед разборкой на крейсере проводились дезактивационные работы. Доказательств этого, или какие-то ссылки не приведены.

– Перед списанием крейсер, как и положено, находился в доке – заваривалась забортная арматура. Якобы, по утверждению работников Севастопольского морского завода, на крейсере была сильно повреждена подводная часть, вплоть до повреждения киля и деформации обшивки корпуса корабля. Со слов судоремонтников, по крейсеру был нанесен мощный динамический подводный удар. Это притом, что официально, по крейсеру стреляли ракетой КСЩ, которая поразила надводную часть корпуса и вызвала в нем пожар. Если честно, сложно комментировать этот факт.

– Неофициально(!) запросив Гидрометеослужбу ЧФ, автор получил информацию, что 4 декабря 1960 года в 5 милях от мыса Меганом на глубине 500 метров было зафиксировано землетрясение магнитудой 3-4 балла. Автор считает, что это был подводный ядерный взрыв. Оставим это на его совести.

– И, наконец, ссылка на источник. В сборнике «75 лет в строю», изданном в Севастополе в 1995 году сказано «... В ходе опытной эксплуатации глубоководного аппарата «Поиск-2» был сделан ряд научных открытий, требующих будущего осмысления...в районе Феодосийского залива на изучаемых глубинах свыше 1700 метров зафиксирована радиация на порядок выше, чем считалось ранее..». (стр. 111).

Исходя из этого, Костриченко делает один вывод – крейсер был объектом испытания подводного ядерного взрыва. Распоряжение о таком испытании мог дать только один человек – Генеральный секретарь ЦК КПСС. Глубины Феодосийского полигона благоприятны – они достигают 2 000 метров. Вот этот вывод вызывает серьезные вопросы. Дело в том, что в СССР существовал – и существует сегодня – полигон на Новой Земле, специально предназначенный для испытания различных видов ядерного оружия. Он был основан в 1954 году, и к моменту описываемых событий уже работал. Более того, в 1955 году там был произведен первый подводный взрыв. Специально для изучения последствий взрыва для кораблей, из состава Балтийского и Северного флотов выделили 6 эсминцев, 10 больших охотников, 7 подводных лодок, 14 тральщиков и 2 транспорта, которые были сведены в Бригаду опытовых кораблей – БОК. Кроме этого в БОК входили штабной корабль, танкодесантный корабль и буксиры. Испытания показали, что после подводного взрыва один корабль затонул, часть получили серьезные повреждения, а часть кораблей сохранила боеспособность. Информация об этих испытаниях есть в интернете, желающие могут с ними ознакомиться. Можно утверждать, что подводные ядерные взрывы у Берегов Крыма не осуществлялись. Для этого существовал специальный полигон, где подобные испытания проводились с 1955 года.

Для чего Костриченко выпустил книгу и разместил на многих ресурсах интернета свою статью, можно только предполагать. Возможно, он просто озвучил одну из многочисленных морских баек и историй. Единственное, что реально интересно – это судьба крейсера «Адмирал Нахимов». Что послужило причиной списать новейший боевой корабль, флагман флота, прослуживший всего 6 лет? Даже нелюбовь Хрущева к крупным надводным кораблям не объясняет такого решения. Это загадка морской истории Советского Союза, которая еще ждет своего разрешения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.05.2023 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх